Файл: Пластические и эстетические различия в лепке портретов в Древнем Риме и в Древней Греции.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Еще одна приметная черта – он показан в пути, на переходе из мира в мир. Скорбное выражение лиц говорит, что это путь из светлого мира в потусторонний, теневой. Всадник с лошадью проходит мимо родственника, словно глядя на него со стороны.
Здесь «родственник – прохожий» словно втянут в композицию надгробия и действует уже внутри нее, что характерно для аттических стел IV в. до н.э. Пути всадника и провожающего – разные. Один остается среди живых, другой уходит в область Аида.
Особую роль в композиции играет лошадь. Для греков обладание лошадьми было знаком высокого социального статуса, и всадник – это вторая по значимости сословная категория афинского социума. Но у лошади помимо реального смысла было много религиозно-ритуальных коннотаций.
Лошадь в надгробии – редкий герой – может намекать и на путь человека, совершаемый по образу и подобию коня-божества.
Примечательно, что лошадь показана с особой детальностью. У нее отсутствует упряжь и нет зримых связей со всадником, но оба – едины, они движутся в одном направлении, и лошадиная голова, почти полностью отделенная от фона (так что под ней пришлось оставить мраморную подпорку), чрезвычайно выразительна: дышащие ноздри, приоткрытый рот, сосредоточенное – если не сказать печальное – выражение глаз. Зрительно она проецируется на фоне фигуры родственника, и разделяя, и соединяя его с умершим.
Этот рельеф, среди примерно двух тысяч известных аттических мемориальных стел, не имеет близких аналогий, он уникален своим сдержанным духовным строем, необычной композицией из трех фигур и лошади – главной героини композиции.
Головка Афродиты из Луксора
Рисунок 2 – Головка Афродиты из Луксора (Александрия, Египет. III в. до н.э.)
Вероятно, головка первоначально принадлежала горельефу, судя по недоработанному реверсу и изображению в три четверти. Суммарно трактованные волосы, разделенные на прямой пробор, оформление волос в виде крупных завитков. Несмотря на некоторую переработку прически, она представляет цельную обобщенную форму, с некоторой «деревянностью» шеи и негибкий переход ее к голове; отсутствие рельефной моделировки лица, обработанного широкими гладкими плоскостями.
Головка, несомненно, также представляющая Афродиту, покоится на длинной шее, на которой показаны складки; шея грубовата, малоподвижна и говорит о родстве с александрийскими изваяниями. Судя по тому, что общая форма остается еще строгой и цельной, работа была создана в III в. до н.э.
Голова кулачного бойца из Олимпии
Рисунок 3 - Голова кулачного бойца из Олимпии (Коней IV в. до н.э.)
В бронзовой голове кулачного бойца из Олимпии, выполненной, возможно, очень точно передан: грубая физическая сила, примитивность духовной жизни немолодого бойца-профессионала, мрачный и угрюмый характер, упорство. Хорошо выражена индивидуальность этого человека -расплющенный нос, маленькие, широко поставленные и глубоко посаженные глаза, широкие скулы.
Голова кулачного бойца — это и портрет и в еще большей мере — определенный человеческий характер. Прослеживается даже, что-то уродливое в данном изображении, художник изображает их максимально точно.
Происходит переход в искусстве, в сторону более конкретного изображения действительности, с утерей понимания высокого воспитательного значения искусства. Голова кулачного бойца из Олимпии по своему характеру, собственно говоря, уже выходит за пределы искусства поздней классики и тесно связана со следующим этапом в развитии греческого искусства.
Портрет Герма Перикла
Рисунок 5 – Герма Перикла (Римская копия с греческого оригинала третьей четверти V в. до н.э.)
Перикл - выдающийся греческий политический деятель, глава Афинского государства в 450 - 430 гг. до н.э. При нем Афины достигли блестящего экономического, политического и культурного расцвета; по его инициативе Акрополь, разрушенный во время греко-персидских войн, был восстановлен по единому плану.
Портрет представляет Перикла как стратега, в шлеме коринфского типа, сдвинутом на затылок. В лице его нет ярко индивидуальных черт, напротив, образ идеализирован и героизирован. На герме греческая надпись: «Перикл, сын Ксантиппа, афинянин».
Глава 2 ЛЕПНЫЕ ПОРТРЕТЫ ДРЕВНЕГО РИМА
Глава 2.1 Историческая справка
История Древнеримского государства охватывает период в двенадцать столетий, от легендарного основания Рима в 754/53 году до н. э. до падения Западной Римской империи в 476 году нашего летоисчисления. Древний Рим оставил последующим поколениям богатое культурное наследие
Искусство Древнего Рима впитало богатый художественный опыт многих народов Средиземноморья и Ближнего Востока, в котором, безусловно, лидировало эллинство, продолжавшее оставаться главной движущей силой античного искусства вплоть до его формального конца.
