Файл: ГК_1_комм_Абова_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4742

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.


Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (ч. 4 ст. 31 ЖК).

По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ч. 4 ст. 31 ЖК, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.

Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений ч. 4 ст. 31 ЖК, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные ч. ч. 2 - 4 этой статьи.

Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

3. Нарушения прав членов семьи собственника на жилое помещение могут иметь место по различным основаниям. Например, член семьи собственника жилого помещения призван на действительную срочную службу в армию. В его отсутствие и без его письменного согласия собственник произвел обмен жилого помещения, при котором существенно ущемляются жилищные права этого члена семьи. В этом случае член семьи собственника жилого помещения вправе обратиться в суд с иском о признании обмена недействительным.

4. Поскольку вслед за принятием в 1991 г. Закона о приватизации жилых помещений не было принято закона об отчуждении приватизированного жилья, который юридически четко и строго регулировал бы все сделки с жильем, на практике выявились многочисленные злоупотребления и нарушения собственниками квартир жилищных прав проживающих с ними несовершеннолетних детей. Продавая приватизированные квартиры, собственники (как правило, алкоголики) нередко не указывали проживающих в них детей, в результате чего дети лишались жилой площади и оказывались на улице. Так, прокурор одного только района Москвы выявил 3000 договоров о передаче жилья в собственность, куда не были включены прописанные на площади дети. Вопрос этот приобретал масштабы социального бедствия. Появились даже детские приюты для жертв квартирных афер, один из них функционирует в подмосковном Зеленограде. Поэтому необходимым и своевременным представляется установленное законом правило о том, что отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства. В случае совершения соответствующей сделки с нарушением указанного требования органы опеки и попечительства вправе предъявить в суд иск о признании такой сделки недействительной.



Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение


Комментарий к статье 293


1. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники жилых помещений обязаны: обеспечивать сохранность жилых помещений; бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства; соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности; соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт.

К капитальному ремонту относятся: замена вследствие нормального износа основных конструкций дома, дверей, окон, полов, перекладка печей, ремонт центрального отопления, водопровода, канализации, ванного оборудования и мусоропровода. Этот перечень не является исчерпывающим. К капитальному ремонту, лежащему на обязанности собственника, относится также ремонт газооборудования в квартире, кухонной плиты, электрической проводки до ввода в квартиру.

К текущему ремонту жилых помещений и мест общего пользования в квартирах относятся: побелка потолков, окраска стен или оклейка обоями, окраска полов и дверей, оконных переплетов с внутренней стороны, окраска подоконников, вставка стекол, замена оконных и дверных приборов, ремонт электропроводки от ввода в квартиру.

Переоборудование и перепланировка жилых помещений и мест общего пользования, перестановка отопительных и санитарно-технических приборов могут производиться только с письменного разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Если против перепланировки и переоборудования выступают остальные соседи, заинтересованное лицо может обратиться по этому вопросу с иском в суд. Суд при рассмотрении иска исходит из того, что улучшение жилищных условий одного собственника не может произойти за счет ухудшения жилищных условий других собственников. Например, если при ремонте квартиры собственник увеличил занимаемое помещение за счет коридора общего пользования путем перестановки перегородки, в результате чего остальные соседи лишились части коридора, суд обяжет его установить перегородку на прежнее место.

Категорически запрещается переоборудовать под жилые помещения используемые ванные и душевые комнаты, застраивать пожарные проходы, вторые (черные) лестничные клетки, застраивать в домах коридорного типа торцовые (световые) части коридоров, а также переоборудовать под жилые помещения террасы, веранды и лоджии, если это не вызвано изменением архитектурного оформления фасада всего здания.


2. При нарушении этих правил орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник жилья не выполняет предписание органа местного самоуправления, последний может обратиться с иском в суд, который принимает решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (в ред. от 13.10.1997) <1>. Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в частности обеспечением прав и законных интересов граждан и государства. Государственная жилищная инспекция наделена широкими полномочиями. В частности, она осуществляет контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566; 1995. N 10. Ст. 894; 1997. N 42. Ст. 4788.


