Файл: Правопонимание и право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание “заложен” правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Заключение

Для того, чтобы лучше рассмотреть и понять сущность концепций, я намеренно взяла радикально различные подходы к понятию права.

Рассмотрев право в легистском понимание и в естественном, я сделала вывод, что было бы абсолютно неверно, строить правовое общество, исходя из какой либо одной концепции.

Рассмотренные мною концепции, имеют свои яркие крайности. Например, если рассматривать естественный подход, который считает закон, исходящий от государства практически актом насилия над личностью, можно вообразить, что стало бы происходить в нашей стране, если бы все придерживались такого типа понимания права. Если бы каждый заявлял о своих правах, данных ему самой природой, жизнью, Богом, и немедленно реализовывал их в жизни, то наше общество погрязло бы в пучине неконтролируемого беспредела. Ведь юснатурализм даёт возможность каждому определять самостоятельно свой собственный кодекс прав. И что характерно, у каждого он будет именно свой, персональный. Вряд ли люди станут в таком случае с уважением относиться к аналогичным «кодексам» других.

Что же касается легизма, я полагаю, что это самый юридически комфортный тип понимания права. Я так считаю, потому что закон должен быть именно общеобязательной нормой поведения. То есть закон ,в моём понимании, призван регулировать отношения в обществе, следовательно должен быть один для всех. Кто-то, возможно сочтёт такой подход чрезмерно жёстким. Но без дисциплины нет порядка.

На сегодняшний день задача науки должна заключаться в установлении четкого критерия, который бы позволил отделить подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм. Но пока наука этого не достигнет, то будет возможность трактовать в качестве права неправовые процессы юридической практики.

А так, как право является главным, регулирующим механизмом всей государственной и общественной жизни, то возникает потребность в необходимости его глубочайшего осмысления, а игнорируя право или, относясь к нему легкомысленно, мы тем самым никогда не создадим благополучное, демократическое, процветающее государство.


Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Российское право, как и российская государственность, - это единый процесс с множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Можно говорить о таких чертах, как приоритетность коллективных начал над индивидуальными, юридического лица над физическим, нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей в определении правового статуса субъектов правоотношения, элементы правового нигилизма и широкая инициатива судов, вторжение административных начал в судебную деятельность. На протяжении истории эти черты становились более или менее заметными, но имели место быть.

Современные тенденции правового развития России только намечаются. Несмотря на большое количество изданных актов, главные стратегические направления развития лишь формируются. Общая задача, поставленная перед законодателем - обеспечить правовую базу рыночным отношениям. Сейчас в экономической жизни России происходят сложные, неоднозначные, зачастую противоречивые процессы, связанные с первоначальным накоплением капитала, принимающие часто нецивилизованные формы и обусловливающим сложные отношения по поводу собственности. С.С. Алексеев среди путей “очеловечивания” права, возвращения права к его истинному, цивилизованному облику и предназначению, отмечает воссоздание частного права.[1. с. 218] Есть редкие, необычные явления в человеческой истории. Они не только не ушли в прошлое, но и через тысячелетия продолжают служить цивилизованным обществам. К таким явлениям принадлежит римское частное право. На базе частной собственности наиболее полно реализуются экономические и социальные интересы, формируются свободная личность и свободный народ. Римское частное право с арсеналом тончайше разработанных фундаментальных понятий - универсальный регулятор частнособственнических отношений, смягчающий столкновения между частной и публичной собственностью и обозначающий границы между ними. В силу известных причин Россия не реципировала римское частное право. К чему привело непризнание очевидного и утверждение произвола вместо права, общеизвестно. История свидетельствует, что любая власть, выступающая против основ человеческой культуры, неизбежно становится сначала палачом, а затем - жертвой. Ныне частная собственность в России узаконена. Начатое страной движение в мировое сообщество настойчиво указывает на необходимость освоения общечеловеческих ценностей, существенной частью которых является римское право. В правовой системе демократического общества на первое место выходит частное гражданское право.[5. С. 10]


Толкование права, как официального закона, т.е. как веления или обязательные правила, издаваемые государством - не верно, поскольку подводит к выводу, что без государства нет права. Нельзя отождествлять право и закон, иначе мы должны были бы предположить, что большинство людей живет без права, ибо большинство людей совсем незнакомы со сводом законов и не раскрывали его, т.е. мы имели бы “мертвое право”.

Подводя итог рассмотренным подходам к пониманию права и отображая достижения каждого в современность, можно предложить три основных отправных пункта к формированию нового правопонимания:

1. Право - автономная нормативная система, имеющая свою собственную ценность, система, построенная на началах равенства и свободы индивидов;

2. Правопонимание основывается на признании самоценности автономного индивида как равного с другим субъектом права. Этот индивид наделяется свободой при решении касающихся его дел и соответственно несет персональную ответственность за последствия своих решений;

3. Именно право, а не коллектив, корпорация обеспечивает защиту индивида с использованием разнообразных юридических процедур и институтов.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.[6. С. 85]

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и государство развиваются, что лишний раз подтверждает право на существование идеи студента, предложенной во введении.

Литература .

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994.-224 с.

2. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения// Государство и право. - 1999. - № 5. - с. 104-109.

3. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право//Государство и право. - 2000. - № 3. - с. 5-11.

4. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова, и др.; од ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.

5. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 272 с.

6. Общая теория права и государства.: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.

3. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - М.: Юрист, 1996. - 360 с.