Файл: Соотношение международного публичного и международного гражданского процесса..pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
В особом положении находятся также лица, входящие в состав персонала дипломатических и консульских представительств, а также сотрудники международных организаций. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уголовной и административной) юрисдикции. В то же время «иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций» (ст. 13).
Консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служебной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием (ст. 25).
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, участницей которой является РФ, устанавливает, что дипломатический иммунитет не распространяется на случаи:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломатический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31 конвенции).
Таким образом, дипломатические представители подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к представителям такого государства возможно применение ответных мер.
4. Признание и исполнение решений иностранных судов.
Судебные решения в принципе действуют лишь в пределах государства, суд которого их вынес. Юридическую силу в другом государстве они, по сложившейся практике, приобретают, если данное государство в той или иной форме выражает на это согласие. Правила о признании и исполнении иностранных судебных решений включаются обычно в законодательство или международные договоры.
Признанное иностранное судебное решение подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решение собственного суда. Оно не может быть обжаловано и препятствует вынесению нового решения по тому же иску. Для принудительного исполнения иностранного судебного решения характерно применение к должнику в установленном порядке мер принуждения.
Различают несколько систем признания и исполнения иностранных судебных решений:
1) Система экзекватуры, по которой иностранное решение признается и исполняется после придания ему судом страны, где испрашивается исполнение, принудительной силы путем вынесения соответствующего постановления (экзекватуры). Решение иностранного суда после получения экзекватуры приобретает такую же юридическую силу, как и решение собственного суда, и исполняется обычно в том же порядке, что и решение собственного суда. Система экзекватуры применяется во Франции, ФРГ и большинстве других стран континентальной Европы, а также в некоторых иных странах. В определенных пределах она используется и в Англии (так называемая регистрация иностранных решений по Закону о взаимном исполнении судебных решений 1933 года).
В рамках системы экзекватуры существуют различные варианты признания и исполнения в зависимости от того, насколько широко допускается ревизия решения. В одних странах, например в Бельгии, суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности рассмотрения дела по существу – с правовой и фактической стороны; в других, например в ФРГ, Японии, такой полной проверки не предусмотрено. В большинстве стран экзекватура выдается только для исполнения решения, в других, например в Италии, – и для признания решения. Экзекватура выдается при соблюдении определенных условий: взаимности, требования того, чтобы ответчик был надлежащим образом уведомлен о судебном разбирательстве, и т. п.
2) Система англо-американского общего права, по которой иностранное судебное решение как таковое не исполняется, а служит лишь основой для нового судебного разбирательства. В этом разбирательстве оно создает презумпцию в пользу стороны, выигравшей дело; противная сторона может презумпцию опровергать. Иностранное судебное решение порождает по этой системе перераспределение бремени доказывания.
Признанию и исполнению иностранных судебных решений посвящен ряд многосторонних и двусторонних международных договоров. К ним относятся некоторые конвенции, касающиеся ряда специальных видов отношений, как, например, Гаагская конвенция 1958 года о признании и исполнении решений об алиментах в пользу детей (в ней участвует большинство европейских стран), Нью-йоркская конвенция 1956 года о взыскании алиментов за границей. Следует также назвать Гаагскую конвенцию 1966 года о признании и исполнении иностранных решений по гражданским и торговым делам, Конвенцию стран ЕЭС 1968 года о юрисдикции и исполнении решений по гражданским и торговым делам. Имеются и другие конвенции, в основном между странами со сходными правовыми системами. [12]
Развитие экономических отношений привело к заключению многосторонних и двусторонних конвенций об исполнении иностранных судебных решений, обычно устанавливающих обязательства договаривающихся государств исполнять решения при соблюдении ряда условий (вступление решения в законную силу, непротиворечие публичному порядку страны исполнения, участие обеих сторон в судебном разбирательстве и т. д.).
К многосторонним конвенциям, регулирующим признание и исполнение судебных решений, относятся прежде всего соглашения, заключенные между государствами с близкими правовыми системами. Чаще всего это соглашения регионального характера (Кодекс Бустаманте 1928 г., конвенция между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией 1932 г… Конвенция об исполнении судебных решений государств – членов Лиги арабских государств 1952 г., Афро-Малагасийская общая конвенция о сотрудничестве в области правосудия 1962 г.). 1 февраля 1971 г. была заключена Гаагская конвенция о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам.
Согласно п. 1 Указа «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., решения иностранных судов и арбитражей признаются исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР.
Порядок исполнения в РФ решений иностранных судов определяется соответствующими международными договорами (ст. 437 ГПК).
Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в РФ, если это предусмотрено международным договором или нашим законодательством.
Такое исполнение в настоящее время допускается только договорами о правовой помощи, заключенными СССР с бывшими социалистическими странами, а также с Ираком, Алжиром, Грецией, Кипром, Италией.
Признание и исполнение решений по отдельным категориям дел могут иметь место в соответствии с отдельными международными договорами РФ. Так, взаимное признание судебных решений по делам об объявлении граждан безвестно отсутствующими или умершими и по делам о расторжении брака, раздельном проживании супругов и признании брака недействительным регламентируется договором о правовой помощи с Финляндией; признание и исполнение решений судов по искам о возмещении ущерба от загрязнения нефтью – Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года; исполнение решений о возмещении ущерба – Римской конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 года, рядом многосторонних и двусторонних соглашений в области перевозок грузов и пассажиров; в отношении исполнения решений об уплате судебных расходов – Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса 1954 года.
Что касается признания в РФ решений иностранных судов по делам о расторжении брака, то в соответствии со ст. 160 Семейного кодекса РФ в РФ подлежат признанию решения о расторжении брака лиц, постоянно проживающих за границей, включая случаи, когда оба супруга – российские граждане в момент расторжения брака проживали вне пределов нашей страны.
Признание иностранных решений такого рода не ставится в зависимость от наличия международного договора; не выдвигается и требование взаимности.
В договорах о правовой помощи, заключенных РФ с другими странами, содержатся следующие основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений:
1) решение вступило в законную силу (это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение);
2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);
3) отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено;
4) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.
В ряде договоров указаны и другие, дополнительные условия. Например, в договоре с ЧССР предусматривалось, что исполнение допускается, если по законодательству обоих государств не истек срок давности принудительного исполнения решения.
Признание в РФ решения иностранного суда означает, что оно обладает такой же юридической силой, какую имеют решения российских судов. Поэтому вынесение иностранным судом решения, подлежащего признанию в РФ, является основанием либо для отказа в принятии в России искового заявления по спору между теми же сторонами, по тому же основанию и о том же предмете, либо для прекращения дела..
Как отмечалось выше, в ряде договоров о правовой помощи предусмотрено, что решение, вынесенное в одном государстве, может быть принудительно исполнено на территории другого государства. Для принудительного исполнения судом страны исполнения решения должно быть выдано специальное разрешение. Ходатайство о принудительном исполнении подается в суд, вынесший решение. Затем оно пересылается в установленном порядке суду, компетентному выдать разрешение на исполнение.
В РФ в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.[13] вопрос о разрешении принудительного исполнения решения рассматривается по ходатайству взыскателя Верховным судом автономной республики, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в РФ либо место жительства (нахождения) должника неизвестно – по месту нахождения его имущества.
Статья 437 ГПК предусматривает, что решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение 3 лет с момента вступления решения в законную силу. Это правило относится и к решениям иностранного арбитража.
На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в народный суд по месту исполнения решения. Эти положения договоров широко применяются на практике.
Отказ в разрешении принудительного исполнения решений иностранного суда допускается в РФ в случаях, когда:
1) решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу;