Файл: Макроэкономика и бизнес.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Под макроэкономическими понимаются исследования , в ходе которых экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое.

В отличие от микроэкономики, где главным объектом исследования является отдельное предприятие (фирма), предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства. При этом основное внимание уделяется рассмотрению следующих основных вопросов:

динамики агрегированных экономических показателей, тенденции и факторы определяющие их;

формирование и исполнение государственного бюджета, фискальная (налоговая, тарифная, др.) и финансовая политика государства;

функционирование денежной системы, роль центрального (резервного) банка, монетарная и кредитно-финансовая политика этого учреждения;

основы внешнеэкономической политики государства и практики валютного регулирования;

ситуация на основных рынках (товаров, рабочей силы, капиталов, валют);

государственная политика финансовой стабилизации и экономического роста.

Основная цель макроэкономических исследований - это поддержка текущей экономической политики государства.

1. Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами.

В условиях стабильной рыночной экономики изменение экономической структуры общества не является предметом такой политики. Макроэкономика в странах с рыночной экономикой рассматривает основные экономические институции как нечто заранее заданное. Их формирование - это предмет основ экономической теории и экономических разделов политологии.

Для экономики переходного типа структурные изменения являются одной из важнейших задач текущей экономической политики. Поэтому их надо рассматривать в комплексе с перечисленными ранее управленческими макроэкономическими исследованиями. Это обуславливает более широкий предмет макроэкономики, в который входят вопросы структурных изменений во время реформ.

В традиционном (западном) представлении макроэкономика не касается концептуальных вопросов построения экономической системы государства и не пытается исследовать причины, обусловившие выбор такой концепции - это предмет политологии, в частности, ее экономических разделов. Предметом макроэкономики является количественное и качественное описание процессов функционирования государственной экономики, анализ их хода.


Вместе с макроэкономикой и региональной экономикой (regional planning) макроэкономика выступает важнейшей составной частью теоретических и прикладных экономических исследований.

Представление о методах, применяемых в макроэкономических исследованиях, дает следующая таблица.

Таблица 1. Удельный вес статей различного типа в American Economic Review.

Тип статьи

Март 1972 - декабрь 1976

Март 1977- декабрь 1981

1. Математические модели, не содержащие статистических данных

50, 1

54,0

2. Экономический анализ без математических формул и данных

21,2

11,6

3. Методология статистики

0,6

0,5

4. Эмпирический анализ на основе данных, собранных по инициативе автора

0,8

1,4

5. Эмпирический анализ с использованием косвенных статистических оценок, полученных на основе собранных другими данными

21,4

22,7

6. Эмпирический анализ без использования косвенных статистических оценок

-

0,5

7. Комплексные работы

5,4

7,4

8. Эмпирический анализ с помощью имитационного моделирования

0,5

1,9

Значение макроэкономических исследований особо возрастает в условиях переходной экономики. Интенсивность и порядок проведения структурных изменений должны опираться на глубокие количественные исследования, числовые оценки возможных последствий реализации тех или иных сценариев реформ. Таким образом, в переходном периоде макроэкономические исследования включают не только анализ хода экономических процессов в рамках заданных, устоявшихся экономических структур, но исследование путей изменения этих структур. Здесь необходима более тесная связь с политологией, социологией и другими общественными дисциплинами. Это не может не породить трудностей - указанные дисциплины оперируют преимущественно качественными категориями, а в основу макроэкономики как уже отмечалось, положены также и количественные исследования. Поэтому необходимы специальные методы анализа и, в частности, моделирования переходных экономических процессов.

В условиях переходного периода существенно расширяется и круг задач макроэкономического анализа. Конечно, и в современных странах с рыночной экономикой государство проводит активную экономическую политику, не ограничивающуюся только сферой сбора налогов и перераспределением госбюджета. Однако, специфика переходной экономики требует привлечения государства к решению административными методами тех задач, которые из-за несовершенной рыночной инфраструктуры не могут быть обеспечены саморегулирующимися механизмами.


2. Система макроэкономических показателей.

Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных. Далее мы рассмотрим две группы таких показателей.

2.1. Объемно-стоимостные показатели.

Эти показатели отражают изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования.

Поскольку суммирование разнородной (по физическим единицам измерения и целям использования) продукции возможно только в стоимостном выражении, значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен, используемых для расчета объемно-стоимостных показателей:

а) текущие цены, т.е. цены, в которых осуществлялись товарные операции, отраженные в статистических данных, и на основе которых рассчитывались показатели;

б) сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на этом уровне;

в) условные цены, т.е. цены, приведенные в условных денежных единицах и соотнесенные с ценами на данную продукцию (или ее аналог) на мировом рынке.

Объемно-стоимостные показатели, рассчитанные в текущих ценах, еще называются номинальными, а рассчитанные в сопоставимых (или условных) ценах - реальными.

