Файл: Бизнес как явление жизни общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

К современному пониманию бизнеса общество пришло не сразу. История взглядов на деловые отношения достаточно противоречива: концепции бизнеса сменяли одна другую, двигаясь от одних суждений к совершенно противоположным. Исторически сложились три основные концепции (систем взглядов): позитивная, критическая и прагматическая. Позитивная концепция бизнеса. Данная система взглядов предполагает абсолютно позитивное отношение к бизнесу. Сторонники этой концепции понимают бизнес как общественно полезную деятельность людей, осуществляемую по личной инициативе, целью которой является производство товаров и услуг во благо общества. Здесь подчеркиваются следующие черты, свойственные предпринимательской деятельности:

  • бизнес – это система действий по достижению желаемого результата;
  • бизнес создает продукцию, нужную людям;
  • бизнес предоставляет рабочие места;
  • бизнес – это основа современной экономической системы.

Критическая концепция бизнеса. Критическая концепция бизнеса – это полная противоположность позитивной концепции в части отношения к предпринимательству. Она исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Это означает навязывание своих интересов другим.

Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

В данном реферате мы рассмотрим эти концепции, определим взаимосвязь бизнеса и общества. А также различия между бизнесом и экономикой.

  1. Понятие «бизнес»

Бизнес -- это любой вид деятельности в сфере общественного производства, приносящий доход или иные личные выгоды. Но экономическую деятельность можно осуществлять в сфере материального и нематериального производства. Поэтому правильнее бизнес подразделять на предпринимательство (хозяйственную деятельность в сфере материального производства) и коммерцию (хозяйственную деятельность в нематериальной сфере). Результатом предпринимательской деятельности являются материальные блага (товары), а коммерческой -- нематериальные блага (услуги).


Понятие «бизнес» является достаточно широким, вбирающим в себя деловые отношения, предпринимательство, сферу деятельности, определенные круги социума и т.д. Наиболее часто слово бизнес отражает собой деятельность, итоговой целью коей является получение прибыли. Самым близким по значению синонимом «бизнеса» в русском языке является «предпринимательская деятельность».

Предпринимательство является самостоятельно осуществляемой зарегистрированными субъектами деятельностью, сопряженной с определенными рисками и направленной на получение прибыли от таких действий как продажа товаров, пользование имуществом, оказание услуг, выполнение работ.

Ввиду того, что предпринимательство и бизнес являются синонимичными понятиями, можно выделить определенные присущие им в равной мере признаки:

  • Самостоятельность – означает наличие у субъекта независимость в своих предпринимательских действиях. Стоит отметить, что самостоятельность в данном случае подразделяется на организационную и имущественную. Имущественная самостоятельность присуща предпринимателям, бизнес которых в качестве экономической деятельности имеет обособленное имущество. Организационная самостоятельность – способность субъекта принимать решения по всем существенным вопросам, касающимся его предпринимательской деятельности.
  • Риск. Реализация любых бизнес-идей сопряжена с наличием рисков. Предпринимательские риски это не только негативный фактор, но и стимул, заставляющий более четко разрабатывать бизнес-план и рассчитывать методы ведения бизнеса. Под бизнес-рисками стоит понимать потенциальную возможность наступления совокупности событий, повлекших неблагоприятные последствия для предпринимательской деятельности, причем к таким последствиям можно отнести не только имущественные и экономические убытки, но и утрату деловой репутации, напрасно затраченное время и труд.
  • Систематическое получение прибыли. Реализация любого бизнес-плана направлена на получение прибыли, а для того, чтобы предприятие рано или поздно вышло на безубыточный уровень, такая прибыль должна быть систематической. Получение прибыли придает бизнесу коммерческий характер, который не утрачивается даже случае, если предприятие в определенном периоде понесло убытки.
  • Предпринимательская деятельность выражается в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг или пользовании имуществом. Данное качество бизнес-деятельности определено законодательно, однако, такое узкое определение весьма неудачно, поскольку оно не может охватить всей многогранности предпринимательской деятельности, разнообразие которой со временем только растет.
  • Определенное свойство бизнес-субъекта – он должен быть зарегистрирован в установленном законодательно порядке. В случае если предприниматель ведет свою деятельность без должной регистрации, его бизнес незаконен и может подпадать под действие Уголовного кодекса РФ или Кодекса об административных правонарушениях РФ. Таким образом, государственная регистрация является условием ведения надлежащей предпринимательской деятельности.

