Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы: регулирование экономики – это существенная функция страны в условиях рыночного хозяйствования, государственное регулирование применяется в интересах абсолютно всего социума как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограничения нежелательных ее форм; это очень весомый фактор, так как без него наблюдается понижение эффективности производства, сокращается общественная инфраструктура, не пользуется спросом фундаментальная наука, с потерями, а так же с издержками воспроизводится движение к цивилизационным формам жизни.
Цель исследования: изучить такую тему, как методы и механизм государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть методы государственного регулирования экономики;
- выявить специфику механизма государственного регулирования экономики.
Объект исследования: государственное регулирование экономики.
Предмет исследования: методы, а так же механизм ГРЭ.
Структура реферата: работа состоит из пяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), две главы (теоретические) – основная часть. Общий объем составляет тринадцать страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы, а так же цель и задачи. В первой главе рассматривается механизм ГРЭ. Во второй главе говорится о методах ГРЭ. В заключении подводится итог проведенному исследованию. В списке использованной литературы приводятся источники, на которые во время написания данного реферата был сделан упор.
1. Государственный контроль рынка
Государство постоянно должно контролировать рынок, т.е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.
Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.
Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика -- политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки -- регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику -- снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика -- увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.
Государственное регулирование имеет две модели:
- Адаптационная модель
Эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.
- Координирующая модель
Она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.
Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т.е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.
2.Механизм государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики – это система типовых мер исполнительного, законодательного, а так же контролирующего характера, которые воспроизводятся посредством социальных организаций и правомочных государственных учреждений для того, чтобы приспособить и стабилизировать уже имеющуюся общественно – экономическую систему к трансформируемым условиям.
Цель ГРЭ - общественная и экономическая стабильность. 1От такой цели исходят частные цели, без воспроизведения которых главная цель никак не имеет возможность быть достигнутой. Цель очень тесно взаимодействуют друг с другом, а так же различны.
В связи с тем, как происходит формирование рыночного хозяйства, можно пронаблюдать, как обостряются и происходят общественные и экономические проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость в существенных инвестициях или же нерентабельных, или же малорентабельных со стороны частного капитала, однако нужных для продолжения применения в национальных масштабах.
В нынешних условиях государственное регулирование экономики – это неотъемлемый элемент воспроизводства. Такой элемент разрешает многие задачи различного характера. Определенные формы, направления, масштабы государственного регулирования экономики определяется остротой таких проблем, как общественных и экономических, и характером какой либо стране в определенное время.2
Механизм – это внутреннее устройство прибора или машины, которое приводит то или другое в действие; внутреннее устройство, система функционирования чего – либо, аппарат какого – либо вида деятельности.
Нынешний механизм регулирования экономики – это такая система методов, которая считается интегрированной, при помощи которых и производится воздействие страны экономику. В связи с тем, что в нынешнем механизме государственного регулирования экономики есть обратная связь, то его можно определять как систему закрытого типа взаимоотношений экономический объектов и субъектов, которая является совокупностью частей и связей меж ними.
Субъекты экономической политики – это выразители, носители, а так же исполнители хозяйственных интересов.3
Носители хозяйственных интересов – это общественные группы, которые имеют отличие по таким признакам, как профессия, имущество, региональные и отраслевые интересы, вид деятельности, доход.
Сюда можно отнести земельных собственников и фермеров, хозяев организаций и рабочих, крупных и мелких предпринимателей, государственных служащих, акционеров и управляющих, рабочих военно – промышленного комплекса и текстильщиков, лиц свободных профессий.
У каждой группы существуют собственные интересы, которые обуславливаются их принадлежностью к какому – либо региону, общественно – экономическим положением, а так же видом деятельности. Члены данных групп выражают собственные интересы в СМИ, на митингах, обращаясь с протестами, с просьбами, пожеланиями в государственные учреждения, несущие ответственность за общественную и экономическую политику.4
Выразители хозяйственных интересов – это носители экономических интересов, которые объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: союзы, фермеры, аптекари и так далее. 5Есть и такие союзы, где количество членов превышает миллион, иные считаются весомыми в экономике государства в связи представляемых ими капиталов. Несомненно, существуют и малозначащие объединения.
Выразителями религиозных, политических, экологических, общественно – экономических, культурных, особенных региональных интересов выступают политические партии. Если сопоставить их с выразителями экономических интересов, то политические партии выступают от имени общенациональных интересов, а выразители экономических интересов – от конкретного имени. Партии и носители экономических интересов взаимосвязаны.
Исполнители хозяйственных интересов воспроизводят программу государственной экономической политики. Это самая существенная линия изменений частных экономических интересов в государственную экономическую политику. Государственные органы ветвей власти и есть исполнители хозяйственных интересов.
Есть множество возможностей воздействий выразителей и носителей хозяйственных интересов на государственную экономическую политику. 6Сюда можно отнести и обращения в суды (вплоть до международных), и манифестации и демонстрации, и сбор подписей, и прочее. Самая действенная из сказанных – это обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.
Существуют различия объектов государственного регулирования экономики.7 Данные особенности зависят от разрешаемых задач. Сюда можно отнести и хозяйства в целом, и уровень сектора экономики, региона, отрасли, предприятия, и экологию, общественные отношения, и интеграционные процессы, экономико – политические отношения с заграничными государствами.
3. Методы государственного регулирования экономики.
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов.
Методы - экономические приемы, формы и способы целесообразного действия
Методы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от выбранных критериев.8
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.