Сравнение объемно-стоимостных показателей, относящихся к различным моментам времени, возможно только в случае применения сопоставимых или условных цен, а относящихся к различным государствам - только в случае применения условных цен.

Основными макроэкономическими объемно-стоимостными показателями являются:

а) национальное богатство - совокупность материальных ценностей, природных и трудовых ресурсов, прочих экономических факторов в данной стране в заданный момент времени. В связи со сложностью денежного выражения некоторых его составляющих (например, интеллектуального потенциала населения) величина национального богатства вычисляется весьма приближенно;


б) совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность всевозможных товаров и платных услуг, произведенных в данной стране в данный момент времени и отраженных в официальной экономической статистике. Следует отметить, что величина совокупного общественного продукта не отражает однозначно уровень жизни, поскольку часть СОП тратится на чисто производственные цели. В результате возникает проблема двойного зачета стоимости, когда, например, стоимость произведенных шин учитывается в СОП дважды - как часть произведенной продукции нефтехимической промышленности и как часть стоимости автомобилей, на которые установлены эти шины. В результате при всех прочих равных условиях СОП будет большим у той страны, экономике которой присущи более длинные производственно-технологические цепочки. Наконец, при вычислении величины СОП возникает неоднозначность, связанная с учетом стоимости продукции внутрипроизводственного назначения, обычно не отраженной в экономической статистике. Поэтому для оценки экономического потенциала страны чаще используют такой показатель, как валовой национальный продукт;

в) валовой национальный продукт (ВНП) - это СОП за вычетом промежуточного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, использованных в производственных целях в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих, энергетических ресурсов и других производственных факторов разового использования, передающих всю свою стоимость вновь произведенному товару. При определении величины ВНП уже не происходит двойного зачета стоимости, но в эту величину еще входят некоторые компоненты производственного характера;

г) конечный или чистый продукт (КП)- это величина ВНП, из которой полностью исключены производственные материальные затраты, такие, как амортизационные отчисления, т.е. затраты на обновление и ремонт изношенных основных производственных фондов. Согласно принятой в странах с рыночной экономикой методологии из величины ВНП при вычислении КП также исключают платежи по косвенным налогам (акцизные сборы и др.), поскольку они служат источником финансирования государственных субсидий, покрывающих часть ранее сделанных фактических материальных затрат. КП представляет собой, во-первых, объем товаров и услуг, использованных для потребления, инвестиций и возмещения непредвиденных расходов (например, устранение последствий стихии), во-вторых, вновь созданную в ходе внутриэкономической деятельности стоимость;

д) национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны. Различают


произведенный НД, полученный в результате внутриэкономической деятельности,

распределенный НД, в состав, которого также включены доходы (или убытки, со знаком минус) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций.

В соответствии с законом стоимости величина произведенного НД должна примерно совпадать с КП, но точного равенства может и не быть, поскольку данный закон, как и все другие экономические законы, является "законом тенденций".

Распределенный НД разделяется на:

1) фонд потребления (ФП), в который включается как личное, так и общественное потребление. К последнему относятся, в частности, расходы на оборону, охрану общественного порядка, фундаментальную науку, бесплатные программы образования, здравоохранения и др.;

2) фонд накопления (ФН), в котором учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств;

3) фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению, также обычно включают страховые платежи.

Конечный продукт представляет собой пример макроэкономического показателя, рассчитанного в категориях затрат, а национальный доход - пример показателя, рассчитанного в категориях доходов. Это - два основных способа расчета макроэкономических показателей.

Примером еще одного показателя, обычно рассчитываемого в категориях доходов, является валовой внутренний продукт.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это сумма оплаты труда (ОТ), чистой прибыли (ЧП), потребления основного капитала (ПК) и сальдо между косвенными налогами и субсидиями (СКН).

ВВП = ОТ + ПК + СКН + ЧП

Чистая прибыль включает смешанный доход малых предприятий без четко выраженного фонда оплаты труда. ОТ включает и социальные платежи. ПК - аналог АО.

Сальдо косвенных налогов и субсидий - это разница между уплаченными налогами и полученными субсидиями.

Различают косвенные налоги:

на производство, начисляемые в зависимости от видов производственной деятельности или от объема используемых производственных факторов многократного применения и

налоги на продукты и импорт, начисляемые в зависимости от объемов производства и промежуточного потребления.

Примеры налогов на производство:

начисления на фонд оплаты труда,

плата за природоиспользование.

Примеры налогов на продукты и импорт:

НДС,

акцизы,

таможенные пошлины.

Аналогичная классификация существует и для субсидий.

Сумма ОТ, ПК, ЧП и сальдо налогов (и субсидий) на производство называется валовой добавленной стоимостью (ВДС).