Файл: ГК_1_комм_гл3_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 900

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.


В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.

Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство.


Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим


Комментарий к статье 44


1. Комментируемая статья устанавливает два основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Первое - явка гражданина, т.е. самостоятельное прибытие лица, признанного безвестно отсутствующим, домой, на работу, в суд, органы внутренних дел и т.п. В данной ситуации гражданин подает заявление в суд.

Второе - обнаружение гражданина. В этом случае заинтересованное лицо подает заявление в суд с указанием, где, когда, кем было обнаружено соответствующее лицо.

2. На основании ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет ранее принятое решение.

3. Комментируемая статья указывает только на одно правовое последствие отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим - отменяется управление имуществом этого гражданина. Однако следует иметь в виду, что сделки, совершенные до отмены решения суда, сохраняют силу. Что касается восстановления брака (если, конечно, он был), то, как следует из ст. 26 СК РФ, брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, если за время отсутствия другой супруг не вступил в новый брак.


С точки зрения налогового законодательства (ст. 51 НК РФ) при принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.


Статья 45. Объявление гражданина умершим


Комментарий к статье 45


1. Комментируемая статья устанавливает случаи, когда с высокой долей вероятности считается, что гражданин умер, но обстоятельства кончины не подтверждены. Юридически такой гражданин может быть объявлен умершим, процедура признания гражданина безвестно отсутствующим регламентируется гл. 30 ГПК РФ.

2. Общий срок для объявления гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, составляет пять лет.

Специальные сроки установлены для случаев, когда гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, которая произошла от определенного несчастного случая, - шесть месяцев, и тогда, когда военнослужащий или иной гражданин пропал без вести в связи с военными действиями - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

По общему правилу днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда. Вместе с тем при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Действующее законодательство по данной категории дел не предусматривает обязанности обращения в органы милиции за розыском лица, хотя такое обращение целесообразно (см. комментарий к ст. 41). Предпринятый органами милиции розыск лица служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте своего жительства (см. также комментарий к ст. 42).

3. На основании ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина умершим подается в суд по месту жительства или нахождения заинтересованного лица (супруг, дети, кредиторы и т.п.). Заявителем по рассматриваемой категории дел может быть любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, по отношению к которому у длительно отсутствующего в месте постоянного проживания гражданина имеются определенные обязательства, вытекающие из гражданских, семейных, жилищных, налоговых, трудовых и других правоотношений. Это прежде всего лица, для которых объявление гражданина умершим является основанием для вступления в наследство и (или) назначения пенсии по случаю потери кормильца.

В ходе рассмотрения дела судья извещает и иных заинтересованных в исходе дела лиц, т.е. тех, на права и обязанности которых может повлиять решение суда (например, при объявлении гражданина умершим по заявлению кредитора пропавшего привлекаются потенциальные наследники).


Согласно ст. 277 ГПК РФ в заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. Доказательствами по рассматриваемой категории дел являются: справка с места жительства гражданина; свидетельские показания, показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей, справки с места работы об отсутствии гражданина, доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из органов внутренних дел, адресных столов); доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения); доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; извещение отдела загса об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица; доказательства наличия правовой цели объявления гражданина умершим.

4. Следует отметить, что в соответствии со ст. 1113 "Открытие наследства" ГК РФ объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Монография Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова "Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003 (издание четвертое, переработанное и дополненное).


<1> См.: Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право: Комментарий законодательства и практика его применения. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 24 - 28.


Статья 46. Последствия явки гражданина, объявленного умершим


Комментарий к статье 46


1. Несмотря на юридическое отождествление последствий факта смерти и объявления гражданина умершим, законодатель устанавливает процедуры и правовые последствия появления гражданина (явки или обнаружения).

Правовые последствия устанавливаются комментируемой статьей, а процедура - ст. 280 ГПК РФ, на основании которой суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Соответственно новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

2. Объявившийся гражданин вправе требовать от любых лиц возврата сохранившегося имущества, которое к ним перешло безвозмездно после объявления этого гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.


Что касается возмездно отчужденного имущества, то объявившийся гражданин вправе его истребовать лишь в тех случаях, когда приобретатель знал о том, что гражданин, объявленный умершим, жив. При этом, если возвратить имущество невозможно, возмещается его стоимость. В соответствии со ст. 303 ГК РФ при истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

3. В случае явки супруга, объявленного в установленном порядке умершим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органами загса по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).


Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния


Комментарий к статье 47


1. Отношения, возникающие по поводу регистрации актов гражданского состояния, регулируются прежде всего ГК РФ (ст. 47). Норм той же направленности немало и в СК РФ.

Очень важное значение в регулировании указанных отношений имеет Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Причем в силу п. 4 комментируемой статьи этот Закон должен:

- указать органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния;

- установить порядок регистрации этих актов;

- определить изменения, восстановления и аннулирования записи актов гражданского состояния;

- указать формы актовых книг и свидетельств;

- определить порядок и сроки актовых книг (см. также ст. 1 Закона об актах гражданского состояния).

На деле вышеназванный Закон содержит большое число регулятивных норм: общие положения (ст. 1 - 13), нормы о государственной регистрации рождения (ст. 14 - 23), о заключении брака (ст. 24 - 30), о расторжении брака (ст. 31 - 38), об усыновлении (удочерении) (ст. 39 - 47), об установлении отцовства (ст. 48 - 57), о перемене фамилии (ст. 58 - 63), о смерти (ст. 64 - 68), правила о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния (ст. 69 - 73), а также о восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния (ст. 74 - 75), устанавливает порядок хранения книг, государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 76 - 77) и, наконец, в него включены заключительные положения (ст. 78 - 80).


2. В комментируемой статье нет определения актов гражданского состояния. Дан их перечень (п. 1). В ст. 3 Закона об актах гражданского состояния воспроизведение этого перечня предваряется указанием на то, что акты гражданского состояния представляют собой действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Названные в п. 1 комментируемой статьи акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации. Однако акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации (п. 3 ст. 3 Закона об актах гражданского состояния).

3. Органы записи актов гражданского состояния образуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если на территории муниципального образования отсутствуют органы загса, то законом субъекта Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований. Однако органы местного самоуправления сельских поселений не могут быть наделены правом регистрировать такие акты, как усыновление (удочерение) и перемена имени.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории России, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории России.

4. Для того чтобы была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, в орган загса должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Так, лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган загса. В этом заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Кроме того, в заявлении должны быть указаны следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, возраст, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить:

- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, состояло в браке ранее;