Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 17
В Европе это шательперонская, селетская, ориньякская, граветтская, солютрейская, бадегульская и мадленская культуры. В Азии и на Ближнем Востоке – барадостская, зарзийская и кебарская.
Кроме того в этот период начинается расцвет изобразительного и декоративно-прикладного искусства: позднепалеолитический человек оставил множество наскальных рисунков и петроглифов, а также художественных изделий из керамики, кости и рога. Одна из повсеместно встречающихся разновидностей – женские фигурки, так называемые палеолитические Венеры.
Технология.
Инструменты изготавливали из : камня, рога, кости, зубов, раковин, кожи, растительных волокон, древесины, стеблей, смол.
Самая древняя технология обработки камня, олдувайская, появилась у Homo habilis около 2,6 млн лет назади в итоге исчезла примерно 250 тыс. лет назад. Ей на смену пришла более сложная Ашёльская культура, впервые отмеченная у примерно 1,65 — 1,8 млн лет назад. В ней, кроме гальки с заострённым краем, появилось ручное рубило, скребки и каменное шило, проколка.
Кроме каменных орудий, изготавливались, несомненно, и деревянные: заострённая палка, жгуты, дубины, колья. Пригодная для выкапывания съедобных кореньев или добывания термитов ветка не будучи обработанным орудием .Ранние же гоминиды, предположительно, использовали заострённые палки-пики, чтобы охотиться на мелких животных; это называется предварительной намеренной обработкой орудия.
Из веток и камней строили жилища, используя также естественные укрытия. Homo erectus не позднее 300 тыс. лет назад мог использовать огонь, но освоение огня произошло существенно раньше, 1,5 млн лет назад, или даже у Homo habilis либо его предшественников, австралопитеков.
Некоторые исследователи считают, что гоминиды начали готовить пищу на костре в холодных широтах с целью её размораживания. Это может объяснять парадокс: в местах стоянки малочисленных популяций относительно слабых охотников встречается избыток костей крупных ледниковых животных. Тем не менее, считается, что специфичное постоянное использование огня для приготовления пищи началось только в среднем палеолите.
Возможно, что уже Homo erectus 800-840 тысяч лет назад умел использовать плот. Такая сложная конструкция предполагает и существования чего-то на подобие языка у первых видов человека. Но впрочем, системы сигнализации, не основанные на голосе, а в жестах и действиях, причем с использованием орудий характерны и для множества животных.
Социальная организация.
Человеческаяжизнь в палеотите— это жизнь и эволюция человека от появления первого человека умелого до палеолитической эволюции — освоения земледелия.
Выделяют период:
1.Праобщина - первобытного человеческого стада и длится он примерно с 2,5 млн лет до н. э. до 30-50 тыс. лет до н. э. - в период нижнего и среднего палеолита.
2.Родовая община. Первый период длился примерно с 2,5 млн лет до н. э. до 30-50 тыс. лет до н. э. — в период нижнего и среднего палеолита. Второй период имеет временные рамки примерно с 50 тыс. лет до н. э. по 10 тыс. лет до н. э.
Среди предков человека в раннем и среднем палеолите жили человек умелый, человек прямоходящий, человек работающий, неандертальцы. В верхнем палеолите появляется первый человек современного типа —кроманьонец.
Социальная организация у Homo habilis и Homo erectus остается для нас неизвестной, но предполагается, что она была более сложной, чем например у современных шимпанзе,что бы легче было сравнивать и прикинуть на глаз.
Видимо, изобретение «главного лагеря» или общинного центра, где накапливались запасы продовольствия, в том числе дичь, произошло ещё в нижнем палеолите, не позднее 1,7 млн лет назад; однако, материальные остатки таких центров в виде построек и очагов датируются не ранее 500 тыс. лет назад, что говорит о том,что они были изобретены значительно позже,чем было сказано ранее.
Точно так же неизвестно, был ли человек нижнего палеолита
1. Моногамным-то есть имел одного партнера и был верен ему. Возможно даже любил, хотя за это очень сложно говорить. Женщины считаются моногамными. Впрочем, все люди имеют свойство моногамности и это отличает нас от животных или же
2.Полигамным-когда человеку более по душе иметь более одного или же всегда разных партнеров. Однако, считается, что виды с заметным половым диморфизмом (половым различием) более склонны ,к сожалению, к полигамии. Нельзя исключать, что сообщества Homo erectus были малочисленны по сравнению со средним и нижним палеолитом, т.к. были скорее моногамны. Они представляли из себя одно большое семейство и в них была больше развита иерархия.
Сознание и мышление.
Исследования племен , сохранивших до последних десятилетий образ жизни времен палеолита показывают несостоятельность представлений о примитивизме людей живущих на уровне каменного века. Они воспринимали окружающий мир и отдельные его части в целостности и стремились изучать их такими, какими они им представлялись.
Мышление первобытных людей было не только практичным, но и в какой то своеобразной степени магическим. В основе его лежала вера в возможность человека изменять реальность силой своего желания и, к удивлению происходило, как бы странно это сейчас не звучало.
Влияние человека на природу
Палеолит — это период наибольшего экологического соответствия, и если так можно сказать понимания человека с природной средой. В период палеолита использовалась исключительно мускульная энергия животных и человека, промысловое и собирательское освоение в период палеолита не приводило к изменению ландшафтов. никакого пагубного воздействия на природу не было и в помине, т.к. человек жил в ней и был одной из ее главных составляющих, неотрывной частью. То, что сейчас происходит в мире замечательно, мы эволюционируем и прогрессируем в правильное русло, но нельзя забывать о том, что человек-создание природы, и своими непродуманными достижениями в той или иной сфере наносит ей масштабный непоправимый ущерб. Глупо судить не разбираясь в тонкостях производства, к тому же мы немного отошли от темы, поэтому вернемся в период Палеотита.
