Файл: Создание общества, учреждение, слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Мотивы слияний...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Согласно статье 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. 1

В данном определении содержатся основные признаки акционерных обществ:

  • уставный капитал общества разделен на акции;
  • акционеры несут риск убытков в пределах стоимости акций;
  • акционеры не отвечают по обязательствам общества;
  • акционерное общество является коммерческой организацией, то есть основной целью создания и деятельности общества является извлечение прибыли. Полученная обществом прибыль распределяется среди акционеров.

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). В отдельных случаях при реорганизации необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.3

Общество создается по решению учредителей, которые на своем первом собрании учредителей должны решить следующие вопросы:

Учреждение акционерного общества осуществляется в несколько этапов.

  1. Заключение учредительного договора о создании общества

Договор о создании акционерного общества не является его учредительным документом. По своей природе он является гражданско–правовым договором о совместной деятельности. Данный документ определяет права и обязанности учредителей общества в процессе его создания. Договор не порождает каких-либо взаимных прав и обязанностей, лиц его заключивших по отношению друг к другу. Права и обязанности его участников возникают по отношению к создаваемому ими обществу. В данный договор включаются следующие условия:

  • размер уставного капитала общества;
  • категории и типы акций, подлежащие размещению среди участников;
  • размер и порядок оплаты акций;
  • права и обязанности учредителей по созданию общества.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.


Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами.

  1. Принятие решения об учреждении общества и проведение общего собрания учредителей

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

На учредительном собрании принимаются решения:

  • о создании акционерного общества;
  • о типе общества;
  • о его наименовании;
  • о количестве и номинальной стоимости, выпускаемых при учреждении общества акций;
  • о размере уставного капитала общества;
  • избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. Осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов;
  • утверждение устава акционерного общества.
  1. Регистрация акционерного общества

Под государственной регистрацией юридического лица следует понимать внесение сведений о создаваемом юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. Именно с момента государственной регистрации акционерное общество приобретает правоспособность и становится самостоятельным субъектом права. Государственная регистрация акционерных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».2

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация акционерного общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.


Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации акционерного общества заявителями могут являться следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа акционерного общества или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) акционерного общества;
  • руководитель акционерного общества, выступающего его учредителем.

При государственной регистрации создаваемого акционерного общества в регистрирующий орган представляются:

  1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  4. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  1. непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации акционерного общества может быть обжалован в Арбитражный суд.

  1. Формирование уставного капитала


Уставный капитал акционерного общества является материальной основой его деятельности и служит гарантией реализации прав кредиторов.

До государственной регистрации акционерного общества должно быть сформировано не менее 50% уставного капитала общества, а оставшаяся часть – в течение года с момента его регистрации (уставом акционерного общества может быть предусмотрен и меньший срок оплаты приобретенных акций). Из этого правила законодательством предусмотрены исключения, например, до государственной регистрации акционерного общества, осуществляющего банковскую деятельность, должно быть оплачено 100% уставного капитала. Акции могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другим имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций и денежная оценка, вносимого в счет оплаты акций имущества осуществляется по соглашению учредителей.

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.4

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо- правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица. При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Присоединение организации

Присоединение- это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется. При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица. Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц). Форму "присоединение" могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.


Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц. Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций. Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации. В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации.
  • внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;
  • кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.