Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
Введение
Разработка оригинал-макета и предпечатная подготовка имеют особое значение для изготовления качественной полиграфической продукции. Важно понимать, что при печати тиража издания офсетным способом или методом ролевой печати, на бумагу будет перенесено именно то содержание, которое было заложено в оригинал-макете со всеми нюансами компоновки текста и иллюстраций, настройками цвета, а также размерами отступов.
Любой недочет, допущенный при разработке оригинал-макета будет растиражирован во всех экземплярах издания, вот почему на этом этапе производства необходимо участие квалифицированных специалистов. Разработку оригинал-макета нередко путают с этапом дизайна и верстки. Это происходит из-за сходности используемых технологий и программных средств. Вместе с тем, разработка оригинал-макета и последующая предпечатная подготовка полиграфической продукции имеют свои особенности.
ГЛАВА 1. Оригинал-макет
Оригинал-макет (см. рис. 1) - это макет, который полностью готов к печати изделия полиграфии. То есть, это вся текстовая и графическая информация, прошедшая допечатную подготовку и готовая к печати. Это уже окончательный вариант, в котором скомпонована графическая и текстовая информация именно так, как она будет напечатана. Поэтому правильный оригинал-макет, не содержащий ошибок и погрешностей очень важен. Если обнаруживаются ошибки, нужно проводить коррекцию оригинал-макета.
Рис. 1. Оригинал макет
В отличие от авторского макета, содержащего лишь текстовые и графические материалы без их форматирования и компоновки или сверстанного макета издания, предназначенного для утверждения заказчиком дизайна страниц, оригинал-макет формируется с окончательным и полностью законченным расположением всех материалов будущего издания на печатных листах. Оригинал-макет содержит все необходимы технологические метки и настроенные элементы, которые используются в процессе печати и дальнейшей резке печатного листа на страницы.
Заметный вклад в качество работ по разработке оригинал-макетов может вносить производительность компьютерных систем и специализированных программных средств, применяемых для верстки и обработки изображений.
Как правило, оригинал-макетом принято называть готовый к печати электронный файл. При необходимости, до запуска в печать всего тиража с него можно распечатать бумажный макет для наглядного представления вида будущего изделия или изготовить цветопробу, для реального отображения используемых цветов и их оттенков.
Оригиналы для полиграфических изданий делятся на 3 группы:
авторский оригинал;
издательский оригинал;
оригинал-макет (репродуцируемый оригинал-макет – РОМ).
Авторский оригинал текстовый и/или изобразительный материал, подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки.
Издательский оригинал– текстовый и/или изобразительный материал, прошедший РИО, подписанный в набор (печать) ответственными лицами издательства для изготовления печатной формы на полиграфическом предприятии.
Оригинал-макет издательский оригинал, каждая страница которого совпадает со страницей будущего издания. Оригинал-макет может быть машинописным, подписанным в набор и печать и отсылаемый в типографию для набора и печати.
Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ)– оригинал, подготовленный для изготовления фотоформы или печатной формы фотомеханическим способом или сканированием как изображение. В последнее время с распространением компьютерного набора и компьютерных издательских систем этот вид оригиналов широко применяют для печати оперативных малотиражных однокрасочных изданий (листовок, материалов конференций, авторефератов и т.п.).
- Постановка задачи – определяется вид рекламной продукции, которую необходимо сделать;
- Этап разработки идеи оригинал макета – создания 3-4 вариант эскизов;
- Выбор наиболее понравившегося эскиза и закрепления за ним макет идеи.
- Внесение необходимый изменений в выбранный эскиз, разработка полноценного макета, написание рекламного текста;
- Оценка результата обсуждения художественной редакции, внесение изменений;
- Окончательная доработка оригинал макета;
- Конвертация в формат для печати;
- Обсуждения результатов работы и дальнейших путей сотрудничества.
