Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
Введение
Профессионально-педагогическое общение направлено на развитие мотивации учащихся, предоставления творческого характера учебной деятельности и формирование личности школьников. Поэтому единственным важной задачей является умение п правильно его выстроить. В структуре процесса профессионально-педагогического общения выделяют следующие этапыи:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап)
На этом этапе очерчивают контуры будущего взаимодействия: планируют и прогнозируют содержание, структуру, средства общения. Содержанием спилкув ния является формирование цели взаимодействия (для чего?),. Анализ собеседника (почему он такой?). И ситуации (что произошло?). Предполагается также возможные способы коммуникации, прогнозируют восприятия собеседованию ником содержания взаимодействия. Решающее значение в этом процессе имеет целевая установка учителя. Прежде всего он должен позаботиться о привлечении ученика к взаимодействию, создание творческой атмосферы, а также открыть пр остир для проявления его индивидуальности. Это требует умения воспринимать человека и соответственно оценивать йвати її.
2"Коммуникативная атака"
Суть ее заключается в завоевании инициативы, налаживании эмоционального и делового контакта. Педагогу важно владеть техникой быстрого вхождения во взаимодействие, приемами динамического в влияния. К эффективных механизмов воздействия относятсяливу належать:
- заражение (подсознательный эмоциональный отклик во взаимодействии с другими людьми на основании сопереживания с ними, имеет невербальный характер);
- внушение (целевое сознательное"заражения"одним человеком других мотивациями определенных действий, содержанием или эмоциями преимущественно с помощью речевого воздействия на основе некритического восприятия информации);
- убеждение (осознанный аргументированный и мотивированный влияние на систему взглядов индивида);
- подражание (усвоение форм поведения другого человека на основе подсознательной и сознательной идентификации себя с ней)
3. Управление общением
Это сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректировкой процесса общения по его целью на этом этапе происходит обмен информацией, оценками информации; вз заемооцинка собеседников. Важна атмосфера доброжелательности, в которой ученик смог бы свободно проявлять свое. Я, получать положительные эмоции от общения. Уступая ученику инициативе, педагог деле. Гуэ ему право и необходимость самостоятельного анализа событий и фактов. Он должен проявлять интерес учеником, воспринимать информацию от него (активно слушать), высказывать суждения, передавая ученику свой оптимизм и уверенность в успехе, ставить перед ним яркие цели, намечать пути их достижения.
Важно в начале взаимодействия учителя с учениками наладить целостный контакт с ними, привлечь-их внимание. Достигается это прежде всего речевыми средствами. Педагог поздравляет учеников, объясняя значимость след топнет коммуникации, сообщая им интересную информацию или формулируя проблемный вопрос время он организует пространство учебного взаимодействия: развешивает таблицы, готовит наглядные пособия, дидактические материалы. Этим он актуализирует внимание учащихся, побуждает их к участию в учебно-познавательной деятельности. Привлечь внимание может и пауза. Однако зачастую объединяют несколько элементов: голосовой разрядку, юмористические в реплику, казус, вопрос к аудитории, комментирование.
В зависимости от способа воздействия методы завоевания внимания аудитории делятся на пассивные и агрессивные. Пассивные методы заключаются в том, что учитель фокусирует внимание слушателей на своей личности, последовательно организуя ее. Агрессивные методы используют сильные, уверенные в себе и экспрессивные педагоги, мгновенно привлекая внимание аудитории, будто гипнотизируя ее. Такое состояние аудитории они содержат столько, сколько нужно для решения ния педагогической задачи. Нередко применяют темпоритм и педагогическую монотонность, с помощью которых педагог как бы"проникает"в сознание слушателей,"усыпляя", а затем напрягая ее, доводя д в кульминации чувственных переживаний почуттєвих переживань.
4. Анализ общения
На этом этапе сопоставляют цель, средства с результатами взаимодействия, моделирования дальнейшего общения
Этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть несколько иной, в частности некоторые этапы бывают свернутыми или, наоборот, чрезмерно растянутыми. Описанная логика общений ния характерна для типичных ситуаций, складывающихся в процессе педагогического общения. Она помогает в налаживании педагогически целесообразных-отношений между педагогом и воспитанникамми.