Файл: Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика не может эффективно существовать без института оценочной деятельности. Сделки купли-продажи, передача имущества в залог, инвестиции в бизнес или какие-либо проекты, оценка эффективности работы менеджмента и бизнеса и другие не менее важные и обязательные случаи оценки влекут за собой обращения к оценщикам за услугами по формированию рыночной или какого-либо другого вида стоимости. Сегодня не ставится под сомнение необходимость управления стоимостью бизнеса. 

Многие руководители компаний, инвесторы знают о создании и управлении стоимостью в публичных (открытых) компаниях, где цена акций отражает реакцию рынка на результаты бизнеса. Гораздо труднее разработать успешную стратегию и правильно измерить результаты работы, когда рыночного курса акций не существует, т.е. организация является закрытой. А в условиях кризиса проблемы управления стоимостью бизнеса никуда не исчезают, наоборот, факторы, позволяющие увеличивать стоимость компаний, еще более тщательно анализируются и используются менеджментом.

Важную роль управление стоимостью играет для предприятий реального сектора экономики. Их недооцененность приводит к проблемам привлечения инвестиций в развитие данных компаний и снижению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Неконкурентоспособность на одном или обоих вышеупомянутых рынках подвергнет серьезной опасности шансы на выживание компании. Таким образом, тема исследования представляется актуально и значимой на сегодняшний день.

Целью исследования является всестороннее изучение вопроса о целяз, задачах и значении оценки бизнеса.

В соответствии с заданной целью в исследовании решены следующие задачи:

- рассмотрены идентификационные характеристики объекта оценки в соответствии с требованиями нормативных документов,

- представлены обязательные случаи проведения оценки бизнеса,

- раскрыто содержание задания на оценку.

Предметом исследования является оценочная деятельность.

При написании работы использовались методы логического мышления, анализа, синтеза.

Нормативной базой исследования послужили федеральные законы, Постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты, посвященные оценке бизнеса.

Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных учетных-экономистов.


ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Идентификация объекта оценки - это комплексное исследование состояния объекта оценки, позволяющее получить полноценное понимание оцениваемого предприятия не только на момент проведения оценки, но и в ретроспективном и прогнозном периодах [14].

Важно отметить, что федеральными стандартами оценки предъявляются четкие требования к составлению отчета об оценке, в том числе к идентификации объекта оценки:

­ принципы существенности и обоснованности – отчет должен содержать всю информацию, оказывающую влияние на формирование стоимости объекта оценки; данная ценообразующая информация, должна быть подтверждена [8];

­ принцип однозначности – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета, а также допускать неоднозначного толкования отчета;

­ принципы проверяемости и достаточности – содержание отчета об оценке, состав и последовательность изложения ценообразующей информации должны позволить пользователям отчета воспроизвести расчет стоимости объекта оценки и привести его к результатам, содержащимся в отчете [10].

Содержание процесса идентификации объекта оценки , а именно, бизнеса включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их.

I этап. Анализ правоустанавливающих документов.

На данном этапе анализируются официальные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица, в том числе: свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; устав юридического лица, утвержденный Общим собранием акционеров (фирменное наименование, местонахождение, филиалы и представительства, цели и виды деятельности, уставный капитал, права акционеров, общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительные органы); изменения в устав юридического лица; решение о выпуске (дополнительных выпусках) ценных бумаг; свидетельство о государственной регистрации выпуска ценных бумаг; отчет об итогах выпуска ценных бумаг; выписка из реестра акционеров на дату проведения оценки.

Анализ правоустанавливающих документов необходим, поскольку под фразой «объектом оценки является пакет акций/доля в уставном капитале» всегда подразумевается, что оценивается то или иное вещное право на указанный актив. Необходимо описать оцениваемые права на пакет/долю в уставном капитале предприятия. В тех случаях, когда объект оценки находится в залоге, передан в доверительное управление, и т. п. следует точно определять реально существующий состав прав, и состав прав, которые оцениваются (эти составы прав могут не совпадать) [12].


Вторым этапом идентификации объекта оценки является анализ корпоративной структуры и управления предприятием.

В рамках анализа корпоративного управления предприятием необходимо проанализировать:

- уставные нормы, существенно определяющие зависимость прав акционеров по управлению предприятием от размеров принадлежащих им пакетов акций;

- специфику прав владельцев обыкновенных и привилегированных акций на получение дивидендов;

- права владельцев привилегированных акций на участие в голосованиях по вопросам, рассматриваемым Общими собраниями акционеров;

- структуру акционерного/собственного капитала (перечень юридических и физических лиц, владеющих не менее чем 1% акций/долей в УК рассматриваемой компании) с данными о размерах пакетов/долей каждого владельца и размерах пакетов/долей, аккумулированных у номинальных держателей;

- ретроспективную динамику изменения состава акционеров и принадлежащих им пакетов акций;

- сведения о присутствии на общих собраниях акционеров в динамике за последние 3-5 лет (доля присутствующих от общего числа акционеров);

- анализ данных о «дружественности» тех или иных акционеров, то есть данных о том, какая часть акционеров одинаково голосует по стратегически важным для компании вопросам.