Техника создания макета, зависит от информационного сообщения (его содержаний и предназначений), а также материальных и графических средств имеющихся в арсенале дизайнера графика
Независимо от техники и технологии исполнения оригинал макета, он создается в несколько этапов:
- Оформление брифов - художник график или дизайнер график, уточняет те положения брифа, которые необходимо визуализировать;
- Выработка концепции рекламного продукта – на этом этапе в рамках согласованной маркетинговой стратегии определяют атрибуты товара, рациональные преимущества, эмоциональные выгоды, которые возможно визуализировать;
- Составление эскизов, выражающих УТП и позиционирование;
- Выбор оптимального варианта эскиза.
Оригинал макет должен основываться на следующих принципах:
- Равновесие (баланс в размере и расположение элементов);
- Пропорции (отношение ширины к высоте);
- Доминирование (намеренное выделение предмета, на котором необходимо сосредоточить внимание);
- Контраст – цветовое выделение, усиление привлекательности и читабельности рекламного сообщения;
- Направленность движения глаз от левого верхнего угла вниз;
- Когерентность – гармоничное отношение всех элементов на плоскости;
- Единство все конструкции за счет формы и рамок.
В зависимости от размещения на странице теста, иллюстрации и элементов дизайна выделяются следующие варианты оригинал макетов:
- Мондриан (см. рис. 2) – хорошо выстроенное, пропорционально воспринимаемая композиция, предполагающая равновесие между тестом и рисунком;
Рис. 2. Макет «Мондриан»
- Сетка (см. рис. 3) – страница делится на 4-8 клеток равного размера в, которых размещают картинку, а под ними текст.
Рис. 3. Макет «Сетка»
- Окно (см. рис. 4) – изображение занимает 2/3 от пространства показа;
Рис. 4. Макет «Окно»
- Рамка (см. рис. 5) - текст располагается в центре и окружен изображениями как рамкой;
Рис. 5. Макет «Рамка»
- Цирк (см. рис. 6) – творческий беспорядок, часто вписанный в круг или располагающийся по спирали.
Рис. 6. Макет «Цирк»
- Под обрез (см. рис. 7) – изображение занимает весь разворот, часто используется для фотографий, при этом эффект имеют те фотографии, в которых края обреза не обозначают окончание пространства;
Рис. 7. Макет «Под обрез»
- Комикс (см. рис.8) – серия мелких рисунков с текстом, расположенных в логической последовательности;
Рис. 8. Макет «Комикс»
- Текст (см. рис. 9) – это только шрифтовые-текстовые композиции без иллюстраций.
Рис. 9. Макет «Текст»
ГЛАВА 2. Общие требования к оригинал-макету
В типографии принимаются следующие форматы файлов: eps; psd; tiff; pdf; ps. Макетирование и верстку можно осуществлять в следующих программных пакетах: Adobe Illustrator; CorelDraw; Quark Xpress; Adobe PageMaker; Adobe Photoshop.
Обязательные условия:
1. Размер страницы публикации (визитная карточка, этикетка, листовка, буклет и т.п.) обязательно должен соответствовать обрезному формату изделия. Размеры страницы должны быть кратны миллиметру (без десятых, сотых, тысячных долей).
2. Размер публикации должен соответствовать обрезному формату плюс вылет под обрез. Величина вылета варьируется от 7-2 мм (визитная карточка, этикетка, листовка, буклет).
3. Создавая макет для полиграфии, необходимо к существующему размеру добавить как минимум 2 мм с каждой стороны на подрезку. Все значимые элементы такие как текст, логотип должны отступать от краев не менее чем на 3 мм.
4. Размеры публикации должны быть кратны миллиметру (без десятых, сотых, тысячных долей).
5. Разрешение растровой графики варьируется в следующих пределах: 300-400 dpi (для изготовления полноцветной продукции) 225 - 300 dpi (для изготовления не полноцветной продукции, не используйте в публикации растровую графику разрешением более 400 dpi.
