Файл: Семейно-правовой статус ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом положений ст.12 Конвенции ребенок обладает правом быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

Мнению ребенка придается различное правовое значение в зависимости от его возраста. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, когда это не противоречит его интересам. Это означает, что мнение ребенка будет заслушано и будет учитываться при решении того или иного вопроса, касающегося интересов ребенка. Однако ребенок не обладает в этом возрасте достаточной зрелостью и во избежание нарушения его прав и законных интересов лицо, решающее вопросы, затрагивающие интересы ребенка, вправе не согласиться с мнением ребенка. В таком случае решение должно быть обосновано. Например, при определении судом места жительства ребенка после расторжения брака родителей желание ребенка проживать совместно с родителем-наркоманом может быть не удовлетворено.

В определенных, предусмотренных законом случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Так, согласие ребенка обязательно:

  • при изменении имени и фамилии ребенка (п. 4 ст. 59 СК РФ);
  • при восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);
  • при усыновлении ребенка (п. 1 ст. 132 СК РФ);
  • при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (п. 4 ст. 134 СК РФ);
  • при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (п. 2 ст. 136 СК РФ);
  • при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (п. 3 ст. 143СКРФ);
  • при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК РФ).

Указанные ситуации затрагивают важнейшие интересы ребенка и поэтому решение не может быть принято против его желания, даже если желание представляется неразумным и необоснованным.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на имя с момента рождения. Имя ребенка и его семейные связи индивидуализируют его личность. Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ имя гражданина включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

По достижении четырнадцати лет подросток вправе сам обратиться в орган записи актов гражданского состояния с просьбой о перемене имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество (п. 1 ст. 58 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Перемена имени производится органом загса по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.


Имущественные права ребенка регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством. В ст.60 СК РФ содержится лишь примерный перечень имущественных прав ребенка, которые можно сгруппировать следующим образом:

- право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Каждый ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей (ст.60 СК РФ). Они тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворение потребности своего ребенка: на питание, одежду, образование, лечение и т. п. Таким образом, родителями исполняется их долг по содержанию ребенка и одновременно обеспечивается право ребенка на получение содержания, составляющее одно из неотъемлемых прав ребенка. Помимо этого, к источникам содержания ребенка относятся причитающиеся ему алименты. Эти средства взыскиваются по суду с родителя, обязанного уплачивать алименты, а при невозможности получения ребенком содержания от своих родителей — с других членов семьи (совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки). Злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей является основанием для лишения родительских прав, а также для привлечения к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. Пенсии и различного рода пособия, причитающиеся несовершеннолетнему по закону, также относятся к источникам содержания ребенка. Согласно п. 1 и 2 ст.56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка может осуществляться несовершеннолетним самостоятельно или через представителей.

В качестве еще одного своеобразного основания возникновения имущественных прав ребенка в семье служит п.5 ст.38 СК РФ, посвященная разделу имущества супругов. Здесь говорится о том, что вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Можно сказать, что налицо право ребенка на перечисленные вещи, собственником которых он по существу является, хотя они приобретались его родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами за счет своего общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей. Эти вклады безотносительно к тому, кто из родителей их вносил и в каком размере, не учитываются при разделе имущества. Обладателем права собственности и здесь становится ребенок.


Особое место среди положений Семейного кодекса, посвященных имущественным правам ребенка, занимают правила, где проводится граница между его имуществом и имуществом родителей. Пункт 4 ст.60 СК устанавливает ее следующим образом: "Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка". Надо полагать, что такое правило по своей сути антипедагогично, но строго выдержано с точки зрения права. Подобного рода парадоксы иногда неизбежны. Они смягчаются в п.4 ст.60 СК, где сказано: "Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию". Использование в данном контексте термина "дети" означает, что имеются в виду как несовершеннолетние, так и достигшие совершеннолетия члены семьи. Думаю, более уместным было бы слово "должны", а не "могут", ибо акцент на верховенстве частнособственнических начал не всегда дает положительный эффект с точки зрения развития, формирования ребенка как личности6.

Таким образом, семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье минимум внимания, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН "О правах ребенка" вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст.60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.

1.2. Общая характеристика правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.


Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Представляется уместным определить понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:

  • «несовершеннолетний» - не достигший совершеннолетия;
  • «совершеннолетие» - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;
  • «совершеннолетний» - достигший совершеннолетия.

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в СК РФ8. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»9 устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.


Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:

  • ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи10.

Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка11.

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

В соответствии с темой дипломной работы необходимо сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, такой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируемых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнительной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершеннолетнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных правовых средств12.