Файл: ГК_1_комм_гл17_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, экологического законодательства. Объем норм законодательства и нормативных предписаний в этой сфере весьма велик.

При этом обеспечение рационального использования и охраны земель составляют конкретные обязанности собственников земельных участков.

2. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <1> собственникам земельных участков предписано осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, и, кроме того, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.


Собственники земельных участков обязаны наряду с установленными для них законом общими экологическими, строительными, санитарно-эпидемиологическими, проектно-планировочными правилами и регламентами выполнять специальные мероприятия по охране земель в пределах своих земельных участков.

Так, в соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозий, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;


3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

3. Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе РФ, является установленное в ст. 7 Кодекса положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Строгое следование собственниками земельных участков целевому использованию земель является также важнейшей составляющей рационального и эффективного использования земельных ресурсов, охраны земли. При этом правовой режим использования земельных участков в первую очередь выражается в отнесении их к конкретным категориям земель.

В частности, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Суть принципа использования земельных участков в соответствии с их основным целевым назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе по своему усмотрению определить иное целевое назначение земельного участка.

4. Разнообразные требования законодательства в части обеспечения рационального использования и охраны земли, обязанности по соблюдению таких требований, возложенные законодательством на собственников земельных участков, предопределили необходимость установления корреспондирующей с этим ответственности таких собственников.

Соответственно, наряду с предусмотренной специальными отраслями законодательства уголовной и административной ответственностью комментируемая статья определяет гражданско-правовые последствия, при этом достаточно жесткие, для таких собственников: если собственник осуществляет использование своих земельных участков с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, то его могут лишить права собственности на эти земельные участки путем их изъятия.


В частности, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, данный участок может быть в принудительном порядке продан с торгов.

Таким образом, в отличие от изъятия земельного участка при бездействии собственника в части решения им вопросов по использованию принадлежащего ему земельного участка (см. комментарий к ст. 284 ГК РФ) комментируемая статья допускает такое изъятие при наличии прямых грубых нарушений правил рационального использования земли, вводимых земельным законодательством.

5. О порядке изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям см. ст. 286 и комментарий к ней.


Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования


Комментарий к статье 286


1. Основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка - неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением (см. комментарий к ст. 284 ГК РФ) или грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. комментарий к ст. 285 ГК РФ).

Комментируемая статья определяет особенности такого изъятия, предусматривая следующие основные этапы:

1) заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

2) принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

3) продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов.

При этом, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

2. Согласно комментируемой статье орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Вместе с тем до настоящего времени земельным законодательством данные вопросы в полной мере не регламентированы.

Земельный кодекс РФ в ст. 54 определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях лишь для землевладельцев и землепользователей, т.е. для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.


В частности, согласно указанной статье принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Полагаем, что применение норм ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у соответствующих собственников практически невозможно.

При этом следует учитывать, что Земельный кодекс РФ в ст. 44 непосредственно указывает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, до внесения соответствующих корректировок в Гражданский или Земельный кодекс РФ попытка применения ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у собственников по предусмотренным ст. 284 и ст. 285 ГК РФ основаниям будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

3. В Федеральном законе от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предприняты не совсем удачные попытки урегулирования отношений, связанных с принудительным изъятием у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

В частности, п. 3 ст. 6 названного Федерального закона фактически воспроизведены уже имеющиеся в Гражданском кодексе РФ нормы о том, что земельный участок, в данном случае из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. При этом определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.


Вместе с тем с учетом требований комментируемой статьи одновременно не определен орган, который уполномочен на принятие решения об изъятии, а также не установлен порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях.

4. Комментируемая статья, предусматривая особенности изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании, одновременно оставляет неурегулированным вопрос о том, должно ли быть такое изъятие возмездным или безвозмездным.

В то же время следует учитывать, что поскольку в соответствии с комментируемой статьей изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, соответственно, денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Использование иного подхода при разрешении данного вопроса требует непосредственного указания в федеральном законе о том, что полученные от продажи земельного участка средства взыскиваются в доход Российской Федерации или иного публичного образования.

Санкция в данном случае заключается не в изъятии у недобросовестного собственника земельного участка стоимости имущества (земельного участка), а в лишении его самой возможности использовать земельный участок в натуре, обеспечить приобретение данного участка иным лицом, возможно, более заинтересованным в надлежащем использовании земельного участка.

При этом в ряде положений гражданское законодательство непосредственно предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования.

Так, в Гражданском кодексе РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ, в соответствии с которой при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.


Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками


Комментарий к статье 287


1. Комментируемая статья для определения оснований и порядка прекращения прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками, отсылает к земельному законодательству. В данном случае речь идет о нормах Земельного кодекса РФ.

2. По основаниям, предусмотренным положениями ст. ст. 45 - 47 ЗК РФ, принудительному прекращению подлежат: