Файл: Основные институты Общей части уголовного права зарубежных стран (Факультет: юридический).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сравнительная характеристика Общей части уголовного права Франции.(романо-германская)
2.Сравнительная характеристика Общей части уголовного права Великобритании
3. Сравнительная характеристика Общей части уголовного права США.(англо-американская)
4. Сравнительная характеристика Общей части уголовного права ОАЭ
5. Сравнительная характеристика Общей части уголовного права Катар.(мусульманское)
2.Сравнительная характеристика Общей части уголовного права Великобритании
Уголовное право в английской правовой системе представлено большим количеством консолидированных нормативных актов. Примечательно, что они включают в себя нормы как уголовного материального, так и уголовно-процессуального права. Как и в гражданском, в современном английском уголовном праве преобладают статуты(законы), которыми регулируется эта отрасль. В Великобритании неоднократно предпринимались попытки принятия Уголовного кодекса, которые до сих пор не увенчались успехом в силу значительного «юридического традиционализма» законодателей.
Среди действующих уголовных законов основную часть составляют акты, принятые в ходе реформы уголовного права 1960– 80-х гг. и после нее, хотя имеются и более ранние нормы (старейший из действующих нормативных актов – уже упоминавшийся Закон о государственной измене 1351 г.). Законодательство в области уголовного права в соответствии с нормами общего права охватывает почти все основные институты Общей части, исключая определение конкретных форм виновности и критериев невменяемости, сформулированных в судебных прецедентах. Консолидированные статуты, таким образом, вполне эффективно заменяют в Англии Уголовный кодекс.
Основными из них являются:
Закон об уголовном праве 1967 года по-новому классифицировал преступные деяния.
Закон о компетенции уголовных судов 1973 г. регламентировал вопросы назначения наказания.
Закон об исправлении правонарушителей 1974 г. изложил проблемы целей и применения наказаний.
Консолидированный Закон об уголовном праве 1977 г. определил ответственность за сговор и некоторые другие вопросы Общей части.
Закон о преступном покушении 1981 г. изменил порядок привлечения к ответственности за преступную предварительную деятельность.
Закон об уголовной юстиции 1982 г. регламентировал общий порядок осуществления правосудия по уголовным делам.
Закон о наказаниях за преступления 1997 г. усилил уголовную ответственность за совершение особо тяжких преступлений.
После реформы уголовного права 1965 г. в Англии утратила популярность старая классификация преступных деяний на фелонии (тяжкие) и мисдиминоры (менее тяжкие). Все преступления в Англии согласно Закону об уголовном праве 1967 г. в настоящее время классифицируются по новым критериям.
Следует учесть, что даже в настоящее время в Великобритании не выработано общее определение преступления. По последним данным, общее количество составов преступлений насчитывает там более 7 тысяч. Ответственность за совершение конкретных преступлений определяется в ряде статутов, в числе которых: Закон о преступлениях против личности 1861 года; Закон об убийстве 1957 года; Закон о преступном причинении ущерба имуществу 1971 года; Закон о расовых отношениях 1976 года; Закон о похищении детей 1984 года; наконец, Закон о государственной измене 1351 года, действующий до сих пор. Поэтому, хотя в Великобритании с 1970 года смертная казнь отменена, но теоретически она может быть применена за государственную измену (а также за пиратство и поджог королевских доков).
Первый (процессуальный) критерий – это подразделение преступлений на арестные и неарестные. Так, неарестные – это менее тяжкие уголовные преступления (бывшие мисдиминоры). Арестными же являются преступления, за совершение которых назначается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Это тяжкие преступления (убийство, государственная измена, терроризм), транспортные преступления, повлекшие смерть человека, а также все другие преступления, совершение которых привело (должно было привести) к ущербу для государства, публичного порядка и отправления правосудия; любое преступление, содержащее угрозу наступления тяжких последствий. Арест по таким преступлениям допускается без приказа судьи (ст. 116 Закона о полиции и доказательствах по уголовным делам 1994 г.).
Второй (подсудность дела) критерий классификации преступлений – суммарные преступления и преступления, преследуемые по обвинительному акту. Суммарные преступления – это те, дела о которых рассматриваются магистратскими судами в упрощенном порядке (менее тяжкие преступные посягательства). В современном уголовном праве Англии существует широкая возможность использования суммарного производства, которое к тому же часто осуществляется заочно. Что же касается преступлений, преследуемых по обвинительному акту, то они разбираются в Суде короны с участием присяжных заседателей и соответственно относятся к тяжким (особо тяжким) преступлениям. Отдельно выделяются деяния «смешанной юрисдикции» (гибридные), которые могут преследоваться в любом из названных судов.
Важное место в XX веке в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 года была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было раньше, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. С 1972 года в отношении присяжных заседателей отменен имущественный и снижен возрастной цензы (все указанные изменения были консолидированы Законом 1974 года о присяжных). Однако в общем, количестве судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия снижается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично – в так называемом суммарном порядке.
Прецедентами также регулируется английская уголовно-правовая отрасль, хотя в настоящее время судья не может создать прецедентом новый состав преступления или установить ответственность за него. Делегированное законодательствов отдельных случаях также может служить источником уголовного права Англии.
Общие тенденции в развитии уголовного права Великобритании – это гуманизация и оптимизация наказания. Наказания, в основном, выступают в форме штрафов или лишения свободы (от 1 года до пожизненного заключения). Кроме того, в современном уголовном праве Англии существует широкая возможность использования суммарного производства, которое к тому же часто осуществляется заочно.
Особенностью английского уголовно-процессуального права является то, что процессуальная сторона деятельности английских судов характеризуется отсутствием завершенной и целостной законодательной базы.
Законодательство по процессу в европейском понимании здесь просто отсутствует, так как все процессуальные и процедурные вопросы деятельности судов и других участников процесса регламентируются нормами прецедентного права и актами делегированного законодательства, издаваемыми Верховным судом.
3. Сравнительная характеристика Общей части уголовного права США.(англо-американская)
Первоначально возникло на основе английской правовой системы, постепенно обрело собственный оригинальный облик. В отличие от английского права для США характерно наличие кодифицированного уголовного законодательства, действующего на уровне штатов. Наиболее существенной особенностью американской правовой системы является ее дуализм, выражающийся в наличии федерального законодательства и законодательства субъектов федерации. Источником уголовного права являются Конституция США 1787 г. и конституции штатов. Федерального уголовного кодекса нет, но в каждом штате действует свой УК. Кодификация уголовного законодательства в некоторых штатах началась еще в начале XIX в. Первые уголовные кодексы были приняты в Нью-Гемпшире (1801 г.), Луизиане (1820 г.), Делавэре (1852 г.), Орегоне (1864 г.), Калифорнии (1872 г.), Нью-Йорке (1881 г.). Специалисты отмечают, что принимавшиеся кодексы отличались плохой юридической техникой, почти полным отсутствием уголовно-правовых дефиниций, наличием пробелов. Все это привело к необходимости проведения реформы уголовного законодательства. В результате реформы был разработан Примерный Уголовный кодекс США 1962 г. Ближе всего к примерному кодексу США по структуре УК штата Нью-Йорк 1967 г., УК штата Пенсильвания 1973 г. и др.
На уровне федерации к кодифицированному (в определенной степени) уголовному законодательству можно отнести ч. 1 разд. 18 Свода законов США. Актом Конгресса США от 25 июня 1948 г. она была объявлена единым законом и систематизирована в разделе «Преступления и уголовный процесс». В последние десятилетия XX в. был принят ряд федеральных законов, направленных на реформирование уголовного законодательства. В 1984 г. был принят Комплексный закон о контроле над преступностью. Он предусматривает меры борьбы с рецидивистами, определяет направления совершенствования системы наказаний за федеральные преступления и в целом носит достаточно жесткий характер. В 1994 г. подписан полицейско-репрессивный закон «О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах», ужесточивший борьбу с насильственной преступностью, запретивший продажу и хранение 19 видов оружия, распространивший смертную казнь на 50 федеральных преступлений. На реализацию этого закона было выделено 30,2 млрд долл.2
Подзаконные акты также имеют значение в регулировании уголовно-правовых отношений в основном в части толкования и конкретизации норм законов.
Вопрос о разграничении компетенции федерации и штатов в области уголовного права решается следующим образом. Выделяются два вида федеральных уголовных законов: 1) действующие на всей территории США; 2) действующие в определенных регионах и местностях. К первому виду относятся законы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления с так называемым федеральным элементом: преступления должностных лиц федеральных органов и против таких должностных лиц; посягающие на безопасность государства; воинские преступления; преступления, затрагивающие интересы нескольких штатов, и др. Второй вид включает федеральные законы, действующие на территориях, подчиненных федеральному правительству: корабли и суда под флагом США, национальные заповедники и парки, территории военных ведомств и т.д.
Особым правовым статусом обладает округ Колумбия, в котором расположен г. Вашингтон, столица США. Конгрессом издаются законы, в которых закрепляется исчерпывающий перечень преступлений.
Индейские резервации также имеют свой особый правовой статус.
Если возникает коллизия между законом штата и федеральным законом, регулирующим один и тот же вопрос, то приоритет имеет федеральный закон.
Источником уголовного права США продолжает оставаться и судебный прецедент. На территории каждого штата силу обязательного судебного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и Верховным судом этого штата; решения судебных органов других штатов имеют лишь силу «убеждающего прецедента».
Взгляды на проблему пределов судебного толкования в уголовно-правовой доктрине США различны. Первоначально господствовала теория строгого толкования, направленная на ограничительное или буквальное уяснение смысла уголовно-правовых норм. Затем появилась теория расширительного толкования, дающая широкий простор судейскому усмотрению в строну как смягчения наказания, так и ужесточения репрессий. И наконец, развилась теория правильного, или нормального, толкования как компромисс между двумя первыми теориями. Эта позиция, например, закреплена в § 5.00 УК штата Нью-Йорк: «Общее правило о том, что уголовный закон подлежит строгому толкованию, не применяется в отношении настоящей главы, но положения, содержащиеся в ней, должны толковаться в соответствии с ясным смыслом их терминов, имея в виду упрочение правосудия и достижение целей права».
Законодательное определение понятия преступления отсутствует, но в теории оно включает в себя наличие двух обязательных элементов: actus rea (объективный критерий) и mens rea (субъективный критерий).
Так же как и в Англии, возможна уголовная ответственность и при отсутствии вины.
Классификация преступлений проводится по разным основаниям.
Но самое принципиальное разграничение преступлений осуществляется по их тяжести: 1) фелонии (опасные преступления); 2) мисдиминоры (менее опасные преступления). Это деление ранее существовало и в Англии, а сейчас сохранилось только в США. В § 10.00 УК штата Нью-Йорк «мисдиминор» означает посягательство, кроме дорожного проступка, за которое может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок от 15 дней до одного года. «Фелония» означает посягательство, за которое может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок свыше одного года. Для целей наказания фелонии и мисдиминоры еще делятся на категории. Так, в Нью-Йорке фелонии – класса А–Е, а мисдиминоры А, В и неклассифицированные. Фелонии класса А делятся еще на две категории: AI и AII. Каждый класс имеет свои пределы наказания. В Особенной части нет санкций уголовно-правовых норм, а указывается, к какой категории фелонии или мисдиминора относится то или иное деяние (например, фелония класса В).
Соучастие в преступлении, возможно не только в умышленных, но и в неосторожных деяниях. Это часто используется в делах о дорожно-транспортных нарушениях.