Файл: Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса (I этап. Анализ правоустанавливающих документов).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
4. При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Договоры переуступки прав требования также подпадают под сферу гражданско-правового регулирования и описаны в соответствующей части обязательственного права (Часть 2 ГК)
5. При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством в части, посвященной юридическим лицам, а также законами и иными правовыми актами, посвященными юридическим лицам в части регулирования уставных капиталов и фондов (напр. ФЗ «Об акционерных обществах»).
6. При национализации имущества
На протяжении истории России национализация всегда служила способом пополнения государственных доходов. Несмотря на то, что сегодня национализация возможна только с равноценным возмещением, такое возмещение может не соответствовать доходности собственности, и следовательно принесет выгоду государству. К тому же приватизация многих сверхприбыльных предприятий в России может быть пересмотрена в публичных интересах. Национализация это "переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д." Этот способ является радикальным решением бюджетных проблем и в современной России не применялся. Национализация является гражданско-правовым институтом.
В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст.306 ГК. Однако ссылка на ст.306 ГК не полностью соответствует положениям ст.35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими за конами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества.
7. При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки. Ипотека регулируется законодательством об ипотеке и соответствующими нормами гражданского законодательства.
8. При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества. Данный спектр правоотношений регулируется нормами семейного права и гражданско-процессуального законодательства.
9. При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Данный случай перекликается с национализацией как цели оценки.
10. При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Налоговый кодекс является основным документом, регулирующим правоотношения в сфере налогов и сборов в Российской Федерации.
Случаи обязательного проведения оценки не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Кроме того, законодательством РФ предусматриваются следующие случаи обязательной оценки:
1. Оценка акций для их обязательного выкупа по требованию акционеров (Ст. 75 и 77 ФЗ Об акционерных обществах)
2. Оценка взносов в уставный капитал, осуществляемых в не денежной форме (ст. 34 ФЗ Об акционерных обществах и ст.15 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью)
3. Оценка имущества в целях исполнительного производства (ст. 52 ФЗ Об исполнительном производстве)
4. Оценка безвозмездно полученного имущества для целей отражения в бухгалтерском учете (Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ).
5. Оценка в рамках законодательства о банкротстве (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) № 127ФЗ, О реструктуризации кредитных организаций №144ФЗ).
Задание на оценку стоимости предприятия (бизнеса)
Процесс оценки стоимости бизнеса (предприятия) — это сложный трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов. Основные требования к процессу оценки стоимости объекта собственности состоят в следующем:
• правильно идентифицировать объект и связанные с ним права;
• учесть цель и предполагаемое использование результатов оценки;
• определить масштабы поиска и сбора данных;
• выявить любые имеющиеся ограничивающие условия;
• определить эффективную дату оценки;
• определить оцениваемый вид стоимости;
• рассмотреть имеющиеся ограничения.
В Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов оценки» сформулированы следующие этапы проведения оценки:
1) заключение с заказчиком договора об оценке;
2) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
3) анализ рынка, к которому относится объект;
4) выбор методов оценки в рамках каждого из подходов оценки и осуществление необходимых расчетов;
5) обобщение результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
6) составление и передача заказчику отчета об оценке.
Рассмотрим перечисленные этапы последовательно применительно к оценке бизнеса.
Подготовка задания на оценку бизнеса начинается с этапа определения проблемы, заключающегося в следующих основных моментах:
1) идентификация предприятия;
2) выявление предмета оценки;
3) определение даты оценки;
4) формулирование целей и функций оценки;
5) определение вида стоимости;
6) ознакомление заказчика с ограничительными условиями.
Далее осуществляется предварительный осмотр предприятия, определяются требования к исходной информации и источникам ее получения, ограничительные условия, состав группы экспертов-оценщиков, составляется задание на оценку (прилагается к отчету об оценке) и календарный план оценки.
В соответствии с Международными стандартами оценки описание задания по оценке бизнеса должно включать следующие сведения:
1) идентификацию бизнеса, интерес собственности в бизнесе или ценную бумагу, подлежащие оценке;
2) дату оценки;
3) толкование стоимости;
4) собственника доли;
5) цель и использование оценки.
После выполнения этих мероприятий готовится и заключается договор об оценке стоимости бизнеса (обязательные требования к договору об оценке сформулированы в Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Заключение
В процессе выполнения работы были изучены следующие вопросы, связанные с оценкой предприятия (бизнеса):
1. Идентификация объекта оценки в соответствии с требованиями нормативных документов.
2. Обязательные случаи оценки стоимости предприятия (бизнеса).
3. Задание на оценку стоимости предприятия (бизнеса).
При выполнении реферата были изучены нормативные документы оценки предприятия (бизнеса), а также раскрыта цель, выполнены поставленные задачи, а именно:
формирование системы знаний в области оценки и управления стоимостью предприятия (бизнеса), подготовка к оценке стоимости предприятий (бизнеса) различного профиля и форм собственности.
• ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей оценку стоимости предприятия (бизнеса);
• раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий, используемых в оценке стоимости предприятия (бизнеса);
• ознакомление с методикой оценки стоимости предприятия (бизнеса);
• ознакомление с концепцией управления стоимостью предприятия (бизнеса);
В процессе выполнения работы мы получим следующие знания:
• нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональную оценочную деятельность;
• нормативно-правовые акты, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса);
• объект оценки стоимости предприятия и бизнеса;
• понятийный аппарат, используемый при оценке стоимости предприятия (бизнеса);
• виды стоимости, используемые профессиональными оценщиками при оценке стоимости предприятия (бизнеса);
• обязательные случаи оценки стоимости предприятия (бизнеса);
• порядок проведения и случаи применения анализа наилучшего и наиболее эффективного использования при оценке стоимости предприятия (бизнеса).
Список использованных источников
- Оценка бизнеса: учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
- Оценка рисковых долговых обязательств на Российских предприятиях: учеб. пособие. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскандеров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003.
- https://pandia.ru/text/78/081/53064.php
- http://www.eiblio.ru/book/bib/06_management/valut_operac_bank/up.html#_Toc287518857