Файл: Принципы оценки стоимости бизнеса (Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.
Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода — ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также и по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.
При каждом из трех подходов используются присущие ему методы (рисунке 1.2—1.4).
Рисунок 1.2 – Методы доходного подхода
Согласно методу капитализации доходов рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле
где D – чистый доход бизнеса за год;
Rk – ставка капитализации.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании них потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по панке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.
Рисунок 1.3 – Методы сравнительного подхода
Метод рынка капитала основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при соответствующих корректировках должны послужить ориентиром для расчета цены компании. Данный метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций.
При методе сделок анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Рисунок 1.4 – Методы затратного подхода
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.
Рыночная стоимость бизнеса определяется методом чистых активов как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств.
Метод ликвидационной стоимости предприятия означает расчет, этой стоимости как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
Процесс оценки
Процесс оценки бизнеса может быть разделен на семь этапов.
1. Определение задачи.
2. Составление плана оценки.
3. Сбор и проверка информации.
4. Выбор подходов и методов оценки.
5. Согласование промежуточных результатов и подготовка итогового заключения.
6. Составление отчета о результатах оценки стоимости.
7. Представление и защита отчета.
Основанием для оценки бизнеса является договор между оценщиком и заказчиком. Оценка предприятия, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда.
Заключение
Оценка бизнеса, оценка компании - эти понятия рыночной экономики близки и понятны любому профессионалу бизнеса. Оценка стоимости бизнеса (компании) производится по различным методикам, как западным, так и российским. По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники компаний и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала.
Вместе с тем, практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки компании по стоимости их имущества несовершенны, поскольку они оценивают фактически лишь затраты на создание собственности. Однако все оценки однозначно основаны, прежде всего, на предпосылках, что компания является прозрачной для акционеров (потенциальных акционеров), менеджмент компании работает в ее интересах и представляемая финансовая отчетность является реальным отражением дел в рассматриваемой компании.
Оценка стоимости бизнеса (компании) является деятельностью, которую в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащей продаже компании-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции, и при исчислении цены, по которой любое акционерное общество должно выкупать акции выходящих из него акционеров. При этом неважно, о какой стране с рыночной экономикой идет речь. Это универсально и касается, в соответствии с действующим законодательством, также России.
В наиболее широком смысле предмет оценки стоимости компании понимается двояко. Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки стоимости бизнеса как оценки компании в качестве юридического лица. При таком подходе характерно отождествление оценки стоимости бизнеса с оценкой имущества этих компаний. Второе - и наиболее распространенное в мире - понимание оценки бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не компании, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. В этом случае, бизнес можно охарактеризовать как предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли.
В зависимости от определения стоимости компании применяется тот или иной подход к оценке стоимости бизнеса. Как было указано выше, в мировой практике часто применяются три основных подхода: затратный, доходный, сравнительный. Грубой ошибкой в оценки бизнеса является применение к оценке подхода, неадекватного определению стоимости. Из трех методов наиболее точным является метод чистых активов, затем идет метод дисконтирования и самый не точный это метод рынка капитала.
Список литературы
- Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. Управление стоимостью предпиятия. Москва : Юнити, 2010. 720 с.
- Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход: Учебное пособие. Москва : Дело,
2011. 224 с
- Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Москва : Финансы и статистика, 2012. 496с.
- Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В Оценка бизнеса. СанктПетербург : Питер Бук, 2010. 416с.
- Коупленд Том, Коллер Тим, Мкррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление Москва : ЗАО "Олимп-Бизнес", 2011. 576с
- Михайлова И. А. И др. Оценка финансового состояния предприятия. Минск: «Наука и техника», 2013. 456 с.
- Сычева Г.И., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия.
Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 384 с.
- Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. Оценка предприятий: доходный подход. Москва : Дело, 2012. 375с
- Царев В.В. оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учебное пособие для студентов по специальности «Финансы и кредит» и «Бухучет» Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 255 с.