Файл: Международное законодательство по информационной безопасности и безопасности сетей (Международное информационное право).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Международное информационное право
Направления развития международного информационного права.
Международное и внутригосударственное право в области защиты информации.
ГОСТы по информационной безопасности и защите информации.
Нарушение прав и свобод в сфере информационного права.
Участие международных организаций в международно-правовом регулировании Интернетом.
Международное сотрудничество и законодательство в сфере информационной безопасности.
Необходимость введения повсеместного и надежного контроля в сфере международного информационного права связано с тем, что права людей в Сети не защищены должным образом. Существование и активное употребления терминов «киберпреступность», и иных неологизмов, образованных с помощью той же приставки, указывает на опасность стороннего вмешательства в осуществление каких-либо отношений, способного вызвать негативные последствия, или же оказание неблагоприятного воздействия непосредственно на пользователя. Поэтому, члены международного сообщества сотрудничают в данной сфере и стараются противодействовать этой опасности. Наглядным тому примером служит, например, Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации, разработанная и подписанная в Будапеште в 2001 году Советом Европы.
Одним из аспектов, требующих внимания со стороны международного сообщества является защита детей от содержащейся в Интернете вредной информации. Правовая основа этой защиты впервые нашла своё отражение в Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 года Резолюцией 1386 XIV Генеральной Ассамблеи ООН. В ней были закреплены принципы, требующие обеспечивать для детей специальную защиту и условия для нормального развития, обеспечение возможности игр, которые направлены на образовательные цели, обязывающие защищать детей от насилия, жестокости и любых проявлений дискриминации. (8) Несмотря на то, что в этих принципах не содержится непосредственного указания на какие-либо виды вредной информации, эти тезисы выступают своего рода фундаментом отраслевого законодательства. В данной Конвенции была признана важная роль СМИ в элементе воспитания детей, а наряду с ней и обязанность обеспечивать ребенку доступ к информации, которая способствует его нормальному развитию и благополучию. (9)
К настоящему времени принято уже довольно много различных конвенций, резолюций, договоров, защищающих различные аспекты жизни общества в рамках международного информационного права. Останавливаться на положениях каждой из них подробно, на мой взгляд, нецелесообразно, однако, перечислить основные из них считаю необходимым с целью узнать, какие же именно аспекты получили нормативно-правовую защиту.
Декларация о свободе обмена информацией в Интернете (принята 28 мая 2003 года на заседании Комитета министров Совета Европы). Указывает на недопустимость ограничения доступа людей к доступу в Интернет по нарушающим демократические принципы причинам. (10)
Резолюция по Докладу о медиаграмотности в цифровом мире (принята 24 ноября 2008 года Европейским парламентом). Стран-участниц ЕС призывали разрабатывать и вводить в учебные программы курсы, которые бы позволяли гражданам научиться активно участвовать в информационной жизни и пользоваться информационными ресурсами.
Помимо защиты детей, к одним из важных аспектов управления Интернетом является соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности, личных прав в системе авторских, смежных и патентных прав. В данной ситуации Сеть является пространством, на котором постоянно происходят коллизии между интересами пользователей и правообладателей.
В основе регулирования Интернета лежат императивные нормы международного права (такие как принцип уважения прав и свобод человека), которые составляют базу международно-правовых стандартов этого регулирования. Соблюдение тех самых прав и свобод, в том числе интеллектуальной собственности, является стержнем для развития современного демократического общества. Однако, существуют приверженцы немного иных идей, гласящих о недопустимости возведения принципа соблюдения авторских прав в число основополагающих и ограничивающих свободу пользования Интернетом в угоду экономическим интересам правообладателей. В данных словах есть логика. Интернет, как трансграничная система, предназначенная для распространения и обмена информацией, не является пространством для реализации исключительно вышеуказанных экономических интересов.
Самые жестокие на данный момент законы, наказывающие нарушителей авторских прав (т.н. «пиратов»), приняты во Франции и США, предусматривающие в виде наказания денежные взыскания, ограничение доступа в Интернет.