  1. Мотивы бизнеса

Воспроизводственный предпринимательский мотив заключается в формировании и развитии предпосылок постоянному укреплению бизнеса и росту показателя эффективности хозяйственной деятельности. Остановка любой компании в своем росте на фоне изменения потребности клиентов и действия конкурентов чревато полной потерей бизнеса.

Рост бизнеса характеризуется такими измерителями:

  1. постоянно увеличивающийся объем продаж
  2. увеличение доли рынка
  3. рост числа работников заметных в производстве
  4. увеличение количества сбытовых и торговых предприятий и т.д.
  • Социальные мотивы отражают потребность в социальных коммуникациях, вне которых невозможно экономическое развитие. При этом выступает желание соответствовать социальным критериям предпринимательского успеха: социальный комфорт, социальная репутация, социальный статус. Объективный характер в стремлении людей в достижении указанных составляющих успеха называется социальным детерминизмом.

Основополагающие социальные мотивы:

    • Инициирование форм социального общения
    • Усиление собственной социальной энергетики на основе подпитки извне.
    • Социальные познания, включая мотив использование чужого опыта в собственной деятельности (мотив обучения на чужих ошибках).
  • Психологические мотивы:
    • Необходимость эмоционального взаимодействия с другими людьми, которое базировалось бы на психологической совместимости сторон. При этом с одной стороны преследуется цель добиться осознания собственной личности, с другой – обеспечить наиболее полную психологическую самореализацию.
    • Стремление к предпринимательству сопряжено с велением предпринимательского образа жизни. При этом предприниматель дифференцирует окружающих людей на предпринимателей и не предпринимателей. А также внешнее предпринимательское окружение на конкурентов, партнеров, потребителей, общественность и т.д. Вступая в деловые отношения с ними, предприниматели оказываются в различных психологических ситуациях и поэтому, инициируя деловые коммуникации, развивают гибкость восприятия и мышления.
    • Обеспечение психологического комфорта, достигаемого при помощи инициативного доминирования в деловых отношениях, а также использование деловых игр в повседневном общении.
    • Превращение людей в предпринимателей всегда связано с инициативным выполнением определенных ролей. Ролевые перевоплощения необходимы для занятия определенной предпринимательской ниши, преодоления психологических барьеров, приобретения психологической устойчивости в обществе.
    • Намереваясь стать предпринимателями, люди реализуют психологическую потребность в соревновании.
  • Гуманистические мотивы неразрывно связаны с выполнением каждым человеком общечеловеческих функций: постоянное совершенствование мироздания и продвижение к идеалу; стратегическое целенаправленное проектирование деятельности людей; контроль за правильным созидательным течением процессов в природе и обществе; несение ответственности за происходящие события
  • Физиологические мотивы включают различные элементы, одним из которых является гендерная мотивация, связанная с различиями полов. Существуют «мужской» и женский стиль предпринимательства. Гендерная мотивация женщин к ведению предпринимательства состоит в желании добиться равноправия с мужчинами. Она побуждает многих женщин инициированию карьеры в предпринимательстве. В случае «мужской» карьеры предприниматели-женщины пытаются доказать самим себе и окружению, что они ничуть не хуже мужчин, т.е. обладают умом и хваткой в не меньшей степени, чем мужчины. В случае ведения «женского» бизнеса стоит цель доказать, что такой бизнес более эффективен, приносит больше выгоды и положительных результатов.

  1. Бизнес как социально-экономический феномен

Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на наживе, деньги руководят их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

Для понимания психологических сторон этого явления важно подчеркнуть, что все рассмотренные предпосылки бизнеса приводили по мере своего становления к развитию новых сторон психологии бизнеса. Так, обмен требовал от исполнителя высокой мотивации, умения договариваться, преодолевать предубеждения категорий "мы и они" и т.д. Система оплаты труда требовала понимания оптимальных способов стимулирования и развития мотивации персонала, страхование способствовало развитию коммуникативных процессов в диаде "клиент – консультант", банковская система, биржевое дело стимулировали процессы стратегического планирования влияния на конъюнктуру спроса и предложения, политические события, общественное мнение и т.д. Несмотря на долгую историю и широчайший масштаб бизнеса, сложно однозначно определить, что же такое бизнес, поскольку в литературе наблюдаются противоречивые точки зрения по этому поводу. "Бизнес", "квази-бизнес", "предпосылки бизнеса" – эти и другие понятия, по сути, отражают различные проявления деятельности, которая направлена на получение прибыли (успешное или нет в зависимости от многих факторов).