Полезность и рыночная стоимость пакета акций определяется возможностью его владельца получать дивиденды (и получение в иных формах доходов от деятельности общества) и участвовать в управлении обществом.

Очевидно, что концентрация контроля «в руках» одного акционера (группы акционеров) снижает возможность влияния других акционеров на управление обществом и, следовательно, рыночные стоимости принадлежащих им пакетов акций.

Результаты анализа корпоративного управления будут использованы оценщиком для:

-        последующего обоснования применяемых размеров скидок (премий) за отсутствие контроля (его наличие и степень),

-        выявления признаков заинтересованности акционеров в приобретении оцениваемого пакета акций,

-        анализа цен в ранее состоявшихся сделках с пакетами акций предприятия.

Таким образом, описание в отчёте распределения акций общества между всеми его акционерами (имеющими пакеты акций, позволяющих влиять на принимаемые Общим собранием акционеров решения) является необходимым для того, чтобы охарактеризовать полезность объекта оценки в части возможностей его владельца влиять на управление обществом. Это является существенным свойством объекта оценки, определяющим «управленческую» часть его рыночной стоимости.


Третьим этапом идентификации объекта оценки является анализ деятельности предприятия на дату проведения оценки.

Основные рассматриваемые вопросы включают: историю развития предприятия, кадровый потенциал, основные средства, организация производственной деятельности и маркетинг.

Вопросы исследуются ретроспективно.

IV этап – это анализ внешнего окружения предприятия Анализ состояния предприятия – это не только исследование процессов, происходящих в структуре самого предприятия, это прежде всего анализ той среды, в которой предприятие функционирует. Обычно разделяют внутреннюю среду предприятия, факторы которой определяются целиком управленческими решениями (цели предприятия, его структура, кадры, технологии), и внешнюю среду. Внешнюю среду представляют факторы микро и макросреды. Важно отметить, что при реализации данного этапа нецелесообразно изучать все стороны микро и макросреды. Необходимо выявить и проанализировать исключительно те факторы указанных сред, которые оказывают или будут оказывать непосредственное влияние на деятельность оцениваемого предприятия. Таким образом, акцент в выводах должен быть сделан на тех параметрах, фактах, анализах и прогнозах, которые в дальнейшем будут использованы в расчетах стоимости объекта оценки [15].

V этап - экспресс-диагностика финансового состояния предприятия Наиболее достоверные результаты при анализе различных сфер деятельности предприятия дает диагностика финансового состояния предприятия; любой аспект бизнеса отражается на финансовом положении предприятия. Обычно диагностика финансового состояния предприятия охватывает ретроспективный период 3–5 лет.

Для адекватного вывода о состоянии предприятия с точки зрения финансов необходимо выполнить ряд основных действий: 1. Вертикальный и горизонтальный анализ структуры бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. 2. Расчет коэффициентов платежеспособности. 3. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости. 4. Расчет коэффициентов рентабельности и деловой активности [13].

Заключительным этапом является SWOT-анализ, который аккумулирует информацию, полученную в рамках каждого из вышеуказанных этапов. SWOT-анализ (Strengh – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможности, Threats – угрозы). SWOT-анализ позволяет выявить факторы опасности и новых возможностей предприятия во внешней среде; определить факторы силы и слабости внутреннего состояния предприятия.

Таким образом, исследование объекта оценки является важной и многогранной задачей, решаемой в несколько этапов с использованием инструментов системного, статистического и экономического анализа, и только тщательный комплексный анализ позволяет получить полноценное понимание полезности и, соответственно, стоимости объекта оценки для собственников, потенциальных инвесторов и других участников рынка.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Обязательность ряда случаев проведения оценки стоимости бизнеса регламентируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998, № 135-ФЗ, статьей 8. В соответствии с ФЗ № 135, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям [3]. Кроме того к числу таких случаев относятся:

- определение стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

- использование объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

- продажа или ином отчуждение объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- передача объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

- возникновение спора о стоимости объекта оценки [3].

Случаи обязательности объекта оценки бизнеса при возникновении спора таковы:

- при национализации имущества;

- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

- при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;

- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.