Файл: Проблемы и перспективы развития малого бизнеса (Малый бизнес в сфере торговли: сущность, критерии, особенности организации и управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Малым предпринимательством считается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг физическими и юридическими лицами.»[1] Именно благодаря малому бизнесу формируется и поддерживается необходимая атмосфера деловой среды.

Нужно обратить особое внимание на то, «что малый бизнес позволяет задействовать ту часть материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которая по ряду причин оказалась невостребованной в рамках крупного бизнеса. В этой связи он выполняет достраивающую функцию в современной экономике, закрепляя за собой определенные рыночные ниши и определенные ресурсы. При этом особую роль малый бизнес играет в решении проблемы занятости на уровне национальной экономики в целом и отдельных регионов в частности.»[2]

 В России малое предпринимательство было разрешено в 1988 г., относились к нему предприятия, среднесписочная годовая численность которых была не больше 100 человек. Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

Малый бизнес – особый тип предпринимательства, осуществляемый в малых формах, опирающийся на деятельность малых фирм, небольших предприятий. Малый бизнес характерен для таких форм производства как торговля, реклама, сфера услуг.

Малые предприятия быстро реагируют на внешние изменения. Но их гибкость делает их одновременно зависимыми от экономических изменений. Директор на таких предприятиях зачастую осуществляет управление за счет интуиции и собственного опыта, принимает самостоятельно решения и единолично несет ответственность за неудачи.

О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса говорится на

всех уровнях организации власти, постоянно делает акцент на этом и

Президент Российской Федерации В.В.Путин. Создаются льготные

условия для открытия бизнеса, кредитования, налогообложения, но не малая доля успеха зависит от самой организации бизнеса и управления им.

Малому бизнесу присущи все свойства, характеризующие предпринимательскую деятельность, но основной особенностью является высокий риск. Ему свойственны инновационная, общеэкономическая, ресурсная, социальная и организаторская функции расходов.


1. Малый бизнес в сфере торговли: сущность, критерии, особенности организации и управления

Малым предпринимательством считается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг физическими и юридическими лицами.»[3]Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.Важной особенностью является положение, установленное Федеральным законом, что субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

«В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственных реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных муниципальных и унитарных предприятий), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25% доля участия, которая принадлежит одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25%.

2) среднесписочная численность работников за прошедший календарный год не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек для малых предприятий, микропредприятия до 15 человек;


3) выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за прошлый календарный год не должна превышать предельные значения, которые установлены Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

микропредприятия — до 15 работников включительно;

малые предприятия — до 100 работников включительно;

средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Данные по численности представлены в таблице 1.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству являются объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.»[4]

Таблица 1.

Численность работников в каждой отрасли[5]

Отрасль деятельности

Предельный уровень численности работников,чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Остальные отрасли и другие виды деятельности

50

В России малое предпринимательство было разрешено в 1988 г., относились к нему предприятия среднесписочная годовая численность которых была не больше 100 человек. Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.«Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, которые предусмотрены законодательством, на период в течении которого было допущено превышение, а также на последующие три месяца.»[6]

«Доля малого бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря 2018г.


Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии-53%. В Финлядии-60%. В Нидерландах-63% (данные Института экономики роста)»[7]

«Малому предпринимательству присущи все свойства, характеризующие предпринимательскую деятельность, но основной особенностью является высокий риск. Ему свойственны общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная и организаторская функции расходов.»[8]

2. Проблемы предпринимательской деятельности

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом. Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних. Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп: организационные; проблемы с материально-техническим обеспечением; финансовые; кредитная необеспеченность. Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Рассмотрим основные проблемы малого бизнеса в регионах России:

  1. «существенная разница в уровне работы в системе поддержки малого бизнеса в регионе (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край);
  2. несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения в сфере малого бизнеса;
  3. слабая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса;
  4. наличие многочисленных административных барьеров;
  5. несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса;
  6. неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса;
  7. проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса;
  8. недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу;
  9. несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом.»[9]

Таким образом согласно проведенным исследованиям выделили 4 основные проблемы развития предпринимательства в Российской Федерации.

– ограниченный доступ к финансированию;

– неудовлетворительный бизнес-климат;

– проблемы с кадровыми ресурсами;

– проблемы с рынками сбыта.

Рассмотрим влияние данных проблем более подробно. Основной из проблем, названной большинством предпринимателей является ограниченный доступ к финансированию. Проблема объясняется высокими ставками по кредитам, сложностью получения займов на долгий срок, невозможностью взять кредит с отсрочкой на развитие. Второй из основных проблем является неудовлетворительный бизнес-климат. Данная проблема обусловлена в первую очередь чрезмерным уровнем бюрократии, низкой заинтересованностью местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. В связи с постоянными изменениями в законодательстве субъектам малого бизнеса приходится тратить большие временные затраты на приспособление своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не на развитие самого предприятия. На третьем месте предприниматели выделили низкий уровень подготовки молодых кадров.

3. Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля. В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям: выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;  предоставляется бесплатное бизнес-обучение; льготные условия аренды офисных помещений;  предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий. В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.