Файл: Воинская преступность (Понятие воинского преступления).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 4
Размер материального ущерба, образующего тяжкое последствие, определяется с учетом конкретных обстоятельств.
Особая военная ценность, уникальность уничтоженного или поврежденного имущества, равно важность сорванного мероприятия определяются заключением соответствующего компетентного командования. К несчастным случаям относятся гибель людей или причинение им телесных повреждений различной степени тяжести — от легких с кратковременным расстройством здоровья, до - тяжких.
Обязательно установление причинной связи между уничтожением или повреждением имущества и наступлением последствий.
Субъективная сторона деяний, повлекших тяжкие последствия, характеризуется умыслом в отношении самого деяния, умыслом или неосторожностью в отношении последствий. При этом отношение к несчастным случаям с людьми может быть только неосторожным. При уничтожении или повреждении военного имущества, сопряженных с умышленным причинением ущерба жизни или здоровью кому-либо, содеянное следует квалифицировать по статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности.
Особо квалифицированным составом является умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, повлекшее тяжкие последствия, если оно совершено в военное время или в боевой обстановке.
Нарушение правил обращения с оружием и предметами,
представляющими повышенную опасность для окружающих
Суть этого преступления согласно УК состоит в нарушении правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия.
Непосредственным объектом преступления является установленный в армии порядок обращения с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
В ст. 349 УК приводится не исчерпывающий перечень предметов данного вида преступления.
Объективная сторона состоит в нарушении правил oбращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Нарушение указанных правил выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении установленных методов, способов и приемов применения, использования, хранения, транспортировки оружия и других предметов и веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих.
Необходимым признаком состава является последствие в форме причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потер-певшего, либо уничтожение военной техники, либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями понимается вывод из строя боевой техники, уничтожение или значительное повреждение важных военных либо гражданских объектов, заражение ядовитыми веществами больших участков земли, водоемов и воздуха и т.п.
К предметам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся, например, различные отравляющие вещества, взрывоопасные зазы и пары, электрические аккумуляторы повышенной мощности, линии электропередачи высокого напряжения и др.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям, к нарушению установленных пропил; вина может быть и умышленной.
Субъект преступления — любой военнослужащий, которому доверено оружие либо другие предметы или вещества, представляющие повышенную опасность для окружающих.
В ч. 2 ст. 349 УК предусмотрен квалифицирующий признак: причинение по неосторожности в результате указанного нарушения смерти человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда армия и флот оснащены коллективными видами оружия и боевой техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умелых и согласованных действий многих людей, и когда даже единичные случаи беспечности и недисциплинированности могут привести к тяжелым последствиям, исключительное значение приобретают высокая организованность, собранность и безупречная исполнительность каждого воина.
Постоянно повышаются требования к целеустремленному проведению работы по предупреждению правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, особенно таких, как недостатки в организации службы, в воспитании личного состава, в контроле за поведением отдельных недисциплинированных военнослужащих, и т. д.
Наряду с поощрением военнослужащих за усердие, подвиги и отличия по службе важную роль в воспитании личного состава и укреплении воинской дисциплины имеет правильное использование командирами (начальниками) предоставленного им права налагать на подчиненных, совершивших проступки, дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.
В целях создания обстановки нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины и общественного порядка всемерно используются силы и влияние воинского коллектива, общественное мнение. Проступки военнослужащих обсуждаются на собраниях солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов и офицеров. В предусмотренных законом случаях материалы о правонарушителях передаются на рассмотрение товарищеских судов, действующих в военно-строительных отрядах, товарищеских судов чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, офицерских товарищеских судов чести.
Активная роль в укреплении воинской дисциплины и законности, в борьбе с воинскими правонарушениями принадлежит военным прокуратурам и военным трибуналам. Применяя меры принуждения, используя силу закона к лицам, виновным в совершении правонарушений, органы военной юстиции исходят из положения о том, что предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью, что из каждого уголовного дела, каждого судебного процесса люди должны извлекать для себя уроки общественной морали и практической политики.
Военные прокуроры, следователи и судьи, выполняя требования о повышении уровня своей работы по предупреждению нарушений законности и правовому воспитанию граждан, стремятся всей своей практической деятельностью способствовать воспитанию военнослужащих в духе точного и неуклонного исполнения предписаний Конституции РФ, законов, военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и начальников. Они большое внимание уделяют предупреждению нарушений воинской дисциплины и уставного порядка, выявлению и устранению причин и условий их возникновения, активно ведут в войсках правовую пропаганду, оказывают помощь командирам в организации и проведении правового воспитания личного состава.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении"// "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375;
4. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О военных судах Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О военных судах Российской Федерации"// "Российская газета", N 120, 29.06.1999;
6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О воинской обязанности и военной службе"// "Российская газета", N 63-64, 02.04.1998;
7. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации"// "Российская газета", N 104, 31.05.2003;
8. Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 30.03.2015, N 13, ст. 1909;