Файл: ГК_1_комм_гл19_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 403

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В п. 3 комментируемой статьи говорится о фирменном наименовании казенного предприятия как о средстве индивидуализации юридического лица: фирменное наименование определяется в его уставе и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Казенное предприятие должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование.

В фирменное наименование не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Федерации.

Согласно ст. 1474 ГК РФ казенному предприятию принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

5. Казенное предприятие не является собственником, а обладает ограниченным вещным правом - правом оперативного управления на имущество, предоставленное ему собственником.

6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 399 ГК РФ (дополнительную ответственность к ответственности другого лица, являющегося основным должником).

Основанием для возложения субсидиарной ответственности является недостаточность имущества унитарного предприятия. При этом общие условия субсидиарной ответственности, предусмотренные в ст. 399 ГК РФ, а именно предъявление требования кредитором основному должнику, и тот факт, что основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, неприменимы к субсидиарной ответственности собственника по обязательствам казенного предприятия. Иск к собственнику имущества казенного предприятия может быть удовлетворен лишь после обращения взыскания на денежные средства и иное имущество казенного предприятия, которого недостаточно для полного удовлетворения требований кредитора.


Для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества казенного предприятия не имеет значения наличие или отсутствие вины собственника имущества казенного предприятия.

Учитывая нормы п. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 65 ГК РФ, казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Обеспечение обязательств унитарных предприятий, в том числе казенных, возможно и иными способами. Так, в соответствии со ст. 116 Бюджетного кодекса РФ государственные гарантии Российской Федерации могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств федеральных государственных унитарных предприятий.

7. В п. 6 комментируемой статьи говорится о возможности прекращения юридического лица путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в следующих формах:

- слияние двух или нескольких унитарных предприятий;

- присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

- преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Особенности реорганизации определены ст. ст. 29 - 34 Закона об унитарных предприятиях. Так, например, преобразование унитарного (кроме государственного или муниципального) учреждения осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <1>). Порядок ликвидации казенного предприятия, как и других государственных и муниципальных унитарных предприятий, установлен ст. 35 Закона об унитарных предприятиях, а также ГК РФ.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.


Статья 21.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает особенности государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Основанием внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.


§ 5. Некоммерческие организации


Статья 120. Учреждения


Комментарий к статье 120


1. Одной из поименованных в п. 3 ст. 50 ГК РФ организационно-правовых форм юридических лиц, относящихся к некоммерческим организациям, является финансируемое собственником учреждение.


Как организационно-правовая форма юридического лица, учреждение занимает особое место в системе юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями. Во-первых, учреждение может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами, во-вторых, оно не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество и, в-третьих, закреплению переданного учреждению его собственником имущества посвящено специальное правило ст. 296 ГК РФ.

Комментируемая статья определяет только общие, характерные для учреждений критерии. Вместе с тем специфика осуществления учреждением своей деятельности имеет существенные отличия в зависимости от субъекта права собственности создавшего учреждение, особенностей финансирования, сферы осуществляемой деятельности.

2. Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные, неслучайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы, высшие учебные заведения и т.д.

Создавая учреждения, собственник имущества преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказаний - колонии, изоляторы; в сфере обороны - воинские части и т.д. Кроме того, финансируемые собственниками учреждения c разрешения собственника могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ, что вытекает из п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК РФ.

Нельзя не отметить, что в некоторых случаях отдельным видам учреждений законом предоставлено право создания хозяйственных обществ без получения указанного разрешения собственника. При этом процедура получения разрешения собственника имущества учреждения замещается информированием такого собственника в уведомительном порядке. В частности, право создания хозяйственных обществ в упрощенном порядке предоставлено некоторым бюджетным образовательным учреждениям <1>. При этом таким учреждениям законом предоставлено также право внесения в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в их оперативном управлении.

--------------------------------

<1> Согласно п. 8 ст. 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, или созданным государственной академией наук высшим учебным заведением в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.



3. Относительно количества лиц, которые одновременно вправе выступать учредителями рассматриваемой формы некоммерческой организации, действует диспозитивное правило, согласно которому число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Данное правило содержится в п. 2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях. При этом в названной статье установлен прямой запрет на учреждение некоммерческой организации одним лицом только для некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов).

Редакция комментируемой статьи также свидетельствует о возможности создания учреждения только одним собственником и не предусматривает возможность совместного учредительства. Закон о некоммерческих организациях для частных учреждений также не предусматривает возможность совместного учредительства. В частности, согласно п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях под собственником, создающим частное учреждение, понимается гражданин или юридическое лицо. Специальное правило о частных учреждениях как об одном из видов некоммерческих организаций создания таких организаций совокупностью учредителей не предусматривает.

Для осуществления деятельности в определенных сферах законом ограничивается не только возможность создания учреждения совокупностью лиц, но и круг субъектов, которые вправе создавать учреждения, действующие в определенных сферах деятельности. Так, с учетом ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <1> благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.


В некоторых случаях в законе используется форма признания учреждениями некоммерческих организаций в определенных сферах деятельности, если эти организации отвечают установленным таким законом критериям. К примеру, согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1> религиозной организацией признается также учреждение, созданное централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющее цель и признаки, которые предусмотрены названным Законом для религиозных организаций. Следует отметить, что в рассматриваемом случае централизованная религиозная организация при создании учреждения вправе выступать только как единоличный учредитель.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.


В то же время следует отметить, что применительно к определенным сферам деятельности законом прямо допускается совместное учредительство. В частности, согласно ст. 11 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <2> допускалось совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений, к которым отнесены частные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций. Нельзя не отметить, что названным Законом в отношении возможности учредительства определенных образовательных учреждений предусмотрены и прямо противоположные требования к учредительству. Так, учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ. А вот учредителями специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Федерации.


--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.


4. В зависимости от субъекта права собственности, создавшего учреждение, различают частные и государственные или муниципальные учреждения. Соответственно, частные учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом. Государственные или муниципальные учреждения создаются соответственно Российской Федерацией, субъектом Федерации и муниципальным образованием. Последние, в свою очередь, могут быть как бюджетными, так и автономными.

Применительно к отдельным видам учреждений существуют определенные особенности их создания. Так, согласно ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" государственные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются Правительством РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. В свою очередь, особенности создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений определены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 7. Ст. 537.


5. Единственным учредительным документом частного учреждения является утвержденный собственником имущества (при совместном учредительстве - всеми собственниками) устав (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется Законом о некоммерческих организациях. С учетом ст. 9 данного Закона частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Создание некоммерческой организации в форме частного учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Такое учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1> (далее - Закон о регистрации) с учетом установленных Законом о некоммерческих организациях особенностей, затрагивающих порядок государственной регистрации некоммерческих организаций. Следует отметить, что решение о государственной регистрации частного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (уполномоченный орган) <2>. На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации федеральный орган исполнительной власти (регистрирующий орган) в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений <3>.