Файл: Коммуникативная личность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Многогранность человека как личности − воплощение индивидуальных особенностей − позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности: как «человека разумного», как «человека общественного», как «человека-потребителя», как «человека свободного». Имеются исследования, посвященные изучению «человека, не владеющего речью» (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы). Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», то есть реализующего себя как коммуникативную личность.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией − умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Изучение коммуникативной личности может иметь различную степень глубины в зависимости от целей исследования и является полезной практикой для развития навыков наблюдения и критического анализа социального поведения человека и в то же время увлекательным занятием в плане самопознания речевой деятельности в различных коммуникативных сферах.

1. Понятие и основные характеристики коммуникативной личности

Изучение коммуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологической, психологической и лингвистической («языковая личность»).

Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Личность − целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Разнообразие подходов и множество теорий свидетельствуют о сложности проблемы обоснования существенных признаков личности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формирования личности: создание познавательных навыков − в теории развития познания (Ж. Пиаже); понимание чувств других людей − в теории нравственного развития (Л. Колберг); преодоление напряженности в сознании собственного «Я» − в психоаналитических теориях (З. Фрейд, Э. Эриксон); формирование личностного смысла как осознанного отношения личности к миру, в котором осуществляется ее деятельность, − в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности (Л.С. Выгодский).


Коммуникативная личность − самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование − 45%, говорение − 30%, чтение − 16%, письмо − 9%).

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю.Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)».

Понятие коммуникативной личности шире понятия языковой личности и имеет свои особенности, так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией − умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли, при этом сохраняя свою идентичность. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы − будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью.

Становление коммуникативной личности начинается с рождения, с семьи, где ребенок усваивает в целостности слово (высказывание) в его интонационном оформлении и жестово-мимическом сопровождении. Естественная коммуникативная среда воздействует на формирование представления о нормах коммуникативного поведения и на само коммуникативное поведение.

Любая коммуникативная личность прежде всего несет в себе черты национально-культурного речевого идеала − системы наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившейся в той или иной культуре и отражающей систему ее ценностей эстетических и этических (определение А.К. Михальской).


Коммуникативная личность воплощает в себе и черты речевого идеала той микрогруппы, к которой принадлежит, той социальной роли, которую выполняет, причем чем дольше выполняется эта социальная роль, тем прочнее переплетаются ее речевые характеристики с индивидуальными, становясь их частью. Это, в частности, проявляется в том, что человек даже в неофициальной обстановке демонстрирует коммуникативное поведение, свойственное ему как представителю той или иной профессии. Стереотипы находят отражение в выражениях типа "учительский тон", "командирский голос", "начальственный жест" и др.

Многие черты коммуникативного поведения личности обусловлены индивидуальными качествами: полом, возрастом, темпераментом, склонностями, особенностями речевого мышления и восприятия. Об особенностях коммуникативной личности мы прежде всего получаем представление по ее речевому поведению, языковым и речевым средствам, которые она использует (предпочитает).

Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социально значимых функций − функции взаимодействия и функции воздействия. В этой связи целесообразно различать (как в родовом понятии) коммуникативную личность (англ, − «личность как индивид») и коммуникативную Личность (англ. - «личность как индивидуальность»), обладающая целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma − милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Значительное место в структуре харизматической личности занимает коммуникативная компетентность. Существенными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего; адекватной оценке «статуса языка»; пониманию смысловой и оценочной информации.


Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнерам по общению. Указанные показатели служат для характеристики коммуникативной личности. У каждого человека они свои, обусловленные его опытом, знаниями, образованием, профессией, образом и стилем жизни и т.д.

Чтобы развивать себя как коммуникативную личность, необходимо многое, в частности, развивать способность к рефлексии: отслеживать свое речевое поведение, соотносить коммуникативные потребности с процессом их достижения и результатом, наблюдать за тем, какое впечатление производит ваше речевое поведение на окружающих.

Рефлексия возможна, только если человек постоянно накапливает знания, обогащает себя познавательным опытом. Не всякая коммуникативная личность являет собой образцовую яркую индивидуальность. Последнюю отличает уважение к партнеру по общению, способность варьировать коммуникативные средства в процессе общения, индивидуальный стиль речевого поведения.

Коммуникативная личность − это личность, включенная в процесс социализации, умеющая понять и проанализировать этот процесс и, наконец, это личность мировоззренчески содержательная, понимающая смысл своего бытия и человеческого назначения в принципе, умеющая осмыслить вопросы процесса жизни и ее достойного конца. Мы обозначили ведущие характеристики личности, так сказать, в идеале. Возможно, что действительность не всегда представит нам такие феномены, но должен быть идеальный вариант, на который целесообразно ориентироваться в жизни.

Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией − умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации; это личность, обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию.

Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.


2. Параметры коммуникативной личности

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. В.П.Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания-верования-стереотипы-предположения-ценности-(предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация − бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу мотивов человеческой деятельности, лежит положение о приоритете личностных потребностей. В этом плане интересно сравнить понятие личностного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым и раскрываемое как отражение в индивидуальном сознании отношения личности к действительности, но при этом социально обусловленное, поскольку ее потребности реализуются в ходе поисковой активности, и обоснование американским психологом А. Маслоу мотивов человеческой деятельности, способствующих личностному росту и обусловливающих коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные).

Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоятельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка.

В актуализации коммуникативной установки наблюдается использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.