ВУЗ: Ижевская Государственная сельскохозяйственная академия
Категория: Методичка
Дисциплина: Информационные системы в экономике
Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 1427
Скачиваний: 7
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
Методические материалы для студентов
Составитель:
старший преподаватель
кафедры ЭКИТ
Т.А.Кондратьева
Ижевск 2011
1. Цели и задачи дисциплины «Информационные системы в экономике» и рекомендации по выполнению контрольной работы
Целью изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных экономистов по бухгалтерскому учету и аудиту, умеющих организовать процесс автоматизации бухгалтерского учета с использованием современных компьютеров, компьютерных технологий и пакетов прикладных программ.
Предмет курса «Информационные системы в экономике» составляют теоретические и методологические основы организации и проектирования автоматизированных систем обработки экономической информации с использованием современных автоматизированных технологий. Для решения этой проблемы разработана Государственная Программа информатизации России: основные проекты которой направлены на стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации и на экономическую поддержку тех направлений, где рыночные механизмы не могут дать необходимых результатов для активного развития экономики и социальной сферы России.
Задачи курса - изучение инфраструктуры информатизации (систему коммуникаций вычислительных средств и сетей, программных средств, поддерживающих функционирование автоматизированных систем и комплексов аппаратуры, информационные средства и БД, организационные и кадровые вопросы, связанные с внедрением вычислительной техники), изучение объектов процесса информатизации - это информация, обрабатываемая компьютером, информационные технологии, программные средства, информационно-вычислительные системы и сети, информационные услуги, и субъектов процесса информатизации (физические и юридические лица, государственные и административно-территориальные органы, которые создают, накапливают, владеют информацией и являются ее потребителями).
Студент должен освоить работу с первичными и результатными документами (их содержимое, объем занимаемой памяти, взаимосвязь оперативных, промежуточных и результатных данных, .алгоритм получения результатов расчетов, их назначение и конечный пользователь); выполнять задания, связанные с формированием системы исходных экономических показателей для решения конкретных задач бухгалтерского учета и экономического анализа; изучить систему информационного, программно-математического и технического обеспечения; ознакомиться с новыми информационными технологиями обработки данных.
Формы проведения занятий: Лекции, лабораторные работы, написание контрольной работы. Формы контроля: текущий контроль, консультации, проверка контрольных работ, экзамен.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа студента включает 10 вариантов контрольных заданий, которые включают в себя дополнительно 5 однотипных заданий (в каждом варианте), в том числе один теоретический вопрос. Наименование задания должно быть отражено в оглавлении, а также наименования дополнительных заданий с их решением должны присутствовать в контрольной работе. Получение результатного документа требуется получить на компьютере с использованием конкретной программной среды, а распечатка решения должна быть вклеена в контрольную работу или вложена в приложениях.
Для всех практических заданий, включая и дополнительные, студент подбирает данные, исходя из практических навыков и опыта автоматизированной обработки экономической информации организаций и предприятий по месту своей работы или проживания.
Описание теоретического вопроса студент осуществляет на основе изучения литературных источников в количестве как минимум 3-5, рекомендуемый список которых приведен в приложениях данных методических указаний. При решении задачи студент руководствуется методическими указаниями, освоенными на лекционных и лабораторных занятиях.
Оформление контрольной работы.
Контрольную работу можно сдавать как в отпечатанном виде, так и выполненную от руки, но аккуратно. Формат бумаги желательно А-4, так как задания по контрольной работе должны быть выполнены либо на компьютере, либо по выбранному в процессе решения задачи формату. Объем работы 10-15 страниц, кегль 14, через полтора интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху 2 см. Оформление титульного листа, оглавления содержания контрольной работы, образец оформления списка литературы приведены в приложениях.
Варианты заданий. Вариант задания студент выбирает по последней цифре номера шифра зачетной книжки. Образцы решения задачи и оформления контрольной работы приведены в приложениях.