Необходимо понимать, что реализация некоторых прав и свобод в Интернете, в силу чрезвычайной сложности контроля за ним и регулированием его деятельности, может быть представлена немного в иной форме, нежели, к примеру, те же права реализуются внутри государств. Развитие авторского права, на современном этапе, должно, несомненно, продолжаться, но при условии согласия с правом на передачу и получение информации.
Тем не менее, это не означает, что интеллектуальная собственность в принципе не должна защищаться никакими нормативными актами, а институт авторского права следует устранить. В данном вопросе сложнее всего найти ту точку, в которой и права держателей контента, и пользователей, могли бы реализовываться, не нанося ущерба друг другу. К примеру, «Большая Восьмерка» не обошла стороной этот вопрос, и в п.10 Довильской декларации (11) отмечается необходимость уважения конфиденциальности и одновременного осуществления прав субъектов и их обязанностей в процессе данных отношений.
Самые жестокие на данный момент законы, наказывающие нарушителей авторских прав («пиратов»), приняты во Франции и США, предусматривающие в виде наказания денежные взыскания, ограничение доступа в Интернет.
Необходимо понимать, что реализация некоторых прав и свобод в Интернете, в силу чрезвычайной сложности контроля за ним и регулированием его деятельности, может быть представлена немного в иной форме, нежели, к примеру, те же права реализуются внутри государств. Развитие авторского права, на современном этапе, должно, несомненно, продолжаться, но при условии согласия с правом на передачу и получение информации.
Участие международных организаций в международно-правовом регулировании Интернетом.
Необходимость в осуществлении контроля за деятельностью Интернета очевидна, потому что, во-первых, такая огромная и технически сложная система не может сама регулировать своё развитие, так, чтобы его вектор полностью отражал требования, выдвигаемые обществом каждый день, а во-вторых, с технической точки зрения Интернет есть не что иное, как техническое изобретение. Для нормального трансграничного функционирования Сети требуется не только соблюдение правовых норм, но и специальных организационных норм, таких как протоколы (Internet Protocol Standards), разрабатываемые, к примеру Консорциумом Всемирной Сети (World Wide Web Consortium).
Однако, нельзя рассматривать Интернет только с позиции технического изобретения, в наше время эта структура влияет практически на все сферы жизни человечества, деятельность государств и прочее.
Сфера управления Сетью, которая связана с деятельностью правительств, прежде всего связана с государствами как субъектами международного права. Во-первых, у этой специфичной структуры есть одна особенность: Интернет никому не принадлежит, никто не обладает монопольной властью на обеспечение его деятельности и, как следствие, никто не может его в один момент «выключить» (однако, государства обладают суверенными правами на ограничение его деятельности на своей территории в силу каких-либо обстоятельств). Во-вторых, именно государства занимаются вопросами, затрагивающими политику в Интернете. Также историческую важность по вопросу управления данным сегментом сыграла ВВУИО. На первом её этапе, проходившем в декабре 2003 года в Женеве, были приняты 2 документа, затем одобренные Генеральной Ассамблеей ООН; на втором этапе – 2005 год, Тунис – приняты Тунисская программа для информационного общества и Тунисское обязательство.
В июне 2005 года Рабочая группа по вопросам управления Интернетом выступила с докладом, в котором освещались важные вопросы, требующие закрепление на международном уровне. Ключевыми, на мой взгляд, можно назвать вопросы, связанные с административным управлением серверами системы доменных имен (DNS), обеспечивающими для пользователей соответствие между IP-адресами, уникальными для каждого, обеспечением стабильности работы все системы и защиты прав и свобод пользователей. Правительства также наделены рядом обязанностей, в частности связанными с ведением государственной политики, осуществлением надзорных функций, борьбой с киберпреступностью.
Международное сотрудничество и законодательство в сфере информационной безопасности.
