Файл: Пантонные краски и необходимость их использования в полиграфическом производстве..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
Пантонные краски и необходимость их использования в полиграфическом производстве.
Pantone представляют собой систему подбора цветов (см.рис.1), придуманную для достижения взаимопонимания разных людей. Pantone (по-русски – произносится и пишется «пантон», иногда встречается ошибочное написание «понтон») – не первая система стандартизации цветов, получившая широкое распространение.
Например, еще в 1927 году по предложению немецких производителей лакокрасочной продукции в Германии был утвержден стандарт RAL. Сегодня этот стандарт используется производителями и продавцами лаков и красок, позволяя покупателям приобретать в разных местах или в разное время краски одинакового цвета.
Стандарт Pantone был разработан в 1963 году в американской полиграфической компании Pantone Inc. Необходимость разработки такой системы была связана с особенностями полиграфического производства.
Рис. 1. Система Panton
Тонкости полноцветной полиграфии.
В типографиях для полноцветной печати используют процесс последовательной прокатки печатных форм четырьмя красками из палитры CMYK (голубым, пурпурным, жёлтым и черным) (см.рис. 2). Современное полиграфическое оборудование позволяет нанести в каждую точку слой краски строго заданной толщины. В результате, в зависимости от толщины (плотности) каждой краски в каждой точке печатного листа, можно получить очень широкую гамму цветов.
Например, баклажановый цвет получится, если в одной точке смешать 26% голубого (cyan), 99% пурпурного (magenta), 12% желтого (yellow) и 52% черного (обозначаемого буквой “k” в палитре CMYK). Если посмотреть под большим увеличением на отпечатанную в типографии цветную картинку, то можно увидеть, что каждая точка изображения состоит из четырех точек цветов палитры CMYK напечатанных с разной плотностью (толщиной слоя краски). В мозгу человека эти точки сливаются, что и создает ощущение конкретного цветового оттенка.
Рис. 2. Система CMYK
По технологии последовательного нанесения четырех красок CMYK можно получить не любой цвет. Например, таким образом нельзя получить флуоресцентные цвета или цвета с металлическим блеском: золотистый, серебряный, бронзовый.
Кроме того, заданное в палитре CMYK соотношение базовых красок может дать сильно отличающиеся цвета, в зависимости от свойств материла, на котором производится печать. Один и тот же CMYK-цвет, напечатанный на плотной глянцевой бумаге и на рыхлой мелованной, будет совершенно по-разному восприниматься даже людьми со средним цветовосприятием.
Еще одна проблема заключается в том, что в каждой типографии используют свои краски, которые соответствуют стандарту CMYK, но все же могут отличаться по своим свойствам в пределах допустимых отклонений. Специалисты каждого полиграфического предприятия настраивают свое оборудование в соответствии с используемыми материалами и характеристиками печатных машин. Эти проблемы и постарались решить в компании Pantone Inc.
Описание системы Pantone.
За основу цветовой шкалы в стандарте Pantone взято 14 базовых красок, которые смешиваются для получения нужного оттенка, и только потом – уже в виде готового цвета – наносятся на материал. Такой цвет называется спотовым или плашечным. Для выбора конкретного плашечного цвета в Pantone разработали образцы с нанесенным на них покрытием одинаковой толщины конкретной, смешанной предварительно краской. Используя цветовые образцы Pantone, заказчик моет быть уверенным, что его поймут правильно и требовать соответствия итогового цвета, независимо от того, как настроено оборудование типографии и какие краски и материалы используются. Фактически, стандарт Pantone позволил переложить проблемы типографии с плеч клиента на плечи специалистов.
В каждой типографии есть свои таблицы для перевода значений цветов Pantone в цвета CMYK с учетом используемых материалов, красок и особенностей оборудования. При необходимости напечатать цвет, который невозможно или очень сложно получить в CMYK, типография может приготовить соответствующую краску отдельно и прокатать печатный лист дополнительный раз только этой краской, оставив предварительно на нем место под выделенный цвет. Часто такое происходит при печати брендированных материалов (упаковка, рекламные материалы), в которых используется уникальный цвет, придуманный маркетологами для повышения узнаваемости торговой марки. Плашечные (спотовые) цвета используются также там, где важно максимально усложнить подделку. Например, при печати денег и ценных бумаг.
Использование Pantone.
Печать чистым пантонным цветом приводит к удорожанию тиража, но иногда это позволяет и сэкономить. Например, когда необходимо изготовить тираж двуцветной продукции. Один из цветов, например, черный – для текста, а второй – смесевый для логотипа или заголовков. В этом случае использование заранее подготовленного пантонного цвета позволит напечатать тираж в две проходки (черным и пантоном) вместо стандартных четырех.
