Файл: ГК_1_комм_гл13_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 966

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под аварией обычно понимается выход из строя, повреждение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п. во время работы, движения <1>.

--------------------------------

<1> Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. С. 9.


Понятием "эпидемия" обозначают массовое распространение инфекционной болезни людей в какой-либо местности, стране, уровень которого значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости этой болезнью на данной территории в аналогичный период времени.

Эпизоотия означает широкое распространение инфекционной или инвазионной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 1409.


Понятие "иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер" ГК РФ не раскрывает. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1> чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.


Таким образом, основная цель реквизиции - ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.

4. Административный порядок изъятия имущества у собственника обусловлен необходимостью скорейшей реакции со стороны органов государственной власти на чрезвычайные ситуации.

В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, продовольствие и др. При этом квалифицирующим признаком реквизиции является дальнейшее использование имущества при принудительной смене собственника.

Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья не определяет категории собственников изымаемого имущества. Поэтому, поскольку иное не установлено федеральным законом, реквизиция может быть проведена в отношении имущества не только граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований.

5. Комментируемой статьей установлено, что в чрезвычайных ситуациях реквизиция возможна только с выплатой стоимости изымаемого имущества.

В данной статье, в отличие от п. 2 ст. 281 ГК РФ, не конкретизируется порядок определения стоимости такого имущества и фактически оставляется решение данного вопроса на усмотрение соответствующего органа государственной власти, осуществляющего изъятие. Учитывая чрезвычайность соответствующих ситуаций, такой подход вполне обоснован.


Гарантия защиты интересов собственника, утратившего в порядке реквизиции свое имущество, получения справедливой компенсации проявляется в предоставляемом ему праве на оспаривание оценки стоимости соответствующего имущества в суде. Вполне очевидно, что основным критерием для суда при разрешении спора будет являться рыночная стоимость такого имущества.

Кроме того, лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. При этом ГК РФ умалчивает о судьбе ранее выплаченной государством стоимости изъятого имущества, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.

В отличие от ГК РФ Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <1> данный вопрос решен более однозначно. Согласно п. 2 ст. 8 названного Федерального закона при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества и при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом они обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.


6. Необходимо обратить внимание на то, что комментируемая статья, по существу, содержит нормы общего характера и непосредственно устанавливает, что порядок и условия реквизиции имущества у собственника должны определяться федеральным законом.

К примеру, ст. 51 ЗК РФ установлено, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

Таким образом, ЗК РФ, в целом следуя основаниям проведения реквизиции, определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые применяются только для земельных участков. Это прежде всего приоритетное условие о временном изъятии земельного участка. При этом, поскольку реквизиция представлена ЗК РФ как временное изъятие, собственнику земельного участка возмещается не его стоимость, а убытки и выдается документ о реквизиции. Только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка в соответствии с ЗК РФ собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.



Статья 243. Конфискация


Комментарий к статье 243


1. Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие государством имущества у собственника в качестве санкции за правонарушение. По общему правилу конфискация происходит по решению суда, а в случаях, предусмотренных законом, - в административном порядке. Конфискация предусмотрена не только гражданским законодательством, но имеет также публично-правовое значение и упоминается в уголовном, административном, таможенном законодательстве.

Независимо от сферы применения конфискация представляет собой основание прекращения права собственности, для которого характерны следующие признаки:

- конфискация должна осуществляться только на основании судебного решения. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;

- основанием для применения конфискации является правонарушение;

- конфискация распространяется на материальные объекты (например, при незаконном использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности конфискации могут подлежать материальные носители);

- конфискованные предметы переходят в собственность государства.

Так, например, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения предусмотрена ст. 3.7 КоАП и представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих, в соответствии с федеральным законом, возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии с нормами гл. 15.1 УК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму", конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2 - 4 ст. 111, ч. 2 ст. 126 и др. УК РФ, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;


б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. "а" настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

При этом на основании ст. 115 УПК РФ при решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации суд должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

2. Пункт 6 ч. 2 ст. 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности называет конфискацию, которая упоминается в п. 2 ст. 964 Кодекса в качестве основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы.

В комментируемой статье конфискация рассматривается как санкция гражданско-правового характера, которая применяется в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Вопрос о конституционности правовых норм, допускающих возможность конфискации имущества во внесудебном порядке, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем Определении от 14 декабря 2000 г. N 284-О "По жалобе гражданки Аминовой Зинаиды Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьями 156 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и пунктом 2 статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации" КС РФ пришел к выводу, что конфискация может применяться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества, только с вынесением соответствующего судебного решения; предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении конфискации имущества как санкции за правонарушение. Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 243 ГК РФ, не признана неконституционной, поскольку она носит общий характер, является отсылочной и не может применяться непосредственно.

Кроме того, КС РФ признаны конституционными нормы о применении в административном порядке конфискации как превентивной меры, которая "сама по себе не регулирует прекращения права собственности и потому не противоречит Конституции. Но если конфискация применяется как санкция за совершенное правонарушение, то необходимо судебное решение" (Постановления от 20 мая 1997 г. N 8-П <1>, от 11 марта 1998 г. N 8-П <2>, Определение от 13 января 2000 г. N 21-О) <3>. Положение ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса РФ о конфискации в качестве меры административной ответственности (санкции) за предусмотренное данной статьей правонарушение постольку, поскольку оно - во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 365 Таможенного кодекса РФ, закрепляющим полномочие таможенного органа, рассмотрев дело о нарушении таможенных правил, вынести постановление о наложении взыскания, - служит основанием для назначения конфискации без судебного решения, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующее Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3). В другом Определении КС РФ от 10 января 2002 г. N 3-О "По жалобе гражданина Н.Д. Ильченко на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации" КС РФ указал, что предусмотренная разд. X "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" Таможенного кодекса РФ конфискация как мера административной ответственности, во всяком случае, может применяться только в судебном порядке, чем не ограничиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 21. Ст. 2542.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 12. Ст. 1458.

<3> Собрание законодательства РФ. 2000. N 13. Ст. 1427.


По нашему мнению, конфискация как основание принудительного и безвозмездного прекращения права собственности допустима лишь на основании решения суда, что соответствует Конституции РФ.

3. В гражданском праве нормы о конфискации предусмотрены в ст. 169, 179 ГК РФ. Нормы о конфискации применяются в качестве последствия сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), для стороны, имевшей умысел на совершение такой сделки.

Если сделка совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной и если лицо было вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах.

Пункт 5 ст. 1252 ГК РФ допускает в случаях, предусмотренных законом, возможность обращения в доход Российской Федерации оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

Действовавший до 1 января 2008 г. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" презюмировал конфискацию в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ и уничтожение, кроме случаев передачи правообладателю, контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иных орудий совершения правонарушения.

Как правило, имущество, используемое или полученное в результате незаконных сделок, воспроизведения контрафактных экземпляров, изымается на основании норм уголовно-процессуального права. Но в случаях, когда такие последствия не были применены, например нет оснований для возбуждения уголовного дела, применяется юридическая санкция в виде гражданско-правовой конфискации имущества.

В рамках обсуждения Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на то, что институт конфискации в гражданском праве не вполне уместен, поскольку "частное право не обладает в должном объеме инструментарием, необходимым для выполнения указанной функции, поскольку в демократическом правовом государстве наказание может применяться только при доказанности факта содеянного и вины лица, участвовавшего в этом... Кроме того, вызывает проблемы соотношение уголовно-правовой санкции в виде конфискации и предусмотренного в ст. 169 ГК РФ изъятия всего полученного по сделке в доход государства. Например, для изъятия суммы, полученной в качестве взятки, будет предусмотрена санкция и УК РФ, и ГК РФ (ст. 169), поскольку основанием передачи взятки является противонравственный и противоправный договор между взяткодателем и взяткополучателем. По-видимому, оснований для того, чтобы одна и та же сумма взятки взыскивалась с ее получателя дважды, не имеется. Таким образом, санкция, предусмотренная ГК РФ, совпадает с санкцией УК, не имеет самостоятельного значения по сравнению с ней.