Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Проектирование электронных изданий учебного назначения
1.1 История возникновения и понятие электронного издания учебного назначения
1.2 Требования к содержанию ЭИУН
1.3 Программа htm2chm как средство для создания электронных изданий учебного назначения
2. Описание электронного издания учебного назначения «Технология обработки графической информации»
ВВЕДЕНИЕ
В новом тысячелетии общество вступило в информационную эпоху, которая поставила перед образованием новую проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, обеспечить возможности дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий (ИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации остается актуальным на протяжении двух десятилетий.
Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель – обеспечение качества и доступности образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. Это в большей степени связано с разработкой и использованием электронных изданий учебного назначения.
С одной стороны, в ходе информатизации образования высветился ряд проблем, наиболее острой из которых является недостаточное количество специфических средств обучения, к которым относятся, в частности, электронные издания учебного назначения.
С другой стороны, информатизация образования предъявляет к учителю новые требования – умение и готовность самостоятельно разрабатывать электронные издания учебного назначения с учетом условий и особенностей воспитательно-образовательного процесса.
Кроме этого, появляется необходимость структурирования и упорядочения учебно-методического материала преподаваемой дисциплины для оптимизации технологии обучения.
Реализация основных замыслов педагогов в отношении структуры и способа подачи материала значительно упрощается при наличии электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), поскольку позволяет включать отдельные готовые фрагменты в учебный процесс, апробируя их и своевременно внося необходимые коррективы.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. ЭИУН содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивает творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
Достоинствами этих электронных изданий являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных изданий способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала.
В связи с этим, объектом исследования является электронное издание учебного назначения.
Предмет: электронное издание учебного назначения «Технология обработки графической информации»
Цель исследования - создание электронного издания учебного назначения «Технология обработки графической информации» для учащихся 6-7 классов средних общеобразовательных школ.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Структурировать теоретический и практический материал.
Создать электронное издание учебного назначения «Технология обработки графической информации».
Методы исследования: анализ, синтез, структурирование, проектирование, моделирование.
1.Проектирование электронных изданий учебного назначения
1.1 История возникновения и понятие электронного издания учебного назначения
Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации.
Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель»,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко.
Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера во время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».
В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.
Для получения эффективных результатов в своей работе педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс» (англ. case – коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится все более популярным мультимедиа – подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными изданиями учебного назначения []. Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть. При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.
В практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных учебных материалов, таких, например, как: учебные и рабочие программы; планы-графики лекционных и практических занятий; теоретический материал; хрестоматии; энциклопедии и словари; карты, схемы, иллюстрации по их выполнению; темы сочинений, рефератов и т.п.; вопросы и тесты для самопроверки; моделирующие программы для проведения компьютерных экспериментов и деловых игр (с возможным использованием специализированных баз данных); программы для проведения контроля качества обучения и развития обучаемых.
Выделенные характеристики ЭИУН позволили выбрать именно данный вид электронного издания для выполнения проекта.
Требования к электронному изданию учебного назначения.
В первую очередь при проектировании ЭИУН необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы, ЭИУН должно выполнять следующие функции: эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины; стимулировать учебно-познавательную деятельность; обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала; рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);
Но кроме общих требований существуют и специальные, предъявляемые к электронным изданиям учебного типа. Они могут быть условно разбиты на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению.
1.2 Требования к содержанию ЭИУН
Учитывая особую важность с точки зрения содержания ЭИУН должно обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:
достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;
педагогическая состоятельность продукта посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭИУН.
Учитывая особую важность ЭИУН для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:
реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;
особая четкость постановок задач;
подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;
использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.).
Требования к структуре ЭИУН. В современном понимании ЭИУН представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами ИТО. Как система ЭИУН может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств ИТО. В законченном виде ЭИУН как система включает в себя следующие функциональные блоки: информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный; коррекционно-обобщающий.
Информационно-содержательный блок в свою очередь включает два подблока.
Информационный:
общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
сроки изучения данного курса (темы);
график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
формы и время отчетности;
график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
график консультаций.
Содержательный:
учебные планы, учебные и рабочие программы;
учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
развернутые планы семинаров;
список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet;
список тем творческих работ по дисциплине;
методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Формируя информационно-содержательный блок, педагог должен также принять решение о его внутренней структуре, включая относительные пропорции отдельных элементов и взаимосвязи между ними.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:
системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
вопросы для текущего самоконтроля;
вопросы к зачетам и экзаменам;
критерии оценивания.
Программно-информационная составляющая в контрольно-коммуникативном блоке может обеспечивать несколько видов контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый. В ЭИУН возможна реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Так, для самоконтроля и текущего контроля могут использоваться контролирующие программы с обратной связью, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное для него время, в том числе и при работе на локальном компьютере. В этом случае интеграция будет обеспечивать реализацию индивидуальной образовательной траектории в зависимости от результатов текущего контроля качества обучения. А для педагога наиболее приемлем сетевой вариант контролирующих систем, при котором механизмы оценивания могут обеспечивать оптимальную обратную связь между обучаемым и преподавателем.