Файл: Отличительные особенности этрусского искусства и его проявления в заимствованиях римлян (Этрусское искусство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная с 750 г. до н. э. греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов. В городке Кортона, в Тоскане 29 декабря 1726 г. была основана «Кортонcкая этрусская академия», создавшая этрусский музей древностей и библиотеку, занималась возрождением этрусских имен, древних этрусских обычаев, и расшифровкой этрусских надписей, ныне их около десяти тысяч. Ежегодно академия выбирала президента, его называли «лукумон», то есть царь.

Из этрусского языка много слов перешло в латинский язык: «аисои» — «aisoi» — «боги»; капус — «capys» – «сокол»; фаладо (ПАЛАТЫ) — «falado» – «небо»; ланиста — «lanista» – «гладиатор», субуло (СОПИЛКА) — «subulo» – «флейтист», аклус — «aclus» — июнь. Этрусское происхождение имеют слова: «персона», «арена», «антенна», в значении «мачта корабля», «литера» и даже «сервис» означавшее «раб, слуга». Латинское слово «мундус» — mundus — мир, имеет этрусское происхождение.

Около 500 года до н. э. в Помпеях, в архаической Лации и в Риме у подножия Капитолия жили люди, говорившие по-этрусски — здесь найдены фрагменты керамики буккеро с этрусскими надписями «мини муливанише» = «mini muluvanice» – «меня посвятил (подписал)…».

Личные местоимения — Я — mi; мне — mini; «мулвениче» — «mulvenice» — «посвятил», «турче» — «turce» – «дал». Между этрусским, латинским и умбрийским языками происходили обмены и заимствования. Наличие в этрусском языке слов индоевропейского происхождения, обозначающих родство: – клан — «clan» (сын, колено), сечь — «sech»- дочь , нефтс — «nefts» и «nepos» — внук, ати — «ati» — мати, «сак» — «sac» – «sacni» — святой, заимствованное латинянами «sanctus» и умбрами «saahta» (святой), и «tur» — давать (имена этрусских богов Туран (этруск.Turan), Турмс (этруск. Turms), у греков «дорон» — «doron» — дарить. На саркофаге слова «лупусе» — «lupuce» – «он мертв»; «авилс» — «avils» — лет; мы узнаём из короткой эпитафии: «Partunus Vel Velthurus Satlnal-c Ramthas clan avils lupu XXIIX», что означает «Вел Партуну, сын Велтура и Рамты Сатлнии, умер в возрасте 28 лет». Кстати, скифское имя: Партуну, Партакос (греч. Παρδοκας)— скиф-полицейский из комедии Аристофана.


Этрусское женское имя встречается в форме Рамата —«Ramatha», «Rametha», «Ramutha» и «Ramtha». Греческое имя«Alexandras» на этрусских зеркалах записано, как «Алечсантре» — «Alechsantre», «Элчантре» — «Elchantre». Этрусское имя Лар — Larth имеет два родительных падежа (кого?) — Лартал и Ларталс — Larthal и Larthals.

Этрусское слово темплум — templum — жилище богов (по-латыни – храм) первоначально называлось местом этрусских прорицателей, обращавшихся на юг — к богам.

Три высшие должности в этрусских городах: «зилат» — «zilath» или «зилч» — «zilch», «пуртне» — «purthne» и «марунич» — «marunuch» не расшифрованы. Этимология слова «га-рус-пик» неясна, хотя в нём есть индоевропейский корень (санскрит: gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение; ṛc — «хвала, стих») Грамматика этрусского языка уже составлена, но этрусский словарь совсем невелик.

Латинское слово «мундус» — mundus (мир) имеет этрусское происхождение, первоначальное значение слова mundus — «женские украшения», а позже его стали применять к звездам – «украшениям небес». От этрусков римлянам был известен «подземный mundus» — канава, закрытая сводом, где мир живых соприкасался с миром мёртвых. Когда mundus открывался, то на Землю через это зловещее отверстие выходили духи преисподней.

При Тарквинии переход в мир иной этруски представляли, как путешествие пешком, на лошади, в экипажах или в лодках. Мёртвые в загробном мире ведут жизнь, полную удовольствий и радости, всюду царят спокойствие и гармония. С уничтожением Этрурии римлянами её жители лишились своих благостных представлений о спокойной и лучезарной загробной жизни. Этрусками завладел ужас перед адскими мучениями, мрачные представления о смерти этруски передали римлянам.

