Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
2 Основные подходы к изучению личности преступника
Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в первую очередь криминологии.
Необходимо учитывать, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм общественной психологии, индивидуально-психологических особенностей, а также приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей. В целом – это источник преступного поведения, его субъективная причина, предопределяющие необходимость изучения всей совокупности социологических, психологических, правовых, медицинских и других аспектов личности преступника.
Личность преступника представляет собой совокупность социально значимых негативных свойств, развившихся в процессе многообразных и систематических воздействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальной группы или иных общностей, как носителя социально типичных черт. Включение преступника в активное и полезное групповое общение – важное условие его исправления.
Для определения понятия личности преступника необходимо решить ряд специальных вопросов, в частности: охватывает ли это понятие всех лиц, совершивших преступление, или только часть из них; какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать.
И в научных, и в практических целях это понятие должно объединять лиц, виновных в преступном поведении. Как преступность включает такие совсем разные преступления, как изнасилование и мошенничество, так и понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших эти преступления. Иными словами, личность всех совершивших преступления должна быть предметом криминологического познания, что имеет огромное практическое значение, в первую очередь для профилактики преступлений.
Понятие личности преступника в некоторой мере условное и формальное, поскольку отнесение определенных действий к числу преступных зависти от законодателя. Он же, как известно, может отменить уголовную ответственность за поступки, которые ране им рассматривались как преступные. Нельзя не признать также, что у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников.
Наличие отличительных черты личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности как носителя причин преступного поведения. Однако основная масса преступников отличается определенными особенностями.
Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.
В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Это определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно, и тех, кто виновен в преступной неосторожности.
I . Характерна дифференциация преступников в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, которые проявляются в совершенном преступлении. В данной группе выделяют:
- особо опасных преступников;
- насильственных преступников;
- корыстных преступников;
- преступников, совершивших преступления против общественного порядка;
- неосторожных преступников.
Исходя лишь их мотивационных критериев, некоторые авторы выделяют:
Корыстный тип - ему свойственен мотив личного обогащения. Однако стремление к повышению материального достатка не является противоправным и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Хотя такой тип личности традиционно называется корыстным, это скорее моральная оценка. Понятие корысти обозначает в данном случае общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа возможно лишь с такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Как правило, это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений;
Престижный тип . Довольно часто случается, что среди виновных в корыстных (прежде всего, в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное (в первую очередь, должностное) положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в данном случае лишь в качестве дополнительного мотива. Таким образом, вышеназванных преступников можно объединить в так называемый престижный тип. Хотя нельзя не отметить, что по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе ценно для конкретного лица. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. Следовательно, преступников подобного типа тоже следует относить к престижному типу.
Насильственный тип . Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради самого насилия могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу.
Сексуальный тип . К данному типу относятся преступники, виновные в изнасиловании или других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений.
Сложно определить тип личности преступников, совершающих, так называемые, корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса, необходимо определить какие мотивы были превалирующими. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта необходимо отнести к корыстному типу.
Выделение по мотивационным критериям носит чисто условный характер. Поэтому могут быть выделены и другие типы. В приведенной типологии легко заметить, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением) по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к корыстному типу.
II. В этой группе объединены типологии личности преступников по степени криминогенных черт личности:
- криминогенный тип;
- случайный:
а) последовательно криминогенный. Этот тип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками личности. Как правило, ситуация, в которой совершается преступление, активно создается самой личностью;
б) ситуативно-криминогенный. Данный тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера. Причиной же преступления в большинстве случаев является неблагоприятная ситуация, т.е. в данном случае к преступлению подталкивает микросреда и вес предшествующий образ жизни, следствием которого становится совершение преступления;
в) ситуативный. Для этого типа характерно незначительное присутствие "безнравственных элементов" сознания и поведения такой личности и ее микросреды. Преступления в данном случае совершаются под влиянием ситуации, которая возникает не по вине лица, и в которой другими субъектами нарушаются установленные нормы поведения.
4. Формирование личности преступника
Процесс формирование личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации, вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей о функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.
Социализация личности как активный процесс длиться не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т. д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17-18 до 23-25 лет.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичную реакцию взрослых на те или иные проблемы, как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психики в период детства. Преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но. Конечно, в других формах.
Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершено беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности вполне заслуживают исключительного внимание криминологов. Семья – главное звено той причиной цепочки, которая выводит на преступное поведе
5. Заключение
Многообразие человеческих личностей и их судеб, определяемое многообразием сложностей социального бытия человека, обусловливает необходимость изучения личности тех, кто совершает преступления, и причин и условий, которые поставили человека в состояние "личности преступника".
Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления, определяется, помимо всего прочего, и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и потребности, у них свои взгляды на положение в обществе, на роль других групп, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру трудовой деятельности, наконец, принадлежностью к полу, возрастом. Все это и есть основание для того, чтобы глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших его образом жизни, профессией, способом "улучшения" материальных условий жизни, или человека, случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность и т.д. Для этого и нужна классификация, типология преступников, их социальных ролей, уяснение конкретных социальных типов преступников, когда речь идет об устойчивой формуле их поведения. И если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность, и то, почему люди встают на преступный путь, то изучение личности тех, кто совершает преступления, позволяет, с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а с другой – "выйти" на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.
Список использованной литературы
1. Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Э. Эминова, - М., 2000.
2. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
3. Криминология (конспект лекций) М.: Приор-издат, 2005. -128с. Давыдов Я.В.