Файл: Корпоративные объединения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае поставки товаров покупателям, с которыми поставщик (исполнитель) заключил дoговоры поставки в соответствии с государственным контрактом, особенностью является то, что пo общему правилу оплата поставленного товара передается не государственному заказчику, а покупателю, получившему товар. В качестве гарантии соблюдения прав и законных интересов поставщика (исполнителя) выступает стандарт, согласно которому государственный заказчик признается гарантом по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неуплаты покупателем товара государственный заказчик несет ответственность перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая проценты, возмещение судебных издержек и другие убытки, причиненные неoплаченным поставленным товаром (ст. 532 ГК РФ).

Последствия неисполнения государственным заказчиком обязательства по возмещению поставщику (подрядчику) убытков, понесенных в связи с исполнением последнего государственного заказа, принятие которого было для него обязательным, отличаются от определенных характеристик. Такие убытки должны быть оплачены государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня поставки поставщиком (исполнителем) тoваров, предусмотренных государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (подрядчику) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, причиненных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договоров поставки для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с определенными покупателями. А убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению со стороны государственного заказчика (ст. 533 ГК РФ).

Государственный заказчик вправе принять товары, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, только при условии замещения этими потерями в качестве поставщиков, подрядчиков и заказчиков в случае договоров, поставка которых была изменена или прекращена в силу отказа заказчика от рассматриваемого товара.

Права и обязанности сторон

Ранее говорилось, что договор поставки для государственных и муниципальных нужд-это соглашение о передаче товара покупателю для государственных и муниципальных нужд, заключенное поставщиком на основании и для исполнения государственного и муниципального договора.


Поскольку договор поставки является двусторонним, можно заключить, что и поставщик, и покупатель обязаны выполнить его. Одной из сторон государственного договора является само государство, представленное уполномоченными органами и организациями, называемыми государственными клиентами.

Эта партия, т. е. поставщик (исполнитель) как в государственном контракте и в договоре о поставке товаров для государственных нужд, это человек, который занимается коммерцией, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Второй стороной в договоре о поставке товаров для государственных нужд является покупатель. Покупатели по договорам поставки для государственных нужд определяются государственными заказчиками. Это в основном учреждения и организации, которые непосредственно используют или накапливают, или поставляют поставляемые товары конечным потребителям.

Ответственность поставщика, по существу, приводит к следующим положениям[1]:

  • доставить товар в течение согласованного времени равными партиями, в соответствии с определенными графиками;

• доставить оставшийся товар в другой период;

  • вывести товар, который покупатель отклонил, но принимает его для ответственного хранения;
  • подготовить товар к экспорту и сообщить покупателю, если договор заключен с условием выборки товара;
  • выполнить заказы покупателя, чтобы отправить заказанный продукт другому лицу;
  • возместить расходы, который понес покупатель, в связи с ответственным хранением им товара.

Права поставщика:

  • требовать от покупателя оплаты товара;
  • указывать покупателю, по какому именно договору ему следует засчитывать поставленные им товары, если их количество было недостаточным и при этом с данным покупателем было заключено несколько договоров поставки;
  • потребовать от покупателя оплатить товар в случае, если он без достаточных оснований отказывается от него.

Обязанности покупателя:

  • совершить все действия, которые обеспечат принятие товаров, поставленных по договору поставки;
  • осмотреть принятые в срок товары, проверить количество и качество товаров, а в случае выявления несоответствия или недостатков товаров незамедлительно письменно оповестить об этом поставщика;
  • в случаях получения товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах; [2]
  • в случаях отказа от переданного поставщиком товара принять его на ответственное хранение и незамедлительно оповестить об этом поставщика;
  • осмотреть передаваемые товары в процессе их выборки;
  • оплатить поставленные товары с соблюдением порядка и формы расчетов в соответствии с договором.
  • В свою очередь, покупатель имеет следующие права:
  • требовать предоставления товара, оговоренного договором;
  • выдвигать требования, предусмотренные ст. 475 ГК, в случае поставки товара ненадлежащего качества;
  • требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, в случае, если покупатель продает поставленные товары в розницу;
  • предъявлять требования, предусмотренные ст. 480 ГК, в случае поставки ему товаров с нарушением условий договора о комплектности;
  • приобретать не поставленные поставщиком товары у других лиц с отнесением понесенных расходов на поставщика;
  • отказываться от уплаты за товары ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а в случаях, если такие товары оплачены, требовать возврата денежных средств до устранения недостатков или доукомплектования товаров либо их замены;
  • указывать поставщику, по каким именно договорам следует засчитывать уплаченную им денежную сумму, в случае, когда им было заключено несколько договоров, сумма эта недостаточна для погашения обязательств по всем договорам;
  • отказываться от принятия товаров, поставка которых просрочена, оповестив поставщика о своем отказе.

