Файл: Тайм-менеджмент студента: особенности организации времени студента, инструменты, техники, приемы организации времени.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь студента расписана по минутам. В частности, учащиеся могут планировать свой день, исходя из учебного расписания. Как правило, уже в сентябре график занятия утверждается и становится стабильным. Студенты знают, что их ожидает завтра и могут заранее распределить нагрузку, спланировать свой день или даже неделю.
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов как высококвалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Поскольку основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым алгоритмом и не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.
Умение организовывать учебное и личное время студентом является ключевым фактором в профессиональном и личностном становлении будущего специалиста. Актуальность оптимизации временных затрат возрастает в период адаптации студентов первого курса к учебному процессу.
Развитие профессиональных и личностных качеств современного человека невозможно представить без навыков эффективной организации, экономии и оптимального использования времени. Тайм-менеджмент -междисциплинарный раздел науки и практики изучающий проблемы оптимизации временных затрат, комплекс технологий и методик. Сферу его влияния полностью раскрывает понимание его как комплексной системы управления собой и своей деятельностью.
В абсолютном большинстве ВУЗов студенты не обладают совершенно необходимыми для учебы и жизни методами и навыками самоорганизации. Организация учебного процесса является проблемой, от решения которой зависит успеваемость в учебе и в последующей карьере будущего специалиста. Реальная ситуация свидетельствует о том, что большинство молодых людей не планируют свой день или делают это нерационально.
Неотъемлемым помощником в организации времени студента может стать тайм-менеджмент -- отдельное направление менеджмента, направленное именно на решение проблем организации времени и установления приоритетов при его использовании.
Таким образом, тема работы «Управление временем, или тайм-менеджмент студента» является актуальной.
Теоретические основы тайм-менеджмента
1. Сущность тайм-менеджмента
Научиться рационально использовать ресурс времени, действовать эффективно и добиваться успеха можно, научившись правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными), расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их, распределять свою рабочую и учебную нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха. И чем раньше это удастся освоить навык эффективного управления своим временем, тем быстрее и легче будет добиться мастерства и успеха Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. М., 2008. С.124. .
Самоорганизация времени включает следующие этапы: информацию и коммуникацию, постановку целей (анализ и формирование целей), планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности), принятие решений (принятие решений по предстоящим делам), реализацию и организацию (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач), контроль (самоконтроль и контроль итогов) Самоменеджмент: учебное пособие/под ред. В.Н.Парахиной, В.И Перова. М., 2012. С.216..
Тайм-менеджмент -- это целостная система управления личной деятельностью, включающая инструменты проработки личной стратегии, повышения личной эффективности, управления личными ресурсами (деньгами, временем, информацией и т. д.) Молокова О.А. Управление временем как фактор адаптации к обучению в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5 с.180.
Тайм-менеджмент помогает студенту определить, что является для него главным и нуждается в организации, планировании, а что -- второстепенным, помогает контролировать собственное время, распоряжаться им, но, в то же время, речь не идет о жестком контроле. В студенческой жизни есть обязательные дела, которые нуждаются в четкой организации, контроле, планировании, а главное нуждаются в своевременном выполнении. Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к постоянной нехватке времени и негативному результату будущих действий. Но существует простая закономерность, которая сформулирована в законе Паретто: 80 % работы выполняется за 20 % рабочего времени . Следовательно, правильная организация работы ведет к достижению максимальных результатов Скибицкая Л. И. Тайм-менеджмент: уч. пособие для студ. эконом. вузов. К., 2009. С.314..
В эффективном планировании времени студентом можно выделить следующие этапы:
1. определение цели собственной деятельности в целом (дать ответ на вопрос «зачем мне это нужно?»), конкретных этапов достижения цели и путей относительно их реализации. Важно, чтобы мечта и цель не противоречили друг другу;
2. детальный анализ распорядка, отслеживания расходов времени, определения целесообразности каждого действия (хронометраж). Эта процедура помогает обнаружить лишние, ненужные дела, которые занимают большое количество времени;
3. составление списка дел в соответствии с матрицей Эйзенхауэра -- разделение на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные;
4. записывание долго- и кратковременных планов (планирование нескольких лет, года, месяцев, недель, дней). Наличие подобного дневника дисциплинирует и помогает четко видеть задания, способы их реализации и сроки выполнения;
5. планирование отдыха и чередования разных видов деятельности;
6. применение волевых усилий, культивирование цели достижения максимальных результатов Французова С., Усов В. Тайм-менеджмент в системе внутреннего обучения // Менеджмент и менеджер. 2009. № 5. C. 57--63..
Важно осознавать, что никто не может руководить временем, а может лишь правильно распределять объем выполнения работы, и планировать нужно не время, которое будет потрачено на выполнение, а объем работы, который может быть сделан за соответствующий промежуток времени. И потому неправильно говорить, что не хватает времени. В действительности это проблема компетентности -- не хватает компетентности в планировании и выполнении работы. Поэтому тайм-менеджмент -- это не умение управлять временем, а умение управлять работой во времени и пространстве. Проблема некоторых студентов заключается в том, что они необъективно оценивают свою компетентность в том или ином вопросе, вследствие чего неправильно планируют свое время для его решения Самоменеджмент: учебное пособие/под ред. В.Н.Парахиной, В.И Перова. М., 2012. С.317..
