Файл: Методы и методики оценки в образовании (Современные методы и методики оценивания.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и методики оценки в образовании

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Новые стандарты устанавливают:

  1. Ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образования;
  2. Требования к содержанию и организации образовательного процесса;
  3. Описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.

        Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  • Личностные
  • Метопредметные;
  • Предметные.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.

Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • Планирование;
  • Контроль;
  • Коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, опорной  системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  •  индивидуальный прогресс развития личности.

Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются «Планируемые результаты освоения образовательных программ». Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к образовательным результатам.

         Как уже отмечалось, ФГОС второго поколения имеет новые особенности. Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как общественному договору, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса:

  • организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников;
  • отбор и организацию учебного материала;
  • учебную среду.

Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Аксиомы оценивания:

  • Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
  • Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
  • Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
  • Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
  • Необходимо установить приоритеты использования методов
  • Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
  • Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
  • Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
  • Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
  • Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
  • У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
  • Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
  • Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
  • Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.

  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
  • Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
  • Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:


  • Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он принес в выполнение задания или в изучение темы;
  • Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Новые образовательные стандарты внесли изменения не только  в содержание образования, но и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и к оценке результатов. Перед педагогами встали следующие вопросы:

  • В чем особенность предметных, метапредметных и личностных результатов и как их оценить?
  • Как оценивать сформированность действий, а не просто наличие знаний?
  • Как по-новому использовать отметки, уровни достижений?
  • Как фиксировать новые результаты, чтобы ими пользоваться?
  • Какие современные формы и методы оценивания применять?

В поиске ответов на поставленные вопросы творческая группа учителей начальной школы определила следующие  задачи:

  1. изучить особенности педагогического контроля и оценивания результатов образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов;
  2. изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
  3. разработать критерии оценки образовательных результатов учащихся с позиций ФГОС;
  4. анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся.

 Выявлены  особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС.

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
  5. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  6. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  7. организация и самооценка учащихся;
  8. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.;
  10.  ритмическая организация образовательного пространства учебного года

В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

  1. Тест.
  2. Экспресс-опрос («летучка»).
  3. Расширенный опрос.
  4. Игровые методы оценивания.
  5. Контрольное упражнение.
  6. Наблюдение.
  7. Самооценка.
  8. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

Очень часто категории метод и методика смешиваются или употребляются как синонимы.

Современные методы и методики оценивания.

Следовательно, школе требуется создать  такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное,  а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Однако эти способы  требуют дополнения  такими методами,  которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере — в решении учебных задач. Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. «Оценка и взаимооценка портфолио происходят постоянно при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе  конкретных форм и критериях оценки портфолио стоит договориться заранее.» 

Гипотеза. В результате проведенной работы предполагали, что построенная система контроля и оценки учебных достижений будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать и стимулировать учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.

Для реализации первой задачи необходимо было изучить научную и методическую литературу по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.