Файл: ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (Особенности назначения наказания в виде принудительных работ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы считаем, что содержание и режим исполнения наказания в виде принудительных работ несопоставим с ограничением свободы. Они не особо отличаются от содержания лишения свободы с отбыванием в колониях-населениях. Закономерно возникает вопрос, не станет ли пребывание осужденного в исправительной колонии более выгодным для него, чем принудительные работы[12].

В данной связи весьма сомнительными считаются как «альтернативности» и «самостоятельность», так и эффективность данной меры государственного принуждения. Обеспечительная функция института замены наказания более строгим в данном случае будет превращаться в фикцию, так как в данном случае формальное изменение названия отбываемого наказания не повлечет за собой существенных изменений в правовом статусе осужденного лица[13].

Подводя итог, следует сказать, что наказание в виде принудительных работ может применяться на срок от 2 месяцев до 5 лет. В данный срок не засчитывается время, в течение которого осужденный без уважительной причины отсутствовал на рабочем месте либо в исправительном центре, месте своего проживания более 24 часов.

Наказание в виде исправительных работ отбывается в специальном исправительном центре на территории субъекта РФ, в котором проживал либо был осужден осужденных или же на территории другого субъекта РФ. Трудовая деятельность осуществляется в организациях по решению администрации исправительного центра. В случае злостного нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ, данное наказание может быть заменено на лишение свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.

Несмотря на тот факт, что в России была усилена уголовная ответственность за некоторые составы преступления, в частности, за экстремизм, терроризм, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в целом уголовная политика направлена на гуманизацию положений уголовного законодательства.

В данном контексте к 2020 году предполагается увеличение общего количества лиц, которые осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, на двести тысяч за счет увеличения количества санкций, которыми предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы, расширения практики назначения таких наказаний.

Эффективное применение наказаний, которые не связаны с изоляцией от общества, в отношении тех лиц, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, без сомнений, обязано понизить уровень криминализации общества, а также уменьшить количество граждан, которые содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы .


Введение рассматриваемого вида наказания требует как времени, так и существенных денежных средств. К примеру, для отбытия такого вида наказания создаются специальные исправительные центры. Изначально было запланировано создание по одному исправительному центру в каждом федеральном округе. Места размещения таких центров определяет Министерство регионального развития РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такие центры рассчитаны на двести осужденных, штатная численность указанных центров составляет тридцать человек.

Размещение было запланировано в Забайкальском, Приморском, Ставропольском, Краснодарском краях, Тамбовской и Тюменской областях, Республиках Коми и Башкортостан. В 2020 году запланировано создание 150 центров. Предполагается, что эти центры будут размещены в непосредственной близости от массовых строек, сельхозугодий, крупных предприятий, на которых всегда нужна рабочая сила. Это даст возможность решить проблему трудоустройства осужденных лиц.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ довольно подробно урегулирован в главе 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Осужденные к рассматриваемому виду наказания отбывают наказание, как уже было сказано, в пределах территориального субъекта РФ, которые расположены, зачастую, в пределах территории того субъекта РФ, в котором они проживали либо были осуждены.

Принимая во внимание тот факт, что в каждом субъекте РФ не предусмотрено строительство указанного центра, в случае невозможности размещения осужденного в центре по месту жительства либо по месту осуждения, они могут быть направлены по согласованию с вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, которые располагаются на территории какого-либо другого субъекта РФ, в котором есть условия для их размещения[14].

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, осужденные к принудительным работам лица, обязаны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, кроме случаев, которые предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом РФ, и, как правило, проживать в специально предназначенных для осужденных общежитиях на территории исправительного центра. Осужденным запрещено покидать эти общежития в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее и ночное время без разрешения администрации исправительного центра.

В процессе применения рассматриваемого вида наказания могут возникнуть проблемы по обеспечению осужденных работников, поскольку не все работодатели хотят брать на работу граждан с непогашенной судимостью.


Также трудности могут касаться организации надзора над осужденными, поскольку тяжело установить наблюдение на всех объектах, где будут исполняться принудительные работы. В данной связи могут иметь случаи уклонения осужденных от наказания.

Также судам не следует делать акцент исключительно на принудительные работы в качестве вида наказания в качестве альтернативы лишению свободы, чтобы не возникла ситуация, когда контингент осужденных к принудительным работам превысит все допустимые нормы[15].

Подводя итог, следует сказать о том, что в настоящее время, несмотря на то, что принудительные работы в качестве вида наказания применяются очень небольшой промежуток времени, существует множество проблем, которые связаны с его применением. Данные проблемы касаются обеспечения дисциплины в ходе привлечения осужденных к труду в связи с невозможностью необходимого контроля; назначения принудительных работ, их природы и других моментов. Законодателю необходимо обратить внимание на все проблемы, поскольку их наличие способно привести к большому количеству проблем в практике.

3. Проблемы отграничения принудительных работ от обязательных и исправительных работ

Принудительные работы необходимо отличать от обязательных и исправительных работ. Понятия «принудительный» и «обязательный» по своему значению подразумевают выполнение работ осужденным вне его воли, причем данные работы носят вынужденный характер, то есть реализуются по принуждению. Понятие «исправительный» может пониматься как предназначенный для исправления кого-то (к примеру, в исправительном доме). Из этого можно сделать вывод, что понятие «исправительные работы» также понимается как выполнение обязательных и принудительных работ и по своей сути обязано быть связанным с привлечением осужденного к труду с пребыванием в исправительном центре.

В чем же состоят общие и отличительные признаки рассматриваемых видов наказаний?

Одним из общих признаков следует выделить, прежде всего, то обстоятельство, что все данные виды работ, в соответствии с частью 1 статьи 45 Уголовного кодекса РФ, применяются исключительно в качестве основных видов наказании. Кроме того, все работы не назначаются лицам, которые признаны инвалидами первой группы, беременным женщинам и женщинам, которые имеют детей в возрасте до трех лет. Помимо этого, в случае уклонения осужденного от отбывания указанных работ они заменяются другим видом наказания, который предусмотрен Уголовным кодексом РФ. В частности, обязательные и исправительные работы могут быть заменены принудительными работами либо лишением свободы, а принудительные работы - исключительно лишением свободы. Исчисление сроков наказаний и учет отбытого наказания урегулированы Уголовным кодексом РФ (часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 72). Наконец, эти виды наказания объединяет слово «работа», что означает «занятие, труд, деятельность». В связи с этим их предлагается классифицировать в отдельную группу - наказания, которые связаны с принудительным привлечением осужденного к труду[16].


Вместе с тем данные виды наказаний существенно отличаются друг от друга.

Во-первых, в зависимости от объема карательного воздействия в теории уголовного права принято разделять наказания, которые связаны и которые не связаны с изоляцией от общества. Относительно обязательных и исправительных работ процесс разделения наказаний на указанные группы трудностей не вызывает. Их с уверенностью можно отнести к наказаниям, которые не связаны с изоляцией от общества. Помимо этого, это определено уголовно-исполнительным законодательством, в частности разделом 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Исполнение наказаний, которые не связаны с изоляцией осужденного от общества», где прописан порядок исполнения обязательных и исполнительных работ.

Возникает вопрос относительно принудительных работ. Это наказание, которые связано с изоляцией от общества, либо же нет? Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в Общую часть Уголовного кодекса РФ была введена статья 53.1 «Принудительные работы» и в Особенную часть Уголовно-исполнительного кодекса РФ отдельная глава 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ». Расположена эта глава именно в разделе 11 УИК РФ «Исполнение наказаний, которые не связаны с изоляцией осужденного от общества». Поэтому, прежде всего, можно определить, что принудительные работы относятся к наказанию, которое не связано с изоляцией осужденных от общества.

Но в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы применяются в качестве альтернативы лишению свободы. В соответствии со статьей 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, которые расположены в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали либо были осуждены, а при их отсутствии могут быть направлены по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, которые располагаются на территории другого субъекта РФ.

Таким образом, можно считать, что принудительные работы необходимо отнести к наказанию, которое связано все-таки с изоляцией от общества.

Во-вторых, в соответствии с органами, которые определяют место отбывания наказания, обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы либо учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.


Исправительные работы назначаются осужденному, который имеет основное место работы (осужденный отбывает наказание по основному месту работы), а также не имеющему его (осужденный отбывает наказание в районе своего места жительства, в местах, которые определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями[17].

Таким образом, исправительные и обязательные работы отбываются строго по месту проживания осужденного. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Для отбывания принудительных работ осужденный может быть направлен в другой субъект РФ (исправительный центр), который определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

В-третьих, рассматриваемые виды наказаний принято отличать по срокам исчисления.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, устанавливается в пределах от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбывается не свыше четырех часов в день (часть 2 статьи 49 Уголовного кодекса РФ) и не менее 12 часов в неделю в соответствии с частью 2 статьи 27 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Для несовершеннолетних осужденных частью 2 статьи 88 Уголовного кодекса РФ установлен срок от сорока до ста шестидесяти часов и не может превышать двух часов в день для лиц в возрасте до пятнадцати лет и трех часов вдень для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет.

Исчисление срока исправительных работ осуществляется в месяцах и годах, согласно ч. 2 ст. 50 УК РФ срок установлен от двух месяцев до двух лет, для несовершеннолетних осужденных согласно ч. 4 ст. 88 УК РФ определен верхний предел срока до одного года.

Срок принудительных работ исчисляется в месяцах и годах, они назначаются от двух месяцев до пяти лет (часть 4 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ). Этот вид наказания не применяется в отношении несовершеннолетних осужденных.

Таким образом, срок исправительных и принудительных работ исчисляется в месяцах и годах, а срок обязательных работ - исключительно в часах[18].

В-четвертых, исследуя положения, которые касаются замены указанных видов наказаний другим видом наказания, который предусматривается Уголовным кодексом РФ, следует отметить, что законодатель предусмотрел такую возможность в случае уклонения осужденного от их отбывания. Но для обязательных и исправительных работ уклонение обязано быть злостным, а для принудительных работ нет такого предписания.