Этрусские священные книги были переведены на латынь и собраны этрусским царём Рима Тарквинием Приском (Тарквинием Древним) в I веке до н. э. Гварначчи, основатель музея в Вольтерре, считает, что этруски были не только культурными вождями всех прочих италийских народов, но в некоторые периоды обгоняли даже греков, и достигли безраздельного господства в Тирренском море и вели активную торговлю на всех внутренних морях Средиземноморья, побеждали греков в борьбе за природные ресурсы и торговые пути.

Греческие тексты полны неприязни к старым врагам-этрускам и упоминаний о сильном этрусском флоте, который греки называют грозной пиратской армадой. Этрусским изобретением был якорь со свинцовой перекладиной-штоком, а также медный морской таран.

Великие прибрежные города Этрурии: Кера (Цера; Черветери), Тарквинии, Вульчи, а также более северные Ветулония и Популония имели прекрасные порты. Римляне позаимствовали у этрусков скутум — большой щит с горизонтальной рукояткой в центре. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита.


Этрусский союз заключил с Карфагеном союзный договор — Корсика оставалась в этрусской сфере влияния; Сардиния и Гибралтарский пролив – в сфере влияния Карфагена. В течение VI века до н. э. этруски проникли в глубь Апенинского полуострова и были готовы объединить всю Италию. В V веке до н. э. этруски захватили Болонью (латин. Bŏnnĭa), которую называли Фелсина (этрус. Velzna/Felsina), и вскоре она превратилась в большой этрусский город, и основали город Спина, прикрывавший со СПИНЫ, с севера Этрусский союз от нашествия галлов и кельтов, и ставший форпостом этрусской торговли на побережье Адриатического моря.

Греко-этрусское влияние на кельтскую цивилизацию в конце Гальштатского периода и начале периода Ла-Тен было вполне заметным.

Роль этрусков в римской культуре

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана).Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегой ей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.


Влияние культуры этрусков на древнеримскую цивилизацию

Римская культура ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздействию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков.Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих и этрусских слов. Возможно. Уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски.В IV до н. э. были введены в Риме сценические игры по образу этрусков исполнявшиеся профессиональными артистами - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес, ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла.До сих пор ученые не раскрыли многих загадок этрусков. Неизвестно, откуда пришел этот народ в Италию, к какой расе он относился. Многие надписи на памятниках так и не удалось расшифровать, хотя этруски использовали греческий алфавит.Расцвет культуры этрусков пришелся на то время, когда в Греции царило эпоха архаики. Этрурия тогда была сильной морской державой, а ее жители - прекрасными мореплавателями и войнами. Римом первоначально управляли этрусские цари, хотя вскоре их оттеснили римляне. Но даже после того, как Этрурия была покорена Римом, а ее население смешалось с римским, этрусская культура еще долгое время имела большое значение.Представление об архитектуре этого государства дают главным образом некрополи, которые археологи обнаружили возле городов Этрурии - Вертулонии, Церы, Популонии, Вульчи и др. Города мертвых, состоящие из множества величественных гробниц, играли для этрусков не меньшую роль, чем для древних египтян. Большинство этрусских гробниц найдены в XIX столетии, причем не профессиональными археологами, а любителями и охотниками за сокровищами. Так, патер Реголини и генерал Галасси открыли одно из самых интересных захоронений в Цере. Гробница представляет собой сооружение из плит, вытесанных из туфа, в виде длинного коридора со сводом в форме пирамиды. К средней его присоединены две круглые камеры. Когда они зашли в гробницу, они увидели на ложе тело женщины в богатых одеждах. На сосудах, стоящих рядом, исследователи прочитали ее имя - Лартия. К сожалению, воздух, проникший вместе с ними в помещение, мгновенно превратил тело Лартии в прах.Гробницы этрусков имели круглую форму: в древности круг символизировал небо. Потолок гробницы представлял собой свод, образованный рядами нависающих друг над другом камней. Хотя такой ложный свод фактически не опирался на стены, он был достаточно крепким. Поэтому не совсем ясно, с какой целью во многих гробницах ставился столб в середине погребальной камеры. Возможно, он имел символическое значение, представляя собой так называемую космическую ось, соединяющую небесное пространство с земным и подземным.


Особенности искусства этрусков

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня. Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса -- это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча -- знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор -- дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты -- символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома. В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой -- украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией -- гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией -- гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Восходившие еще к эпохе каноп, в III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность. В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрусские художники воплощают в своих произведениях индивидуальные, неповторимые черты. На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавицы, но гораздо чаще -- тяжелые, оплывшие старики, взирающие на мир грустными бесцветными глазами. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.