Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
Введение.
На нервную систему человека ежеминутно воздействует множество различных раздражителей: свет, шум, звуки человеческой речи, прикосновение одежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода, боли, жажды, утомления.
Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данный момент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного.
Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определённый выбор (вольный или невольный) предмета или явления среди других. Сосредоточенность это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности.
1
Понятие «Внимания».
Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Есть 4 основных типа внимания.
1 . Произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания оно всегда есть волевой акт.
2.Непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
3.Внимание чувственное - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление
4.Внимание интеллектуальное - преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
2
Свойства внимания.
У внимания есть 5 основных свойств:
1. устойчивость - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
2. сосредоточенность - проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3. переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
4. распределение - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
5. объем - количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
3
Для изучения внимания в психологии используют методики:
- 1. «Корректурная проба»
- 2. «Таблицы Шульте»
- 3. Методика «Расставь значки»
- 4. «Распределение и переключение внимания»
- 5. Устойчивость внимания по Риссу
- 6. Тест дискриминации форм
- 7. Методика «Красно-черная таблица»
- 8. Тест Тулуза-Пьерона
- 9. Методика Мюнстерберга
- 10. Тест Торндайка
- 11. «Психологические профили» Россолимо
- 12. Тест Кюсси
- 13. «Изучение наблюдательности» (перцептивного внимания)
- 14. Методика «Расстановки чисел»
- 15. Тест отыскания чисел (В.Л. Маршук)
- 16. Методика «Запомни и расставь точки»
- 17. «Счет по Крепелину»
- 18. Сложение чисел с переключением
- 19. Методика изучения уровня внимания у школьников
- 20. Отсчитывание по Блейхеру
Наиболее популярные методики:
Методика «Корректурная проба» относится к бланковым тестам скорости и предназначена для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Методика предложена Б. Бурдоном в 1895 году.
Методика «Таблицы Шульте» предназначена для исследования переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации, психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.
Методика «Проставь значки». Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Методика «Устойчивость внимания по Риссу» определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.
Методика «Красно-черная таблица» предложена Ф. Горбовым и предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Методика может быть использована для обследования детей и взрослых.