Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 6
Введение
Тоталитари́зм — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Основная часть
Тоталитаризм в политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному (тотальному) контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни.Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством.
Характеризуется:
- единой массовой партией, возглавляемой харизматическим лидером
- официальной идеологией, признаваемой всеми;
- монополией власти на СМИ(средства массовой информации);
- монополией на все средства вооруженной борьбы;
- системой террористического полицейского контроля и управления экономикой.
Понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность.
Тоталитаризму присуще коллективно – механическое мировоззрение, рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины». Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет»,- который и подвел черту под представлениями о значении индивида в тоталитарном государстве.
Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения - коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ личности.
Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Тоталитарные режимы в Германии, Италии и Советского Союза имели первоначальные истоки в хаосе, последовавших вслед за первой мировой войны и позволили тоталитарные движения , чтобы захватить контроль над правительством , а изощренность современного оружия и коммуникаций позволили им эффективно установить , что Фридрих и Бжезинский назвал «тоталитарной диктатуры». Некоторые социологи критиковали Фридрих и Бжезинский антитоталитарный подход, утверждая , что в советской системе, так как политические и как социальный субъект, было на самом деле лучше понято с точкой зрения групп интересов , конкурирующие элиты, или даже в классе условиях ( с использованием понятие номенклатуры как средство для нового господствующего класса ). Эти критики указывали на свидетельства народной поддержки режима и широкое рассеивание энергии, по крайней мере , в осуществлении политики, среди отраслевых и региональных органов власти. Для некоторых последователей этого плюралистического подхода, это свидетельствует о способности режима адаптации включить новые требования. Тем не менее, сторонники тоталитарной модели утверждают , что отказ системы , чтобы выжить показал не только свою неспособность адаптироваться, но лишь формальность предполагаемого участия населения.