Файл: Субъекты мировой экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мировая экономика – это совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товарами, услугами и международным движением факторов производства (капиталов и рабочей силы).

Международное разделение труда (МРТ) — это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.

Непосредственных субъектов мировой экономики можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют.

1.Уровень субъектов хозяйственной деятельности, т.е. различных фирм и организаций (микроуровень).

2. Государственный уровень (макроуровень), т.е. уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, т.е. определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере, формируется внешнеэкономическая политика государства.

3. Межгосударственный уровень, то есть уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций.

Целью данной работы является рассмотрение субъектов мировой экономики, рассмотрение различий в уровнях экономического развития стран мирового сообщества, определение критериев места стран в мировом хозяйстве, определение классификации стран по уровню экономического развития.

1. Субъекты мировой экономики.

Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения.

Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями.


В число таких основных хозяйствующих субъектов входят:

- национальные государства и приравненные к ним территории, а также административные единицы данных государств и территорий;

- региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации (МВФ и МБРР);

- транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы;

- финансово-промышленные группы - объединение ТНК и ТНБ;

- транснациональные банки;

- биржи (особенно крупные);

- крупные предприниматели.

Субъектов мировой экономики можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют.

1. Уровень субъектов хозяйственной деятельности, т.е. различных фирм и организаций - микроуровень.

2. Государственный уровень (макроуровень), то есть уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне

путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, т.е. определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере, формируется внешнеэкономическая политика государства.

3. Межгосударственный уровень, то есть уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций. Например, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) - межгосударственные организации, комиссия Европейского Союза, Суд ЕС – надгосударственные органы. [1]

Государство - основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.

Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.


Роль государства в экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы. В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Мобилизуемые государством финансовые средства позволяют обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 - 14% ВВП. Государственное кредитование и субсидирование - важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2.5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидии. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах. Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых. Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. [3]

Транснациональные компании (ТНК) занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, различных экономических пространствах.

К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых, носят не рыночный, а производственный характер.


По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ронял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие.

Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь ввиду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства. Все транснациональные компании проводят широкую6

внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.

В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ) или Всемирного банка. [4]

МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80-90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк. Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.


Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% обшей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд. долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP - помощь беднейшим странам на льготных условиях.

Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере. Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальным правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи. [2]

В Северной Америке с 1994г. действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В ее состав входят США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает к 2010 г. Ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования.