Файл: ГК_1_комм_гл13_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 965

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

К культурным ценностям, подпадающим под действие вышеназванного Закона, относятся:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

2. Отнесение культурных ценностей к особо ценным и охраняемым государством определяется в соответствии с законом, в частности с Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1, утвержденными Верховным Советом РФ, Федеральными законами от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1>, от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.


3. В соответствии со ст. 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. На основании ч. 2 комментируемой статьи собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта за вычетом расходов на проведение торгов.


Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними


Комментарий к статье 241


1. Положения комментируемой статьи предусматривают последствия злоупотребления правом собственников домашних животных и являются специальными по отношению к общим нормам ст. 137 ГК РФ, согласно которой при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Несмотря на то, что термин "гуманизм" (от лат. humanitas - человечность, homanus - человечный, homo - человек), обозначающий мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, не вполне применим к животному миру, в науке и в законодательстве неоднократно имели место попытки определения гуманного отношения к животным, основной тезис которых прежде всего состоит в отсутствии жестокости. Так, по мнению О.А. Поротиковой, "с обиходной точки зрения собственник должен их кормить, поить, своевременно выгуливать, лечить, профилактически прививать. С юридической же позиции все перечисленное характеризует бремя собственника по содержанию вещи, то есть его обязанности, к которым необходимо добавить еще заботу о безопасности этой вещи для окружающих лиц и их имущества" <1>.


--------------------------------

<1> Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. М.: Волтерс Клувер, 2007.


Первый Закон в защиту животных от жестокости был принят в Великобритании в 1822 г. Аналогичные законы приняты и в других странах, в частности в 2004 г. Парламентом Австрии был принят Закон о защите животных, согласно которому преступлением является содержание цыплят в тесных клетках, обрезание собакам хвоста и ушей, использование львов и других диких животных в цирках, содержание собак на цепи, а щенков и котят - в душных витринах зоомагазинов. Германия стала первым в мире государством, где права животных с 2002 г. защищаются Конституцией. В Скандинавских странах были приняты очень жесткие требования для содержания животных на зверофермах. Так, в Швеции фермеров обязали предоставлять пушным водоплавающим животным водоемы для их естественного образа жизни. В Европе и Америке полностью запрещены петушиные бои. Последним штатом, который их запретил, стала Луизиана в июне 2007 г.

В проекте Федерального закона "О защите животных от жестокого обращения" были определены принципы обращения с животными, а именно нравственное и гуманное отношение к животным; непричинение морального вреда человеку; отношение к животным как к чувствующим существам, способным испытывать страх, боль.

В указанном проекте предусматривалась недопустимость совершения следующих действий в отношении животных: нанесение побоев, увечий, истязание, иные действия, вызывающие у животных страх, боль, иные страдания; неправомерное умерщвление; проведение без обезболивания ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать боль и иные мучительные состояния; проведение операций, не являющихся оказанием ветеринарной помощи, или проведение работы с экспериментальными животными; разведение с генетическими изменениями, причиняющими им страдания; разведение с наследственно закрепленной повышенной (не отвечающей видовым и породным характеристикам) агрессивностью, определяемой на основе экспертной оценки; использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных; разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель; натравливание одних домашних животных на других; разлучение моногамных животных, образовавших постоянные пары; другие противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения действия.

При содержании животных необходимо обеспечивать им условия, соответствующие их биологическим и индивидуальным особенностям, а также удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности.

Места содержания животных должны быть оснащены и оборудованы с учетом обеспечения им необходимого пространства, температурно-влажностного режима, естественной освещенности, вентиляции, защиты от вредных внешних воздействий, возможности контакта с естественной средой.


Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В проекте предусматривалось запрещение проведения: боев животных; зрелищных мероприятий, включающих в себя преследование, умерщвление, наблюдение предсмертной агонии животных, использование для умерщвления животных других животных.

2. В настоящее время в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. В то же время данный Закон распространяет свое действие лишь на диких животных.

Статья 245 УК РФ предусматривает, что жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

При определении понятия жестокого обращения с животными необходимо учитывать, что в целях предотвращения опасности для здоровья и жизни человека (такие проблемы в настоящее время актуальны применительно не только к бродячим, но и к одомашненным животным) вышеназванные ограничения учитываться не могут, применению подлежат не нормы ст. 245 УК РФ в отношении лиц, предотвращающих такого рода опасность, а нормы ст. 1079 ГК РФ об ответственности владельца животного за вред, причиненный источником повышенной опасности.

3. Предъявить требование о принудительном выкупе животного в соответствии с настоящей статьей вправе любое лицо, в том числе юридическое. Лицо, не имеющее возможности выкупа животного, не вправе предъявлять требование, указанное в комментируемой статье. При этом цену, а также другие условия договора купли-продажи независимо от того, определены они соглашением сторон или нет, целесообразно отразить в решении суда.


Статья 242. Реквизиция



Комментарий к статье 242


1. В каждом государстве существуют правовые нормы (правила), которые можно условно разделить на основные, предназначенные для регулирования отношений в повседневных условиях функционирования общества, и резервные, которые начинают действовать только при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени.

Вполне очевидно, что нормы права, применяемые в случаях чрезвычайных ситуаций, являются более строгими с точки зрения реализации прав и свобод, что обусловлено обеспечением защиты интересов общества и государства. При этом дозволенные законом действия органов государственной власти в этом случае могут быть сравнимы, конечно, с определенной долей условности, с действиями лиц, находящихся в состоянии крайней необходимости.

К примеру, наиболее показательно характеризует данную ситуацию ст. 2.7 КоАП, в соответствии с которой не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

2. Предпринимаемые государством в чрезвычайных обстоятельствах меры являются вынужденными и носят временный характер.

Комментируемая статья - одна из немногих норм российского законодательства, рассчитанных на такие обстоятельства, она определяет следующие правовые основания принудительного изъятия у собственников их имущества:

- имущество может быть изъято только при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

- изъятие осуществляется по решению государственных органов в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

- изъятие имущества имеет возмездный характер;

- изъятие имущества по общему правилу ведет к прекращению права собственности.

Такое изъятие имущества считается реквизицией.

3. Термин "реквизиция" имеет латинское происхождение (requisitio), оно означает требование принудительного возмездного изъятия имущества в собственность или во временное пользование и представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Реквизиция применяется не в качестве санкции за совершенное собственником правонарушение, а как чрезвычайная мера в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

Под стихийным бедствием следует понимать событие, возникающее в результате действия природных сил и происходящее помимо воли человека (например, наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т.п.).