В государственном контракте (договоре) обе стороны вправе указать порядок предоставления экономических или иных льгот, финансирования и материально-технических ресурсов, порядок и основания контроля со стороны государственного заказчика за ходом работы по выполнению государственного контракта, содействии поставщику и другие условия о поставке товаров для государственных нужд. В случаях, когда необходимость отсутствует в соответствующих товарах, государственный заказчик имеет право полностью или частично отказаться от товаров.

Государственный заказчик может воспользоваться таким правом только при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные его отказом. Поставщик тоже имеет право односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются тоже государственным заказчиком.

Отличительной чертой, характерной только для государственного контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, является введение в его правовой режим средств дополнительной защиты поставщика (исполнителя) как экономически более слабой (по отношению к государственному заказчику) стороны договора.

Одним из основных принципов коммерческого права является принцип равенства сторон договора, который проявляется в договоре поставки для государственных и муниципальных нужд тем, что формирует льготный правовой режим изменения и расторжения такого договора.

Расходы, которые понес поставщик, он же является экономически слабой стороной в данном договоре, из-за неисполнения государственного контракта, не возмещаются покупателем в соответствии с государственным контрактом, поставщик вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта. Расходы, которые понес покупатель из-за отказа поставщика, возмещаются государственным заказчиком.

Именно это правило доказывает, что в представленном правоотношении стороны договора совершенно равны.

Заключение

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложную, многогранную правовую конструкцию. В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность поставщика наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений Закона о закупках.


На основании указанного акта, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что нормативные изменения в целом носят положительный характер, некоторые из них вызывают вопросы в силу их противоречивости. Например, предполагалось, что при осуществлении закупки заказчику дан широкий спектр инструментов для ее осуществления, а по факту практика использования способов закупки, кроме электронного аукциона и запроса котировок, очень мала. Также неэффективна система контроля и обжалования закупки, где участником является любое физическое или юридическое лицо, подавшее заявку. Появляются специальные организации, готовые шантажировать заказчиков в интересах третьих лиц. Сам же контролирующий орган зачастую может выносить кардинально противоположные решения в отношении схожих вопросов, так как отсутствует специальный орган, имеющий полномочия давать разъяснения по тому или иному аспекту Закона о закупках.

Много ошибок совершается и на стадии подготовки документации. Заказчик зачастую не имеет профессиональных кадров в сфере закупок. На сегодняшний день существует множество обучающих центров по повышению квалификации и обучению теории и практики применения Закона о закупках, но для осуществления такой деятельности государство установило требование о наличии лицензии на образовательную деятельность, при этом отсутствуют стандарты на учебную программу и требования о квалификации преподавателей.

Безусловно, работа, связанная с доработкой Закона о закупках, ведется ежегодно, например, начиная с середины 2018 г. все закупки перешли в электронный формат, что положительно сказалось на прозрачности отдельных процедур. Однако при этом целесообразно обязать участников анализируемых договорных отношений указывать в заявке на участие в закупках полные данные об источниках и основаниях приобретенных поставляемых товаров.

Очевидно, что договорные отношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, достаточно сложны и требуют внимательного подхода и совершенствования.

Список литературы

    1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020).
    2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020).
    4. Учебник: Танчук И.А. Гражданское право. М. 2014. С. 54
    5. Публикация: научная статья по специальности «Право» Михайлов А.Д Основные требования к договору поставки для государственных и муниципальных нужд, 2017. С. 324.
    6. Учебник: Рогова Е.Д., Каранатова Л.Г. Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / Научные труды северо-западного института управления в 5 Т. из Т. 5 // Москва. 2014. № 4. С. 340-341.
    7. Учебник: Тороков Д.А. Понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / Novainfo.ru Т. 1. //Долганов А.А. Хаккас. 2016. № 50. С. 43-45.