Вариант 0. Проектирование кодов учетно-плановых номенклатур
Задача. Для автоматизированного получения документа “Ведомость износа основных средств за ноябрь месяц 2011 г. по ОАО «Алиса», включающего реквизиты: дата документа, наименование предприятия, номенклатурный номер объекта основного средства (ОС), первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, ликвидационная стоимость, период существования, срок существования ОС, сумма отчисления амортизации, итого по ведомости. При решении задачи использовать MS EXCEL или бухгалтерскую программу 1С:Предприятие.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на постоянные и переменные;
2. Описать справочник «Наименований объектов основных средств»; 3. Построить коды номенклатурных номеров объектов ОС; 4.Описать перечень первичных документов и возможность их изменения на примере «Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС».
Вариант 1. Проектирование форм первичных документов.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения
документа “Инвентаризационная ведомость по складу №____на “___”______20__ г”,
включающего следующие реквизиты: номер склада, дату формирования ведомости, номер по порядку, код материала, наименование материала, единица измерения, цена, остаток по данным учета: количество и сумма; фактическое наличие: количество и сумма; отклонение: количество и сумма. Для решения задачи использовать любую известную Вам бухгалтерскую программу.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на основания и признаки; 2. Описать справочник «Структурные подразделения предприятия»; 3. Построить коды номеров складских помещений; 4. Дать характеристику перечню первичных документов складского учета и описать возможности изменений в документе «Карточка складского учета».
Вариант 2. Экономическая эффективность внедрения автоматизированной информационной системы на предприятии.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Расчетный листок за _________месяц 20__г.”, включающего реквизиты: структурное подразделение (отдел, цех, филиал и прочее),Табельный номер, Ф.И.О. работника, фактически отработанное время (часы, дни), виды оплат, суммы по видам оплат, виды удержаний, суммы по видам удержаний, итого начислено, итого удержано, сумма к выдаче. Решить задачу можно в MS EXCEL.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на входящие и исходящие; 2. Описать справочник «Лицевой счет работника»; 3. Построить коды структурных подразделений предприятия; 4. Описать перечень ПД по учету труда и его оплате и показать возможные изменения в «Табеле учета рабочего времени».
Вариант 3. Классификация экономической информации.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного формирования документа “Оборотно-сальдовая ведомость по складу”, включающего реквизиты: номер склада, код товара, наименование товара, цена, единица измерения, входящий остаток на начало месяца: количество и сумма, номер приходного (расходного) документа, дата выписки, количество оприходовано (отпущено) по первичному документу, сумма оприходованного (отпущенного товара по ПД, количество оприходованного (отпущенного) товара с начала месяца, сумма оприходованного (отпущенного) товара с начала месяца, остаток товара: остаток и сумма на текущую дату. Для решения задачи использовать любую бухгалтерскую программу или MS EXCEL.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на обрабатываемые и необрабатываемые; 2. Описать справочник «Карточка складского учета»; 3. Построить коды «Единиц измерения»; 4. Описать перечень ПД по складскому учету и показать возможные изменения в документе «Товарно-транспортная накладная».
Вариант 4. Этапы процесса преобразования экономической информации.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Ведомость кредиторской задолженности на _______20__г”, включающего реквизиты: номер по порядку, код кредитора, наименование кредитора, номер документа, дата документа, операция, сумма по операции, сумма по кредитору, сумма по документу.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на цифровые и символьные; 2. Описать справочник «Организации и банки»; 3. Построить коды кредиторов; 4. Описать перечень ПД и показать изменения в документе «Список кредиторов».
