Файл: Профессиональный стресс: причины, признаки, последствия (Стресс и стрессоустойчивость).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Личностные факторы риска выгорания.
Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, можно отметить поведение человека типа А, предпочитаемые стратегии преодоления кризисных ситуаций. Использование активной стратегии избегания кризисной ситуации соотносится с эмоциональным истощением и деперсонализацией, и использование пассивной стратегии - с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. При этом, чем больше степень выгорания, тем чаще применяются пассивные, агрессивные модели преодолевающего поведения. Умение управлять эмоциональными проявлениями - необходимый навык работников коммуникативных профессий. Однако, очень часто стратегия преодолевающего поведения в условиях стресса, частью которой может являться и такое умение как управление и подавление собственных эмоций, может служить одним из
· факторов, определяющих вероятность развития психосоматических заболеваний. Для развития синдрома выгорания важно, как работник справляется со стрессом. Наиболее уязвимыми оказываются те, кто реагирует на стрессовую ситуацию агрессивно, несдержанно, стремясь противостоять, во что бы то ни стало, идя на соперничество. Они имеют тенденцию недооценивать сложность стоящих задач и фактор времени.
Особую роль можно отметить в связи между личностными характеристиками и выгоранием весьма существенный фактор при подборе персонала в коммуникативных профессиях. Тревожные, склонные к депрессиям люди не будут в состоянии справиться со стрессами и будут больше подвержены профессиональному выгоранию, чем люди с высокой степенью самоуважения (более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и менее склонны к эмоциональному истощению), хорошим чувством юмора (один из механизмов копинговых реакций, помогающий преодолевать стрессовые ситуации).
· Ожидания как фактор выгорания. Наиболее подвержены синдрому выгорания молодые, малоопытные работники, завышающие ожидания от профессиональной деятельности. Более старшие по возрасту и опытные сотрудники способны изменить свои ожидания, чтобы они соответствовали реальной ситуации, например, снизив ожидания, касающиеся благодарности клиентов или организационных ресурсов компании.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Психофизические симптомы профессионального выгорания
К ним относятся такие, как:
- · чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- · ощущение эмоционального и физического истощения;
- · снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- · общая aстенизация (слабость, снижение aктивности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- · чaстые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- · резкaя потеря или резкое увеличение веса;
- · полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
- · постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- · одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- · заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
- · возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.
Определенные социально-психологические симптомы профессионального выгорания
К ним относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
- · скука, безразличие, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- · раздражительность повышенная на незначительные, мелкие события;
- · частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
- · постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
- · чувство повышенной тревожности и неосознанного беспокойства (ощущение, что "что-то не так, как надо");
- · чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
- · общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").
Основные поведенческие симптомы профессионального выгорания
К ним относятся следующие поступки и формы поведения работника:
- · ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
- · сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
- · вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
- · руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
- · чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- · невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- · дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- · злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Особым замечанием является то, что симптомы профессионального выгорания организаций: повышенная неадекватно текучесть кадров (от 100% и более в год, т.е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании - снижение вовлеченности сотрудников в работу; - поиск "козла отпущения"; - антагонистический групповой процесс и наличие группировок; - режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности; - развитие критического отношения к сотрудникам; - недостаток сотрудничества среди персонала; - прогрессирующее падение инициативы; - рост чувства неудовлетворенности от работы; - проявления негативизма относительно роли или функции отделения.
Кроме того, как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны. В этом состоит главная трудность в своевременном распознавании процесса выгорания и принятия необходимых мер по его преодолению.
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются только профессиональной сферой деятельности и отражаются не только на работе, но могут проявлять себя в различных аспектах бытия человека. Негативные переживания людей с высокой степенью выгорания связаны с утратой смысла своей профессиональной деятельности: отчаяние из-за отсутствия результата или равнодушия и непонимания окружающих ведут к обесцениванию стараний и усилий и потере смысла не только профессиональной деятельности, но и смысла жизни. Подобные переживания бессмысленности существования, бесцельности всего происходящего окрашивают и определяют всю жизненную ситуацию человека, влияя на все аспекты бытия. В результате длительного пребывания в подобном состоянии негативных переживаний, человек утрачивает способность радоваться жизни, теряет все, или почти все, составлявшее для него смысл, и обретает только одно - экзистенциальный вакуум. "Выгорающий" человек теряет ощущение смысла жизни, способность к самореализации, личную перспективу.
Понятие наполненности, осмысленности жизни соотносится с понятием качества жизни. Не просто - сколько прожить, но главное - как. Неудовлетворенность качеством жизни может послужить как причиной, так и следствием выгорания. Под качеством жизни обычно понимают субъективное удовлетворение, испытываемое в физических, ментальных, социальных ситуациях даже при наличии дефицитов. Ощущение субъективного благополучия играет значительную роль как в обеспечении нормального уровня физического состояния организма, так и для здоровья всего внутреннего мира личности. В результате исследований менеджеров была установлена связь между переживанием неблагополучия как неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Удовлетворенность жизненными успехами и достижениями, отношениями с другими людьми, самоконтроль связаны с сохранением уверенности и оптимизма в отношении смысла профессиональной деятельности. Чем меньше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений, тем больше удовлетворенность здоровьем и психологическая комфортность (аффективно-мотивационная удовлетворенность).
Синдром выгорания приводит к психическому и физическому неблагополучию, потере удовлетворенности качеством жизни, утрате смысла жизни и профессиональной деятельности. В результате синдрома выгорания теряется чувствительность к переживаниям других людей, способность сочувствовать и сопереживать, утрачивается чувствительность к собственным эмоциям и переживаниям. Это приводит к невозможности эмоциональной отдачи и сопричастности, к трагическому переживанию одиночества, что только усиливает экзистенциальный вакуум, когда человек теряет опоры внутри себя и во внешнем мире. Когда нет ничего и никого, на что можно опереться в трудную минуту, а все кажется бессмысленным и бесцельным.
Между тем, способность вчувствоваться и сопереживать представляет собой некий буфер, препятствующий развитию выгорания. Особенно сильно проявляется эта связь в отношении редукции личных достижений. Меньше проявляется склонность занижать значения результатов, больше уверенность в собственной профессиональной состоятельности. Способность сопереживать, понимание переживаний других людей тормозит дегуманизацию межличностных отношений в процессе коммуникации и препятствует деперсонализации. Эмоциональная эмпатия, сопереживание могут являться дополнительным ресурсом для горения без выгорания.
Таким образом, основным влиянием профессионального стресса на психического здоровье персонала является СПВ. Синдром профессионального выгорания, это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию - неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей представляющих угрозу, как для его личного здоровья, так и для организации в целом.
Заключение
Профессиональный стресс – стресс работника, возникающий под влиянием стрессоров, так или иначе связанных с работой, ее условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации и пр.
Выделяют несколько видов профессионального стресса - информационный, эмоциональный, коммуникативный, профессиональный стресс достижения, страх профессиональной ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс связанный с зарабатыванием денег.
Технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Это: создание условий труда, способствующих снижению уровня стрессоров, освоение путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом; и повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования.
Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.
Список используемой литературы
1.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.
2.Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.