В палеолитический период развития самое большее, на что был способен человек — влиять на животный мир, то есть на самый слабый компонент природы. Впрочем, современный опыт наблюдений за образом жизни охотничьих народов показывает, что для них не характерно подрывать собственную кормовую базу.
Питание и рацион.
Рацион охотников и собирателей включает продукты растительного и животного происхождения, грибы, лишайники. Наличием источников воды, соли, микроэлементов определяется каждая характерная стоянка в ареалах мигрирующих видов. Источники мяса, в том числе мяса птиц, рептилий, амфибий, рыбы, моллюсков, насекомых и червей могли оказываться у побережья рек, озёр, морей.
Часть рациона растительного происхождения определяла многообразие генома множества популяций. Природа растений определяла способность организмов гоминид вырабатывать или нуждаться в отыскании определённых веществ — витаминов. Лишь в верхнем неолите осуществлена такая культивация растений, которая определяет различие овощей, фруктов, масличных, прочие назначения использования видов.
Считается, что в палеолите люди меньше страдали от голода и плохого питания, чем в неолите, поскольку зависимость от небольшого количества культивируемых растений в земледельческом сообществе приводила к голоданию в неурожайные годы. Кроме того, во времена палеолита люди могли охотиться на крупных животных ,которые вымерли в конце плейстоцена. Маловероятно, чтобы люди палеолита страдали от заболеваний сердечно- сосудистой системы и диабета, так как они много двигались и употребляли нежирную пищу. О том же можно сказать иначе, наличия генов патологий у гоминид невозможно обнаружить в связи с жёстким отсеиванием особей в популяциях на протяжении всего периода существования гоминид.
Антропологи считают, что человек палеолита был каннибалом, так как значительная часть человеческих костей, найденных в местах стоянок людей нижнего и среднего палеолита, носит следы употребления в пищу. Причиной каннибализма мог быть недостаток белковой пищи. Для всеядных приматов рацион никогда не был богат белком характерного аминокислотного состава, а доступное мясо особей одного вида — это уникальная составляющая. Позже поедание человеческого мяса стало частью религиозной традиции, не лишённой физиологических предпосылок: некоторые аминокислоты, категорически необходимые для деятельности головного мозга, можно найти в достаточном количестве лишь в тканях крупных млекопитающих.
Впрочем, наличие у людей нижнего палеолита религиозных ритуалов не доказано. С другой стороны, возможно, что съеденные люди были жертвами не себе подобных, а хищных животных и падальщиков , так как в нижнем палеолите мёртвых не хоронили в могилах, и трупы людей были для них доступны.
Микробиология пищи предполагает подверженность хранящихся продуктов питания естественному влиянию грибов и бактерий. При этом отличительной особенностью популяции оказывается переносимость особей к действию микроорганизмов. Для множества северных народов характерно особенное пищеварение — такое, которое протекает нормально лишь в случае подверженности мясных продуктов действию определённых микроорганизмов: это могут быть бактерии в мясе животных, грибы в молочных продуктах для позднего периода. Бактерии кишечника гоминид определяют способность эффективно перерабатывать растительную пищу; однако, заселение кишечника детёнышей гоминид этими бактериями происходит лишь при специальных обстоятельствах.
Наиболее ранним продуктом питания человека — таким, который становился аналогом современных источников необходимой микрофлоры кишечника, — оказывался помет крупных травоядных млекопитающих, слонов. Аналогично определялись и источники штаммов сычужных бактерий.
Охота.
Находки большого количества костей разнообразных животных свидетельствуют о том, что охота имела место быть. Костным остаткам животных мы можем определить набор промысловых видов. Такими животными были мамонт, олень, бизон, сайга, а из хищников — волк, медведь, лиса, песец. Реже всего находят кости птиц и рыб, как было сказано ранее, эти виды охоты еще не были сильно распространены.
Иногда находят целые скелеты песцов и других хищников — следовательно, эти животные не были употреблены в пищу. Из-за этого можно утверждать, что в некоторых случаях охота велась только из-за меха.
Листовидные и другие острия, наконечники с боковой выемкой, вероятно, служили навершиями охотничьего вооружения — копий и дротиковДля верхнего палеолита реконструируются различные способы охоты:
1.При помощи ловчих ям,
2.Загонов или облав,
3.Засад у водопоев,
4.С помощью разных ловушек и пр.
Охота требовала четкой организации всех действий коллектива. Охота обеспечивала людей пищей, материалом для одежды и строительства жилищ, давала очень важное сырье для изготовления разных изделий .
При этом охота не могла удовлетворить всех потребностей человека и существенно дополнялась разнообразным собирательством, роль которого была велика, особенно в южных регионах.
Первые религиозные представления.
Духовная жизнь в жизни палеолитического человека развивалась вместе с остальным миром и развитием физической культуры. Первые первобытные верования являются отражением определенных выводов-люди наблюдали за природой и воспринимали это на свой счет. Если идет дождь во время засухи- высшие силы их благославят и тд..У людей появлялось свое представление за счет этих наблюдений и опыта, полученного в жизни. Уже в мустьерскую эпоху у человека возникает комплекс представлений, объясняющих важнейшие основы мироздания. Человек не отрывал от себя природные явления, могли приписывать себе способность вызывать, приписывать силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Эти представления называют анимизмом.
Убеждение в связи человека с каким-либо животным или растением привело к возникновению одного из первобытных вер —тотемизма.
Тотемизм возникает вместе с появлением родового общества.
Основой является то, что все члены одной родовой группы происходят от определенного животного, растения или неодушевленного предмета — тотема.