Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами.
2. Система макроэкономических показателей.
2.1. Объемно-стоимостные показатели.
2.2. Показатели уровня и динамики цен.
3. Счета национального дохода.
3.1. Валовой национальный продукт (ВНП).
4.1. Коэффициенты прямых затрат продукции каждой из отраслей.
5. Понятие про систему национальных счетов.
5.1. Стандарт системы национальных счетов, предложенный ООН.
5.1. Стандарт системы национальных счетов, предложенный ООН.
Введение.
Под макроэкономическими понимаются исследования , в ходе которых экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое.
В отличие от микроэкономики, где главным объектом исследования является отдельное предприятие (фирма), предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства. При этом основное внимание уделяется рассмотрению следующих основных вопросов:
динамики агрегированных экономических показателей, тенденции и факторы определяющие их;
формирование и исполнение государственного бюджета, фискальная (налоговая, тарифная, др.) и финансовая политика государства;
функционирование денежной системы, роль центрального (резервного) банка, монетарная и кредитно-финансовая политика этого учреждения;
основы внешнеэкономической политики государства и практики валютного регулирования;
ситуация на основных рынках (товаров, рабочей силы, капиталов, валют);
государственная политика финансовой стабилизации и экономического роста.
Основная цель макроэкономических исследований - это поддержка текущей экономической политики государства.
1. Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами.
В условиях стабильной рыночной экономики изменение экономической структуры общества не является предметом такой политики. Макроэкономика в странах с рыночной экономикой рассматривает основные экономические институции как нечто заранее заданное. Их формирование - это предмет основ экономической теории и экономических разделов политологии.
Для экономики переходного типа структурные изменения являются одной из важнейших задач текущей экономической политики. Поэтому их надо рассматривать в комплексе с перечисленными ранее управленческими макроэкономическими исследованиями. Это обуславливает более широкий предмет макроэкономики, в который входят вопросы структурных изменений во время реформ.
В традиционном (западном) представлении макроэкономика не касается концептуальных вопросов построения экономической системы государства и не пытается исследовать причины, обусловившие выбор такой концепции - это предмет политологии, в частности, ее экономических разделов. Предметом макроэкономики является количественное и качественное описание процессов функционирования государственной экономики, анализ их хода.
Вместе с макроэкономикой и региональной экономикой (regional planning) макроэкономика выступает важнейшей составной частью теоретических и прикладных экономических исследований.
Представление о методах, применяемых в макроэкономических исследованиях, дает следующая таблица.
Таблица 1. Удельный вес статей различного типа в American Economic Review.
Тип статьи |
Март 1972 - декабрь 1976 |
Март 1977- декабрь 1981 |
1. Математические модели, не содержащие статистических данных |
50, 1 |
54,0 |
2. Экономический анализ без математических формул и данных |
21,2 |
11,6 |
3. Методология статистики |
0,6 |
0,5 |
4. Эмпирический анализ на основе данных, собранных по инициативе автора |
0,8 |
1,4 |
5. Эмпирический анализ с использованием косвенных статистических оценок, полученных на основе собранных другими данными |
21,4 |
22,7 |
6. Эмпирический анализ без использования косвенных статистических оценок |
- |
0,5 |
7. Комплексные работы |
5,4 |
7,4 |
8. Эмпирический анализ с помощью имитационного моделирования |
0,5 |
1,9 |
Значение макроэкономических исследований особо возрастает в условиях переходной экономики. Интенсивность и порядок проведения структурных изменений должны опираться на глубокие количественные исследования, числовые оценки возможных последствий реализации тех или иных сценариев реформ. Таким образом, в переходном периоде макроэкономические исследования включают не только анализ хода экономических процессов в рамках заданных, устоявшихся экономических структур, но исследование путей изменения этих структур. Здесь необходима более тесная связь с политологией, социологией и другими общественными дисциплинами. Это не может не породить трудностей - указанные дисциплины оперируют преимущественно качественными категориями, а в основу макроэкономики как уже отмечалось, положены также и количественные исследования. Поэтому необходимы специальные методы анализа и, в частности, моделирования переходных экономических процессов.
В условиях переходного периода существенно расширяется и круг задач макроэкономического анализа. Конечно, и в современных странах с рыночной экономикой государство проводит активную экономическую политику, не ограничивающуюся только сферой сбора налогов и перераспределением госбюджета. Однако, специфика переходной экономики требует привлечения государства к решению административными методами тех задач, которые из-за несовершенной рыночной инфраструктуры не могут быть обеспечены саморегулирующимися механизмами.
2. Система макроэкономических показателей.
Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных. Далее мы рассмотрим две группы таких показателей.
2.1. Объемно-стоимостные показатели.
Эти показатели отражают изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования.
Поскольку суммирование разнородной (по физическим единицам измерения и целям использования) продукции возможно только в стоимостном выражении, значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен, используемых для расчета объемно-стоимостных показателей:
а) текущие цены, т.е. цены, в которых осуществлялись товарные операции, отраженные в статистических данных, и на основе которых рассчитывались показатели;
б) сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на этом уровне;
в) условные цены, т.е. цены, приведенные в условных денежных единицах и соотнесенные с ценами на данную продукцию (или ее аналог) на мировом рынке.
Объемно-стоимостные показатели, рассчитанные в текущих ценах, еще называются номинальными, а рассчитанные в сопоставимых (или условных) ценах - реальными.
Сравнение объемно-стоимостных показателей, относящихся к различным моментам времени, возможно только в случае применения сопоставимых или условных цен, а относящихся к различным государствам - только в случае применения условных цен.
Основными макроэкономическими объемно-стоимостными показателями являются:
а) национальное богатство - совокупность материальных ценностей, природных и трудовых ресурсов, прочих экономических факторов в данной стране в заданный момент времени. В связи со сложностью денежного выражения некоторых его составляющих (например, интеллектуального потенциала населения) величина национального богатства вычисляется весьма приближенно;
б) совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность всевозможных товаров и платных услуг, произведенных в данной стране в данный момент времени и отраженных в официальной экономической статистике. Следует отметить, что величина совокупного общественного продукта не отражает однозначно уровень жизни, поскольку часть СОП тратится на чисто производственные цели. В результате возникает проблема двойного зачета стоимости, когда, например, стоимость произведенных шин учитывается в СОП дважды - как часть произведенной продукции нефтехимической промышленности и как часть стоимости автомобилей, на которые установлены эти шины. В результате при всех прочих равных условиях СОП будет большим у той страны, экономике которой присущи более длинные производственно-технологические цепочки. Наконец, при вычислении величины СОП возникает неоднозначность, связанная с учетом стоимости продукции внутрипроизводственного назначения, обычно не отраженной в экономической статистике. Поэтому для оценки экономического потенциала страны чаще используют такой показатель, как валовой национальный продукт;
в) валовой национальный продукт (ВНП) - это СОП за вычетом промежуточного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, использованных в производственных целях в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих, энергетических ресурсов и других производственных факторов разового использования, передающих всю свою стоимость вновь произведенному товару. При определении величины ВНП уже не происходит двойного зачета стоимости, но в эту величину еще входят некоторые компоненты производственного характера;
г) конечный или чистый продукт (КП)- это величина ВНП, из которой полностью исключены производственные материальные затраты, такие, как амортизационные отчисления, т.е. затраты на обновление и ремонт изношенных основных производственных фондов. Согласно принятой в странах с рыночной экономикой методологии из величины ВНП при вычислении КП также исключают платежи по косвенным налогам (акцизные сборы и др.), поскольку они служат источником финансирования государственных субсидий, покрывающих часть ранее сделанных фактических материальных затрат. КП представляет собой, во-первых, объем товаров и услуг, использованных для потребления, инвестиций и возмещения непредвиденных расходов (например, устранение последствий стихии), во-вторых, вновь созданную в ходе внутриэкономической деятельности стоимость;
д) национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны. Различают
произведенный НД, полученный в результате внутриэкономической деятельности,
распределенный НД, в состав, которого также включены доходы (или убытки, со знаком минус) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций.
В соответствии с законом стоимости величина произведенного НД должна примерно совпадать с КП, но точного равенства может и не быть, поскольку данный закон, как и все другие экономические законы, является "законом тенденций".
Распределенный НД разделяется на:
1) фонд потребления (ФП), в который включается как личное, так и общественное потребление. К последнему относятся, в частности, расходы на оборону, охрану общественного порядка, фундаментальную науку, бесплатные программы образования, здравоохранения и др.;
2) фонд накопления (ФН), в котором учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств;
3) фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению, также обычно включают страховые платежи.
Конечный продукт представляет собой пример макроэкономического показателя, рассчитанного в категориях затрат, а национальный доход - пример показателя, рассчитанного в категориях доходов. Это - два основных способа расчета макроэкономических показателей.
Примером еще одного показателя, обычно рассчитываемого в категориях доходов, является валовой внутренний продукт.
Валовый внутренний продукт (ВВП) - это сумма оплаты труда (ОТ), чистой прибыли (ЧП), потребления основного капитала (ПК) и сальдо между косвенными налогами и субсидиями (СКН).
ВВП = ОТ + ПК + СКН + ЧП |
Чистая прибыль включает смешанный доход малых предприятий без четко выраженного фонда оплаты труда. ОТ включает и социальные платежи. ПК - аналог АО.
Сальдо косвенных налогов и субсидий - это разница между уплаченными налогами и полученными субсидиями.
Различают косвенные налоги:
на производство, начисляемые в зависимости от видов производственной деятельности или от объема используемых производственных факторов многократного применения и
налоги на продукты и импорт, начисляемые в зависимости от объемов производства и промежуточного потребления.
Примеры налогов на производство:
начисления на фонд оплаты труда,
плата за природоиспользование.
Примеры налогов на продукты и импорт:
НДС,
акцизы,
таможенные пошлины.
Аналогичная классификация существует и для субсидий.
Сумма ОТ, ПК, ЧП и сальдо налогов (и субсидий) на производство называется валовой добавленной стоимостью (ВДС).