С помощью тайм-менеджмента каждый студент имеет возможность эффективно спланировать свой распорядок дня, месяца, года. Особенно важно использовать теоретические основы тайм-менеджмента начиная с процесса овладения будущей профессии. Это возможность успешно реализовать поставленные планы и решать проблемы в будущей профессии. Для планирования рабочего времени важно определиться со своими желаниями, стремлениями, интересами. При планировании также важную роль играет наглядное отображение дел и задач, что позволяет систематизировать и определять приоритетные задания, которые будут влиять на результат и воплощение общей цели. Каждое свое занятие, дело, обязанности, полномочия важно оценивать с точки зрения взноса в конечный результат.
2. Основные приемы тайм-менеджмента
Прием первый: планирование -- один из важнейших элементов управления временем. Суть состоит в том, что время, потраченное на планирование, сокращает время, необходимое на работу в целом. Любое планирование современные специалисты рекомендуют проводить в два этапа: составить список и определить приоритеты.
После составления списка дела распределяются в порядке их значимости. Однако, ни один список не является полным, пока он не отражает порядка важности дел. Как только составлен такой список, нужно завершить его определением приоритетов. Это и есть основа планирования.
Написать список дел несложно, а вот расставить приоритеты, особенно с первого раза, -- сложнее. Однако уже давно изобретены следующие два метода. Оба метода основываются на популярном правиле Парето: 20% всех дел дают 80% всех результатов, и наоборот, т. е. нужно направлять свои основные усилия на те дела, которые находятся в рамках этих 20%, и именно они относятся к разряду важных. Специалисты рекомендуют планировать лишь 60% своего рабочего времени, 20% оставлять для решения непредвиденных вопросов, а оставшиеся 20% вообще предполагают свободную творческую деятельность.
Прием второй заключается в эффективной работе с информацией. Понятно, что чем больше информации собрано для анализа студентом, тем меньше вероятность пойти по неверному или нерациональному пути. И здесь нужно сохранять чувство меры, потому что существует определенный объем информации, который можно получить и подвергнуть анализу.
На основе собранной информации обычно принимается то или иное решение. Принятие решения не должно становиться трудным и затяжным процессом. Необходимо просмотреть данные, выявить все плюсы и минусы, сформулировать возможные пути решения проблемы, выбрать наиболее приемлемый из них и... выполнять! Специалисты по тайм-менеджменту говорят: «Лучше грамотно претворить в жизнь не самое лучшее решение, чем долго и нудно метаться в поисках самого оптимального, т. е. если делать, то делать, или лучше вообще не начинать».
Прием третий: готовность выполнять неприятные дела. Каждому из нас время от времени приходится сталкиваться с вопросами, которые неинтересны. Многие стараются дела эти отодвинуть как можно дальше, отложить в дальний ящик и всячески отлынивают, что еще больше увеличивает затраты времени на их исполнение. Действительно, рано или поздно все-таки придется решать эту самую неприятную проблему. Кроме того, если возникшая проблема не исчезнет сама собой, объем работы, который необходимо выполнить, может увеличиться с течением времени.
Прием четвертый: изменение общения с окружающими. Имеется в виду следующая ситуация: у людей определенного склада характера может появиться желание, а потом и привычка обращаться с просьбой выполнить те или иные дела. Всегда нужно высказывать собственное мнение, соглашаясь с теми аргументами, которые признаешь, и отвергать те, которые не признаешь. После разговор сам подойдет к своему логическому завершению. Чаще всего у собеседников не возникает больше вопросов.
Прием пятый: умелое чередование работы и отдыха. Чем сильнее загружен, тем больше нужно отдыхать. К началу нового рабочего периода организм должен восстановить силы. Поэтому не стоит пропускать полноценные перерывы, сон и отдых, даже если очень много дел. Каждому человеку присущи в течение суток подъемы и спады энергии, жизненного тонуса и умственной активности, т. е. суточные биоритмы. Про них нельзя забывать: в периоды подъема биологической активности следует заниматься творческой работой, требующей умственного напряжения и внимания. Промежутки времени, в которые наблюдается спад биологической активности, напротив, лучше посвятить рутинным задачам.
Кроме всех перечисленных приемов, можно и нужно использовать важнейший принцип тайм-менеджмента: «Все может быть усовершенствовано», отталкиваясь от того, что резервы эффективности и развития ничем не ограничены Халан И.С. Управление временем /пер.с англ. - Спб., 2011. С.16..
3. Технологии тайм-менеджмента
На сегодняшний момент существует огромное количество технологий тайм-менеджмента, созданных отечественными и зарубежными специалистами.
Есть три варианта организации своих важных дел: с помощью обычного листка бумаги, программы, органайзера и онлайн-сервиса Образцова, Л. Время - деньги. Как управлять своим временем / Людмила Образцова. - М., 2007. С.86 .