Вернемся к концепциям бизнеса, согласно позитивной концепции, выделяют следующие тезисы:

  1. Первый главный тезис данной концепции: бизнес нацелен на всеобщее благо. Предприниматели занимаются производством необходимых каждому человеку вещей. Ориентируясь на спрос, а значит, и на интересы людей, бизнесмены создают самые благоприятные условия для жизни людей.
  2. Другой тезис сторонников этой концепции: бизнес подчинен всеобщим интересам. Это означает, что предприниматели исходят из интересов всех субъектов экономики в процессе своей деятельности.
  3. Третий тезис: бизнес побуждает работать на благо общества. Действительно, благодаря предпринимателям, оплачивающим труд своих сотрудников, они побуждают людей работать, что, в конечном итоге, ведет к производству нужных обществу товаров и услуг.
  4. Четвертый тезис: бизнес является содержанием экономики. Другими словами, бизнес представляет собой неотъемлемую часть экономики любой страны.
  5. Пятый тезис сторонников позитивной концепции состоит в том, что бизнес является непротиворечивым явлением, т.е. бизнес не порождает конфликтных ситуаций. В связи с тем, что интересы каждого предпринимателя основаны на стремлении принести благо обществу, отсутствуют противоречия по поводу условий и результатов сделок.
  6. Еще один тезис: бизнес является типичной чертой жизни людей. Это утверждение абсолютно верно. Деловые отношения так прочно вошли в нашу жизнь, что каждый человек проводит значительную часть времени в качестве их участника. Для кого-то это выражается в работе по найму, а кто-то становится непосредственно предпринимателем.

Позитивная концепция бизнеса привела к созданию таких направлений, как теории «общества всеобщего благосостояния» и «государства всеобщего благоденствия».

Критическая концепция:

  1. Первым тезисом данной концепции является то, что бизнес навязывает корыстные интересы. Действительно, в погоне за прибылью предприниматель стремится подчинить интересы других своим собственным. В крайних случаях это может обретать формы открытого или скрытого давления. В результате бизнес приобретает криминогенный характер, а общество вместо экономического развития получает регресс.
  2. Следующий тезис: бизнес – это временное явление в истории. Другими словами, бизнес со временем прекратит свое историческое существование. История человечества показала полную несостоятельность этого прогноза. Научно - технический прогресс облегчил труд, а культурное развитие ввело новые этические нормы делового общения.
  3. Третий тезис состоит в том, что бизнес порождает конфликты. Как уже говорилось ранее, бизнес основывается на конфликтах. Они связаны, в основном, с тем, что предпринимателям приходится сталкиваться с ограниченным числом потенциальных покупателей и ограниченными запасами ресурсов. Борьба за покупателя и ресурсы ведется между участниками рынков в виде конкуренции.
  4. Четвертый тезис: бизнес – это нежелательное явление в жизни общества. Стремясь получить как можно больше доходов для себя, бизнесмены попирают этические и моральные нормы. Однако современное общество не способно обходиться без предпринимателей. Все блага создаются только ими, а качество продукции и ее соответствие потребностям населения обусловливается свободной конкуренцией.
  5. Следующий тезис критической концепции: бизнес приводит к классовому неравенству. Это происходит в процессе аккумуляции капиталов в руках ограниченного круга лиц. Остальные обречены на нищету. Таким образом, в обществе остается два класса, разделенных огромной разницей в своем благосостоянии. Данная концепция абсолютизирует отрицательные черты деловых отношений. В ее свете бизнесмен видится корыстным субъек- том, ущемляющим интересы всего общества.

Но наиболее близкой к правде все же является прагматическая концепция:

  1. Первый тезис прагматической концепции бизнеса: бизнес – это необходимый компонент экономики. Это суждение означает, что без бизнеса экономическая система перестанет существовать.
  2. Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений, т.е. неизбежность существования бизнеса в экономике обоснована возникновением экономики из бизнеса. В современном обществе такой обмен осуществляется при помощи всеобщего стоимостного эквивалента – денег. Так появляются деловые отношения, совокупность которых есть экономика.
  3. Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рам- ках прагматической концепции предполагается, что предприниматель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т.е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах.
  4. Следующий тезис состоит в том, что бизнес – это постоянное историческое явление. Бизнес как совокупность деловых отношений существовал на протяжении всей истории человечества, и он будет иметь место в будущем на протяжении всего периода существования общества.
  5. Пятый тезис указывает на соблюдение бизнесом баланса между интересами клиента и предпринимателя. Каждый член общества нуждается в продукции и готов платить за нее. В свою очередь, организации пытаются расширить рынок сбыта, поскольку выгоднее продать 100 товаров по цене 10 рублей за единицу, чем 3 товара по цене 100 рублей каждый. Прагматическая концепция рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики.
  6. Различия между бизнесом и экономикой