Органы государственной жилищной инспекции имеют право: давать предписания собственникам жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных в процессе проверки нарушений; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с КоАП; применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков.


Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО

ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Статья 294. Право хозяйственного ведения


Комментарий к статье 294


1. Право хозяйственного ведения имуществом является вещным правом, производным от права государственной или права муниципальной собственности на данное имущество. Входящие в его содержание права владения, пользования и распоряжения (а не просто владение, пользование и распоряжение, как неточно обозначено в комментируемой статье), по своему названию идентичные соответствующим правам, принадлежащим собственнику, имеют иное, более ограниченное по заложенным в них возможностям, юридическое значение по сравнению с правами собственника. Оно определяется с учетом ст. ст. 295 и 299 ГК. Обладатели права государственной и муниципальной собственности не вправе вносить изменения в содержание права хозяйственного ведения. Это можно сделать только путем принятия федерального закона с одновременным внесением изменений в ГК.


Обладателями права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, сохранившиеся в результате проведения в 1994 г. реформы государственных предприятий. В законе и других нормативных правовых актах допускается создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий и закрепление за ними государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.


Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении


Комментарий к статье 295


1. В комментируемой статье содержится исчерпывающий перечень прав собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. С юридической точки зрения, более правильным было бы говорить о правах собственника по отношению к предприятию как к субъекту права, за которым закреплено данное имущество, а не о правах к имуществу как таковому. Указанные права собственника устанавливают границы, в рамках которых предприятие может осуществлять право хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущества.

В п. 1 комментируемой статьи устанавливается перечень наиболее важных прав, осуществляемых собственником самостоятельно в инициативном порядке. В их число входят права, связанные с: 1) созданием предприятия, 2) определением предмета и целей его деятельности, 3) его реорганизацией и ликвидацией, 4) назначением директора (руководителя) предприятия, 5) осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, и 6) право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Более полный перечень прав, осуществляемых собственником в отношении унитарного предприятия, за которым закреплено право хозяйственного ведения на государственное или муниципальное имущество, содержится в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях.

2. В п. 2 комментируемой статьи устанавливается разрешительная система в отношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых предприятием. В число этих сделок прежде всего входят: продажа недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения предприятию, сдача его в аренду, обременение залогом, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Разрешения на совершение указанных сделок федеральными унитарными предприятиями выдаются Минимуществом России, а наиболее важных и крупных сделок - Правительством РФ. Разрешения на совершение указанных сделок государственными унитарными предприятиями субъектов РФ даются Правительством РФ и уполномоченными им государственными органами, муниципальными предприятиями - органами местного самоуправления.

3. В отношении распоряжения движимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, а также производимой им продукцией никаких ограничений не существует, за исключением случаев, специально оговоренных законом или иными нормативными правовыми актами. Так, согласно ст. 18 Закона об унитарных предприятиях совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иными обременениями, уступкой требований, переводом долга и заключением договоров простого товарищества государственными муниципальными предприятиями, требует согласия собственника.



Статья 296. Право оперативного управления


Комментарий к статье 296


1. Право оперативного управления имуществом является производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограниченны по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника и назначения имущества. В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК) и учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК). В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций ГК вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297) и учреждением (ст. 298).

2. В ГК нет общей нормы о правах собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, наподобие той, которая относится к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении (ст. 295). Предполагается, что положения, содержащиеся в п. п. 1 и 2 ст. 295, без необходимости их повторного включения в ГК, полностью распространяются и на право оперативного управления. Законодатель пошел дальше. Он, в частности, предоставил право собственнику в одностороннем порядке изымать у казенного предприятия и учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.


Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия


Комментарий к статье 297


1. В п. 1 комментируемой статьи содержится норма, устанавливающая, что все имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, может отчуждаться или иным образом передаваться казенным предприятием другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т.п.) лишь с согласия собственника этого имущества.

Реализация производимой казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так, согласно п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

2. Порядок распределения и использования доходов (прибыли) казенного предприятия определяется в уставе предприятия (п. 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). При этом распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 указанного Закона).