6. Все шрифты должны быть представлены как векторная графика (переведены в кривые).
7. При верстке с большими объемами текста шрифты дожны быть приложены к файлу публикации. При верстке в пакетах quark xpress, adobe pagemaker, допускается только использование type-1 шрифтов. При передаче готовой публикации в типографию необходимо приложить черно-белую или цветную распечатку работы, а лучше цветопробу.
Технические требования, предьевляемые к макетам: К работе в типографию должны быть предоставлены: файлы верстки в электронном виде; макет в распечатанном виде; цветопроба как эталон цвета для печати. Распечатка макета должна быть скреплена с последовательно пронумерованными полосами, включая пустые полосы и полосы с отсутствующими колонцифрами (колонтитулами). Должны быть указаны: расположения всех вкладок и вклеек, обрезной формат издания, размер корешка, метки обреза, фальца, контура вырубки, перфорации, сверления и другие требуемые параметры. Не забыть указать красочность издания. Подпись заказчика тоже необходима.
Требования к файлам: Файлы предоставляются на CD, DVD, Flash и других USB носителях, по электронной почте. Имена файлов должны содержать только символы англоязычной раскладки клавиатуры, кроме таких символов как: ?><|:’’?/* Верстка может быть подготовлена на платформах PC и Macintosh в следующих приложениях: Adobe Acrobat (pdf) – версия до 7.х
Adobe Illustrator (eps) – версия до 12.х (кроме многополосных изданий) QuarkXPress (qxd, qxp) – версия до 6.х Adobe InDesign (indd) – версия до 4.х (CS2).
Требования к верстке макета: Верстка макета должна быть выполнена по полосно, обрезной формат в документе должен соответствовать обрезному формату изделия. В верстке макета должны быть указаны – метки фальца, контур вырубки, сверления и другие параметры. Расстояние на вылет у листовой продукции должно быть не менее 2 мм от обреза, у многополосных изданий – не менее 5 мм. Заданный в макете треппинг, если это необходимо, должен быть не менее 0,144 pt. Контур вырубки, перфорация, сверление, биговка должны быть подготовлены в векторном виде и покрашены отдельным Spot цветом с соответствующим названием и наложены на нужные места в файлах верстки. Все непечатные элементы внутри области печати должны быть сделаны с атрибутом overprint. Атрибуты overprint и knockout, установленные по умолчанию, не изменяются, поэтому должны быть установлены в необходимых местах.
Требования к векторной графике: Векторная графика, встроенная или подлинкованная в файл верстки, должна быть сохранена со следующими установками: Embed Fonts, Postscript Language Level 2. Недопустимо: использование эффекта прозрачности (transparency) и включение Quark EPS файлов в Quark верстку. Исключается использование в файлах элементов или слоев с атрибутами «невидимый» и «непечатный» - эти объекты не будут отпечатаны. Используемые растровые изображения должны быть встроены и должны соответствовать «Требованиям к растровой графике».
Требования к растровой графике: Рекомендуемое разрешение растровых файлов с красочностью CMYK – 260-350 dpi при 100% масштабировании в файле верстки. Предоставленные изображения должны иметь готовый, цветоделенный вид. Встраивание цветовых профилей в файлы недопустимо. Рекомендуемый способ компрессии – LZW. Недопустимо встраивание опций UCR (Under Color Removal), Transfer function, Halftone information.
Требования к цветопробе: Цветопроба должна быть только аналогового типа. В качестве образца цвета не могут использоваться цветные распечатки любого типа.
Заключение
Оригинал-макет — это макет полиграфического изделия, подготовленного для печати по определенной технологии на специальном оборудовании с соблюдением всех технологических требований. В отличие от создания художественного макета при подготовке оригинал-макета дизайнер не выбирает оформление, иллюстрации и художественный стиль. Предполагается, что эти этапы уже были пройдены ранее, или заказчик предоставил все необходимые иллюстративные и текстовые материалы в готовом виде.