Большое воздействие на ранних римлян оказали их ближайшие соседи – этруски и западные греки; все они прошли через этап эллинизации, так что ко времени первого расцвета римского искусства (I в. до н.э. – I в. н.э.) оно уже стало выходить за свойственные ему рамки провинциализма и жесткой «верности натуре». Рим, долговечный хозяин ойкумены, накануне ухода в историю сумел синтезировать все ее высшие культурные начала.
Одной из оригинальных областей римского творчества был скульптурный портрет. Он унаследовал все особенности греческого, эллинистического и этрусского портретов и собственных традиций восковых масок предков – «персон», передававших реальные черты прародителей дома.
Римляне, к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.
Выдающееся создание этрусского скульптора – портрет мужчины (кон. III–нач. II в. до н. э.), который долгое время считали изображением Марка Юния Брута (см. Рисунок 1)
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции), с расширением круга портретируемых.
Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря.
Специфической особенностью римского ваяния был портретный бюст. Ранние портреты точно отображают индивидуальные физиономические особенности, но не претендует на исчерпывающую характеристику портретируемого.
Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуральности и подобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
В эпоху императоров из династии Флавиев (вторая половина I в.) подчеркнуто помпезными и величественными становятся изображения императоров, что не мешает стремлению к точности передачи характера.
Правдивы портреты преемников Августа, созданные в первой половине I века н. э. – низменного и коварного деспота Нерона, матери Нерона Агриппины-младшей, императора Тита Флавия Веспасиана (69 – 79 гг. н. э.) (см. Рисунок 3).
Они интересны как документальные свидетельства истории Рима и как памятники, отражающие эстетические вкусы и умонастроения ее различных периодов. Портрет друга и родственника Октавиана Августа – полководца Агриппы (25 г. до н. э.) еще сохраняет индивидуальность образа энергичного человека сильной воли, твердого характера (см. Рисунок 2).
Беспощаден по своей правдивости портрет вольноотпущенника -ростовщика Луция Цецилия Юкунда (60-е гг. I в. н. э.), который был найден в его доме в Помпеях (см. Рисунок 4).
Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.
Римский портрет – это мировое явление, так как он всегда достоверен и психологичен. В области развития римского портрета прослеживается множество стилевых вариантов, так как над его совершенствованием трудились мастера разных школ и традиций.
Второй век, один из ярчайших в области портрета, демонстрирует высокую степень ориентации изображения знатных людей на императорские портреты. Портрет – почти императорский, и лишь формы носа и рта выдают индивидуальные черты и мимику заказчика, желавшую иметь портрет «под императорскую особу». Римское стремление к передаче конкретных черт модели сочеталось с «идеалистическим» влиянием эллинизма и местной традицией, относительно расположения портрета и графики изображения черт.
Другая оригинально-римская отрасль творчества – мраморные саркофаги с рельефными сценами, получившие распространение с начала II в., когда старинный погребальный обряд латинов, кремация, стал уступать место ингумации.
В еще большей мере, чем живопись и портрет, саркофаги синтезируют весь опыт древности, тематически опираясь на греческий миф. Они изготовлялись сотнями и тысячами, одних только саркофагов с дионисийскими сюжетами насчитывается около четырехсот.
Темы рельефов в основном мифологические, связанные с божественным спасением души умершего. Во второй четверти II в. появляются крупные символические маски вроде рельефа с речным божеством и все шире внедряется портрет: открывается серия саркофагов со щитами-клипеусами, на которых гении возносят ввысь души умерших.
Портретный бюст на щите – возник в эпоху эллинизма, затем он был подхвачен в Риме, связавшем его с культом предков.
Глава 1.2 Коллекция портретов Древнего Рима ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет мужчины т.н. Брут
Рисунок 1 - Портрет мужчины т.н. Брут (Конец III - начало II в. до н.э.)
Бронзовая голова мужчины, исполненная этрусским мастером, считается одним из шедевров античного портретного искусства. Индивидуальная трактовка худощавого лица с тонко очерченным носом и глубоко посаженными глазами сочетается с великолепной передачей характера этой несомненно выдающейся личности. Напряженный пристальный взгляд, плотно сжатый тонкогубый рот придают лицу суровое и отчасти скорбное выражение. Особую силу сообщает взгляду сохранившаяся инкрустация глаз, исполненных из слоновой кости и темного камня.
Портрет Марка Випсания Агриппы
Рисунок 2 - Портрет Марка Випсания Агриппы (Конец I в. до н.э.-начало I в.)
Талантливый полководец, Марк Випсаний Агриппа был другом и ближайшим помощником Августа, занимал высокие государственные посты, он много строил в Риме. По его распоряжению был возведен Пантеон - храм всех богов.
В портрете молодого Агриппы (он датируется 25 г. до н.э.) реалистические тенденции проявились гораздо сильнее, чем в других официальных портретах эпохи Августа. Скульптор трактует грубоватые черты лица Агриппы обобщенно, но без идеализации, создавая образ человека, наделенного огромной силой воли, твердости и энергии.
Портрет Тита Флавия Веспасиана
Рисунок 3 - Портрет Тита Флавия Веспасиана (9 - 79 гг.). Третья четверть I в.
Портрет римлянки из Остии