Файл: Проблема ответственности личности за культуру речи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Реферат посвящен важному вопросу проблеме ответственности личности за культуру речи.

На первый план выдвигается снижение речевой культуры, которое является основной из проблем современного общества.

Безусловно, требования к речевой культуре и три аспекта речевой культуры очень полезны..

На мой взгляд, важны правила, принятые для обучающихся.

Мы изучим способы повышения культуры речи. Важно поговорить о словарном запасе. Нужно затронуть вопрос - что это за понятие такое – культура речи.

В соответствии с поставленной целью структура работы строилась из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СНИЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРИ АСПЕКТА РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.


1.1. Понятие снижения речевой культуры.

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.

1.2. Три аспекта речевой культуры.

Речевая культура проявляется в трёх аспектах, взаимосвязанных между собой.

Первый - нормативный. Охрана норм литературного языка является делом национальной важности, так как литературный язык - один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.

Второй аспект - коммуникативный. Порой текст, в котором безупречно соблюдены все нормы, тем не менее не выполняет поставленной задачи. Дело в том, что в каждой конкретной ситуации общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. Развитие коммуникативного аспекта культуры речи возможно только в свободной речевой деятельности, любая диктатура и творчество несовместимы.


Третий аспект культуры речи - этический. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий хорошей речи - критерий нравственный: речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными.

Содержательность и правдивость высказывания - важные внелингвистические факторы эффективности общения. Остальные критерии оценки уровня речевой культуры имеют непосредственное отношение к языку: культурная и грамотная речь - это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, чистая, выразительная, богатая.

1.3. Правила, принятые обучающимися в процессе обучения.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.

Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.

Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.

В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. Центральным понятием общения становится "речевой поступок”. Тем самым, во-первых, подчёркивается личная ответственность говорящего за своё слово; во-вторых, приоритетной оказывается спонтанная "изобретаемость” речи (воспроизведения готовой речи здесь быть не может).

ГЛАВА 2: СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ, КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ.


2.1. Способы повышения речевой культуры.

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.

Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

7. Знакомство с основами ораторского мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, выполняйте роль редактора - текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно.

Основная задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка - одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого общения.

Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль.

культура речевой литературный язык

«Перо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия»


Цицерон

12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

2.2. Каким должен быть словарный запас?

А каким должен быть словарный запас? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин - 18 890 слов, Сервантес - около 17 тыс. слов, Шекспир - около 15 тыс. слов (по другим источникам - около 20 тыс.), Гоголь («Мертвые души») - около 10 тыс. слов.

2.3. Что такое культура речи?

Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.

При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Правильность речи, богатство индивидуального словаря повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова.

Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Она составляет основу любой другой деятельности человека: производственной, коммерческой, научной и других.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.