Файл: Информационное пространство современного предприятия..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что хозяйствующие субъекты строительной отрасли, осуществляя экономическую деятельность, публикуют информацию не только о своей деятельности, но и о своем имуществе, о своих результатах. Тем самым они формируют определенную область экономического пространства, которую можно обозначить как информационное поле (пространство).
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «электронно-прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, вызывает резкий рост конкуренции между производителями. Жесткая, инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Обычные представления о хорошей фирме как о монолитном, устойчивом и централизовано управляемом предприятии уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстроменяющимся требованиям рынка, разворачивающейся на основе реинжиниринга деловых процессов.
Обычные методы повышения производительности — рационализация и автоматизация процессов — не привели к серьезным улучшениям, которые требуются компаниям. В частности, серьезные инвестиции в информационные технологии принесли разочаровывающие результаты. Они оставляют в неприкосновенности существующие процессы и используют компьютеры, что-бы просто их ускорить. Устройство рабочих мест, потоки работы,
механизмы управления и организационные структуры были разработаны в эпоху, когда не существовало ни сегодняшних конкурентов, ни сегодняшних компьютеров. Они созданы в расчете на эффективность и контроль. Однако ключевые концепции нового десятилетия — это инновации и скорость, обслуживание и качество. В связи с этим следует подвергнуть наши компании реинжинирингу, то есть воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить наши бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности.
Особую актуальность приобретают преобразования информационных потоков с использованием подходов реинжиниринга.
Для дальнейшего продвижения по пути реформ, повышения эффективности распределения и использования экономических ресурсов обязательным становится формирование единого информационного пространства, адекватного рыночным механизмам и раскрывающего перед субъектами рынка широкие возможности для выбора наиболее правильных стратегических и тактических решений по всем направлениям деятельности. Эти проблемы были и остаются предметом исследования многих ведущих зарубежных и российских ученых.
Основной раздел
В настоящее время экономическая информация является одним из ресурсов так же, как и материалы, энергия, финансы, реклама, без которых предприятие не сможет достигнуть желаемого результата управления. Строительство представляет собой фондоемкую отрасль производства, которая нацелена на создание, реконструкцию, расширение, ремонт и техническое совершенствование и перевооружение задействованных объектов производственного и непроизводственного назначения. Очевидно, что отраслевая принадлежность способствует формированию технологических, управленческих, учетных и других особенностей организаций строительства. Необходимо учитывать, что информационный обмен в строительной отрасли содействует правильной ориентации предприятия как внутри него самого, так и в целом в отрасли. Не стоит забывать, что в строительстве учетное информационное пространство выступает как организованная на основании обусловленных принципов совокупность баз данных, непосредственно влияющих на процесс принятия субъектами в данном пространстве экономических решений, которые, в свою очередь, исполняют обратное воздействие на это же информационное пространство. Хозяйствующие субъекты в процессе своей финансово-экономической деятельности раскрывают информацию о ее результатах, тем самым формируя некую область экономического пространства, которая может быть определена в качестве информационного поля. Информационное поле строительного предприятия представляет собой взаимодействующие информационные массивы и формируемые существующей организационной структурой управления потоки информации. Вместе с тем основополагающими принципами формирования информационного поля строительного предприятия являются:
• достижение основополагающих текущих и стратегических целей строительного бизнеса;
• снабжение потребностей строительства;
• надежность и полезность полученной информации для пользователей с целью эффективного осуществления управления.
Информационное пространство строительного предприятия представляет собой взаимодействующие информационные массивы и формируемые существующей организационной структурой управления потоки информации. В свою очередь, одним из сегментов информационного поля, генерирующих бухгалтерскую информацию, является учетное информационное поле. Информационная система строительного предприятия формируется на таких принципах, как: гибкость (должна соответствовать целям и задачам организации, учитывая особенности бизнес-процессов, своевременно трансформироваться при их корректировке); динамичность (должна развиваться с учетом внедрения управленческих технологий); формирование информации происходит в соответствии с экономическим содержанием и юридической формой. Предъявляемые пользователями требования к информации в строительстве постоянно повышаются под влиянием изменений в отрасли строительства, политики инвестирования в условиях затяжного кризиса. Глобализация экономики, стремительные новшества в средствах коммуникации Бухгалтерский учет, статистика Экономические науки) способствуют тому, что собственники предпочитают актуализацию информации порой даже в ущерб прозрачности и точности, в связи с чем острой проблемой становится соответствие учетной информации ожиданиям пользователей. Определенная значимость данной проблемы усугублена тем, что именно информационное пространство, которое включает в себя существенные объемы общедоступной информации в отчетности предприятий, влияет как на принятие решений заинтересованными лицами, так и оказывает обратное воздействие на развитие информационного пространства в строительстве. Следовательно, информационное пространство именно в строительной отрасли должно быть главным звеном стратегии развития, которая ориентируется на актуальные запросы пользователей информации строительного предприятия. Итак, в системе управления на предприятиях строительной отрасли информационное пространство призвано выполнять следующие функции:
• информационная поддержка внутренних и внешних пользователей в процессе принятия решений;
• гармонизация процесса управления предприятием и строительно-монтажными работами;
• оптимизация управления строительно-монтажными работами предприятия;
• создание условий для эффективного функционирования предприятия на рынке строительства
Таким образом, информационное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности можно представить, как информационную систему строительного предприятия, в которой непрерывно отражаются все факты хозяйственной деятельности.
Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX и XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке.
Основное их отличие состоит в следующем. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к знаниям.
В связи с наметившимся переходом к экономике высоких технологий теоретики, то есть сфера науки и образования, и практики, то есть руководители предприятий и организаций, все чаще задаются вопросом о том, каковы самые современные принципы и тенденции в методологии инновационного управления. Инновации принято считать не только залогом устойчивого экономического развития, но и связывать с венчурным, а значит, рисковым предпринимательством. Да, в инновационной деятельности не обойтись без риска. Но, по существу, вся экономическая деятельность связана с неопределенностью результата, а вкладывать ресурсы в день вчерашний намного рискованнее, чем в день завтрашний. Как показывает передовой зарубежный и ведущий отечественный опыт, внедрение инноваций может оказаться высоко рискованным только для тех, кто не обладает достаточной компетентностью и не владеет современной методологией.
Для наилучшего понимания методологического подхода реинжиниринга в целом и информационного реинжиниринга в частности начать следует с определения сущности реинжиниринга и его фундаментальных отличий от других управленческих подходов.
М. Хаммер, автор термина «реинжиниринг», рассматривает появление реинжиниринга хозяйственных процессов 1 как революцию в экономике, которая знаменует отход от базовых принципов построения экономических субъектов, предложенных 200 лет назад À. Смитом, и превращает конструирование экономического субъекта в инженерную деятельность Ф. Тейлор, À. Файоль, М. Вебер считали функциональную специализацию, стандартизацию, универсализацию, кооперацию и разделение труда основой эффективной организации.
Принципы функционального подхода, безусловно, работали в экономике индустриального типа. Однако столкнувшись с современными экономическими реалиями, субъекты экономики вынуждены искать более эффективные подходы к построению организаций и их управлению.
Управление предприятием можно рассматривать как процесс последовательных управленческих решений.
Подход к управлению с привлечением категории принятия управления, оказывающим сильное влияние как на прикладные исследования и разработки, так и на практику управления.
Термин «принятие решения» появился в 30-х годах и использовался теоретиками «классической школы» теории управления для характеристики процессов децентрализации. Первыми комплексными работами, развивающими теоретические основы концепции принятия решения, были работы Ч. Бернарда (1938),Э. Стина (1940), К. Ридпи и Г. Саймона (1937). Особое распространение концепция принятия решения получила на рубеже 60-х годов. Ее исходные положения были сформулированы в работах Г. Саймона (1957, 1960), Г. Саймона и Дж. Марча (1958), где давались основные определения процессов и систем принятия решений в условиях неопределенности, разрабатывался взгляд на процесс выработки решений с позиций интеллектуального процесса решения проблем организованного обучения, рассматривались проблемы и методы принятия решения.
В свете концепции Саймона и Марча интересна постановка вопроса о том, насколько возможно манипулирование подачей информации в процессе принятия решения и каков механизм осуществления данных действий. Процесс принятия решения предусматривает взаимодействие индивидов (как правило, на всех этапах), а любое общение невозможно без обмена информацией между людьми. Рассматривая информационную достаточность как антитезу неопределенности, мы можем сказать, что в результате взаимодействия в процессе принятия решения должно возникать уменьшение неопределенности у субъекта, принимающего решение. Необходимо отметить, что человек, принимающий решение в условиях высоко-динамичной внешней среды, всегда будет находиться в условиях постоянного диалектического взаимодействия информации и неопределенности. В больших системах (вследствие их высокой динамичности) увеличение информации не дает устранения неопределенности в объеме, который бы позволил принять решение в условиях полностью достоверного описания поведения системы, для управления которой принимается решение. Поэтому управление информационными потоками нужно считать положительным явлением, так как в условиях значительной стоимости информации всегда нужно учитывать тот факт, что ценность ее относительна.
Ростом потребительских качеств информации можно управлять путем воздействия на правильность ее отбора и формирования критериев для адекватного отражения заданных свойств объекта.
Это возможно при наличии правильной концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие (аспект объекта управления, отображаемый соответствующим экономическим показателем), обоснованности отбора существенных признаков и связей отражаемого явления, правильности методики измерения и алгоритма формирования экономического показателя. Показатель качества информационного обеспечения процесса принятия решения характеризуется полезностью информации, то есть свойством информации быть уместной, надежной и сравнимой, отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной жизни, к которым она фактически или предположительно относится.
При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы занижены.
Информация для принятия управленческих решений должна быть сформирована как на основе внутрифирменных данных (издержки, номенклатура, параметры качества выпускаемой продукции, финансовые потоки), так и на анализе внешней информации (цены, уровень конкуренции, состояние товарного и финансовых рынков).
Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя данные, «организованные» различными видами учета, и неформально. Неформальные приемы сбора как вербальной, так и письменной информации многочисленны и многообразны: интервьюирование, опросы работников, потребителей, поставщиков, консультации экспертов, личные наблюдения, мнения конкурентов, ревизоров, аудиторов, радио- и телепередачи, совещания, участия в профессиональных организациях, периодическая печать, профессиональные журналы, информационные бюллетени и многое другое, вплоть до промышленного шпионажа.
Заключение
Построение развитой информационной инфраструктуры современных программных и аппаратных средств позволяет создать фундамент для организации единого информационного пространства, которое, в свою очередь, даёт новые возможности по повышению эффективности совместной деятельности персонала научно-производственного предприятия по созданию новой техники.