В 2001 году в Будапеште была подписана Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации. В настоящее время этот договор является единственным, участниками которого являются не только страны-члены Совета Европы, но и такие государства как США, Япония и некоторые другие. Российская Федерация в 2005 году перестала быть его участницей, отозвав подпись, хотя и принимала участие в разработке.
Россия занимает довольно активную позицию в вопросе создания новых международно-правовых норм. В сентябре 2011 года в рамках ООН Россия инициировала рассмотрение Кодекса информационной безопасности вместе с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном. По мнению этих стран-участниц, вопросы безопасности в сфере Интернет-деятельности, ввиду их возрастающей важности, должны рассматриваться международным сообществом. Назначение Кодекса заключается в соблюдении норм, направленных на защиту Интернета и прочих коммуникационных технологий от уязвимости и прочих угроз.
В рамках международного сотрудничества принципиальную важность имеют три основных вопроса. Первый связан с тем, что проблемы стабильности и безопасности в Интернете не могут решаться только на государственном уровне, в это должны быть вовлечены все стороны: правительство, гражданское общество, частный сектор. В вышеуказанном Кодексе ссылки на многосторонность отсутствуют. Второй – термины и понятия, используемые в правовых документах, не должны вызывать вопросов и допускать возможности трактовать их по-разному. Третий вопрос заключается в придании формулировкам, используемых в документах, как можно более конкретики, к примеру, указанное в тексте Кодекса распространение информации, подрывающей политическую, социальную и экономическую стабильность государств, может быть интерпретировано государствами таким образом, который, в теории, может позволить ограничивать права на свободу выражения любых мнений, не угодных власти. Это будет являться нарушением статьи 19 (3) Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 года, а именно «допустимым ограничениям на свободу выражения мнений»19.
Также Россия внесла на рассмотрение ООН концепцию Конвенции о международной информационной безопасности20. Положения закрепляют принцип суверенитета государства в национальном сегменте Интернета, а также призывают страны не применять информационные технологии для совершения действий, которые могут повлечь за собой создание угроз для международного мира и безопасности. Рассмотрение положений данной Конвенции, несомненно, повлияет на вопросы информационной безопасности, а также может затронуть аспекты международно-правового управления Интернетом.
На современном этапе развития сотрудничества в сфере международного информационного права сложно сказать, в каком именно ключе государства будут продолжать решать вопросы безопасности и благополучия, но можно выделить вопросы, совершенно точно требующие обсуждения и правового урегулирования в дальнейшем. К таковым можно отнести, во-первых, разработку гарантий неиспользования в информационной сфере технологий, которые могут привести к возникновению угроз для международного мира и безопасности, то что предлагала сделать Россия в предложенной в 2011 году Конвенции. Во-вторых, неоспорима важность унификации норм национальных законодательств в правоохранительной сфере. Третий аспект, требующий обратить на себя внимание, связан с разработкой правил управления Сетью и её защиты на международном уровне таким образом, чтобы каждое государство несло обязанности по защите и обеспечении стабильности Интернета на своей территории. В четвертых, необходимо создать если не единую систему идентификации пользователей на международном уровне, то хотя бы свод принципов, по которым на национальном уровне пользователи могли быть определены и при необходимости информация о них могла быть передана специальным службам других государств
Заключение
Международное информационное право – отрасль относительно новая и, несомненно, требующая непрерывного изучения, а также изменения. Во времена стремительного технического прогресса нельзя принять свод правил и законов, раз и навсегда решивших бы проблему регулирования абсолютно всех аспектов общественной жизни, в которых задействованы информационно-коммуникационные технологии. В этом заключается сложность изучения указанной отрасли права, но, при грамотном подходе к её регулированию, спустя какой-то промежуток времени, можно будет добиться международных соглашений, которые позволят обеспечить защиту каждого пользователя от нарушения его прав и свобод в информационном пространстве, пусть и путем ограничения части из них, что обязательно должно быть обосновано с позиции закона каждого государства в частности, и всего мирового сообщества в целом.