Для удобства выбора и сравнения цветов компания Pantone Inc выпускала их образцы на кусочках плотной бумаги размером 15 на 5 см. Сегодня принято собирать коллекции образцов цветов Pantone в стопки и скреплять их в углу. Получается веер, который удобно носить с собой, не беспокоясь о том, что какие-то карточки затеряются. На каждой карточке с образцом цвета печатается его номер по каталогу Pantone. Это позволяет однозначно определить цвет при удаленных переговорах (например, по телефону).
В 2007 году компания Pantone Inc купила фирму X-Rite Inc, которая специализируется на разработке и производстве оборудования и программного обеспечения для управления цветовоспроизведением.
В частности, X-Rite Inc производит оборудование для калибровки фотокамер и мониторов в соответствии с различными цветовыми стандартами (см.рис. 3).
Рис. 3. Оборудование для калибровки
X-Rite Inc сегодня является главным производителем пантонных вееров. Пантонные веера ими предлагаются в нескольких модификациях. Основной набор включает в себя веера для глянцевой и для офсетной бумаг. На карточках напечатаны соотношения цветов CMYK для получения соответствующего оттенка на полиграфическом оборудовании. Выпускаются также наборы цветов Pantone c нанесенными на каждую карточку кодами соответствия данного цвета цветам из других стандартов. Так, например, востребованными являются справочники с переводом цветов Pantone в палитру RGB, используемую в качестве стандарта экранных цветов.
Нужно ли покупать пантонный веер?
Фирменные веера-справочники Pantone – недешевый продукт. Так, например, набор цветовых справочников (веера) Color Bridge Set Coated & Uncoated (перевод Pantone в CMYK, глянцевая + немелованная бумаги) стоит 24 990 рублей (см.рис. 4). Компания Pantone Inc рекомендует обновлять веера ежегодно в связи с тем, что за год цвет на карточке справочника моет потускнеть. Время от времени Pantone Inc добавляет новые цвета в свои справочники. Последнее добавление было в 2016 году, когда справочник Pantone был расширен на 112 новых цветов. Теперь он содержит 1867 смесевых цветов.
Рис. 4. Пантонный веер
Несмотря на то, что стандартом Pantone руководствуются большинство дизайнеров и полиграфистов США и всех стран Европы, на практике можно столкнуться и с другими системами стандартизации цветов.
Упоминавшийся выше стандарт RAL и соответствующие ему справочники-вееры используются производителями строительных красок и, соответственно, в магазинах, где краску конкретного цветового оттенка могут изготовить по заказу покупателя на месте. В компаниях, которые производят полиграфическую продукцию на японском оборудовании, могут использоваться справочники стандартов. В шведских, норвежских и испанских компаниях принято использовать цветовой стандарт NCS.
Покупка пантонного или другого справочника-веера обоснована для полиграфических предприятий и тех, кто профессионально занимается дизайном или регулярно производит большие заказы в типографиях. Рядовым клиентам лучше выбирать цвета по справочникам, предоставляемым непосредственно в той компании, где будет размещаться заказ.
Для чего используют пантонные краски? в полиграфии, для печати большинства цветной продукции используются четыре основные краски: голубая, желтая, пурпурная и черная. И ими можно передать практически любой оттенок.
Причин есть несколько.
- Пантонними красками очень удобно обозначать определенный оттенок. Например, фирма «Coca Cola» попросила вас напечатать фирменные визитки или поставить логотип на ручках. Им необязательно присутствовать при процессе печати. Достаточно скинуть файлы и указать номер краски в пантоннику, которая соответствует «фирменному» цвету.
- Для того, чтобы получить нужный оттенок, часто нужно наложить все четыре краски. При этом образуется толстый слой краски, который будет медленно сохнуть. Кроме того, в процессе печати может нарушиться равномерность подачи хотя бы одной из четырех красок. Через что изменится оттенок. Поэтому, если большинство рисунка занимает один оттенок, целесообразно его отпечатать готовыми пантонними красками.
- Не все оттенки удастся воспроизвести традиционными красками. Тогда на помощь приходят пантонные краски.
Печать пантонами позволяет передать любой цветовой оттенок с максимальной точностью. Название этого способа произошло от названия фирмы, впервые его предложившей – Pantone. Суть заключается в том, что краски смешиваются заранее. В результате типография печатает уже готовой краской.
Каждый оттенок в палитре Pantone имеет цифровое и буквенное обозначение. Используя так называемый пантонный веер с образцами цветовых оттенков выбирают необходимый и приобретают нужную краску в специализированных фирмах. Печать пантонами – гарантия, что не зависимо от типографии цвет всегда будет совпадать с тем, который Вы выбрали.