Вариант 5. Обзор рынка компьютерной и оргтехники.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Ведомость удержаний из заработной платы за ____________месяц 20__г.”, включающего реквизиты: номер по порядку, Ф.И.О. работника, табельный номер, сумма удержаний по исполнительным листам, сумма перечисленная в сбербанк, сумма удержаний за товары, купленные в кредит; сумма, перечисляемая в органы страхования, подоходный налог, сумма перечисляемая в пенсионный фонд, профсоюзные взносы, итого удержано.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на постоянные и переменные; 2. Описать справочник «Лицевых счетов работников»; 3. Построить коды видов оплат; 4. Описать перечень ПД и показать изменения в документе «Лицевая карточка работника».
Вариант 6. Сети ЭВМ. Локальные сети.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Сальдовая ведомость по складу №____ на ___________20___г.”, включающего реквизиты: номер склада, дата, материально-ответственное лицо, номер по порядку, код товара, наименование товара, единица измерения, цена, количество, сумма, итого по графе сумма.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на признаки и основания; 2. Описать справочник «Материально-ответственных лиц»; 3. Построить коды материально-ответственных лиц; 4. Описать перечень ПД и показать возможные изменения в документе «Приходная накладная».
Вариант 7. Процесс преобразования экономической информации, используемые технические средства.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Оборотная ведомость по складу №____на___________20__г.”, включающего реквизиты: номер склада, дата, материально-ответственное лицо, код и наименование товара, единица измерения, цена, входящий остаток: количество и сумма, номер приходного (расходного) документа, дата документа, количество оприходовано(отпущено) товара, сумма оприходованного (отпущенного) товара, исходящий остаток: количество и сумма по наименованию товара, итоги по стоимостным графам .
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на обрабатываемые и необрабатываемые; 2. Описать справочник «Материалы»; 3. Построить коды групп материалов; 4. Описать перечень ПД и показать возможные изменения в документе «Накладная на внутренне перемещение материалов».
Вариант 8. Способы размещения информации в первичном документе. Подбор формата бланка документа.
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Ведомость расчетов с подотчетными лицами за _______ месяц 20__г.”, включающего реквизиты: код отдела, Ф.И.О. подотчетного лица, сумма входящего остатка: дебет, кредит; номер первичного документа, дата, сумма оборота: дебет и кредит, сумма исходящего остатка: дебет и кредит.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на входящие и исходящие; 2. Описать справочник «Список подотчетных лиц»; 3. Построить коды табельных номеров работников»; 4. Описать перечень ПД и показать возможные изменения в документе «Доверенность».
Вариант 9. Проектирование БД. Понятие справочной информации. Описание структуры справочника
Задача. Спроектировать постановку задачи для автоматизированного получения документа “Ведомость выполнения плана розничного товарооборота за _______месяц 20___г. по _____райпотребсоюзу_____района”, включающего реквизиты: наименование райпотребсоюза, наименование района, номер по порядку (или код организации), наименование организации, дата, план товарооборота за месяц, фактическое выполнение плана, процент выполнения, отклонения, итого по организации.
Дополнительные задания: 1. Классифицировать реквизиты на основания и признаки; 2. Описание справочника «Список товаров по группам товаров»; 3. Построить коды Райпотребсоюзов (Организаций); 4. Описать перечень ПД и возможные изменения в документе «Товарно-транспортная накладная».
Вопросы к экзамену
-
Понятие ИС, классификация информационных систем.
-
Понятие ИТ, классификация информационных технологий.
-
Понятие экономической информации, структурные единицы информации.
-
Единицы измерения информации, расчет объемов информации.
-
Классификация экономической информации.
-
Построение защитных кодов (коды обнаружения ошибок).
-
Проектирование кодов учетно-плановых номенклатур. Требования к построению
кодов. Методы построения кодовых классификаторов. . Системы кодирования
-
Процесс преобразования экономической информации.
-
Технические средства, применяемые в процессе преобразования информации.
-
Понятие базы данных. Свойства базы данных. Администратор БД.
-
Методы доступа к БД. Системы управления базами данных. Проектирование БД.
-
Понятие справочной информации. Описание структуры справочника.
-
Понятие исходной информации. Ее место в БД. Классификация форм размещения