ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4710
Скачиваний: 2
Несовершеннолетний, который приобрел дееспособность в полном объеме по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 21 или ст. 27 ГК, не может быть ограничен или лишен права распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
Перечисленные нововведения свидетельствуют об усилении гарантий охраны прав несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статья 27. Эмансипация
Комментарий к статье 27
1. Комментируемая статья является новеллой ГК.
До принятия нового ГК гражданскому законодательству было известно единственное основание приобретения дееспособности в полном объеме несовершеннолетним: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретал дееспособность в полном объеме с момента регистрации брака.
Эмансипация стала еще одним основанием приобретения дееспособности в полном объеме до наступления совершеннолетия.
Несовершеннолетний, претендующий на эмансипацию, должен, во-первых, достичь 16 лет и, во-вторых, либо работать по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время наличие обоих перечисленных условий не решает вопрос о дееспособности автоматически, как это происходит при вступлении несовершеннолетнего в брак, когда с момента регистрации брака он становится полностью дееспособным автоматически.
Законом предусмотрены административный и судебный порядок эмансипации в зависимости от наличия согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда. Получение согласия лишь одного родителя или усыновителя при несогласии второго делает возможной эмансипацию только в судебном порядке.
Из текста комментируемой статьи не ясно, кто может обращаться с ходатайством (заявлением) об эмансипации. Вероятно, это может быть сам несовершеннолетний или его законные представители, если эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства. Если же вопрос об эмансипации решается в судебном порядке, то заявителем может выступить только сам несовершеннолетний.
2. Эмансипация не является основанием для вступления в брак. Брачная дееспособность представляет собой самостоятельную разновидность дееспособности, которая приобретается по достижении определенного законом возраста, а именно 18 лет. При вступлении в брак до достижения брачного возраста в любом случае необходимо соблюдение установленного законом порядка (см. ст. 13 СК).
3. Несовершеннолетний, объявленный эмансипированным в соответствии со ст. 27 ГК, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет гражданские обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законодательством установлен возрастной ценз, например ст. 13 Закона об оружии, ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1> (см. п. 16 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
4. Объявление об эмансипации несовершеннолетнего является основанием для прекращения действия решения суда, вынесенного ранее, о взыскании алиментов в пользу этого несовершеннолетнего (ст. 120 СК).
5. Эмансипированный несовершеннолетний самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с гл. 25 ГК, а также несет полную ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (п. 3 ст. 1074 ГК).
6. В комментируемой статье не предусматривается возможность отмены или лишения эмансипации. Став полноправным участником гражданского оборота, эмансипированный несовершеннолетний сохраняет дееспособность в полном объеме независимо от каких-либо обстоятельств (прекращения трудовых отношений или предпринимательской деятельности).
Статья 28. Дееспособность малолетних
Комментарий к статье 28
1. Верхний предельный возраст малолетних по сравнению с ГК РСФСР (ст. 14) снижен на 1 год.
2. Основным отличием дееспособности малолетних от дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет является отсутствие у первых способности самостоятельно совершать сделки (сделкоспособности).
Все сделки, за исключением специально оговоренных в законе, могут совершать от имени малолетних только их законные представители (родители, усыновители, опекуны). К сделкам законных представителей с имуществом малолетнего применяются те же правила, которые действуют в отношении опекунов при распоряжении имуществом подопечного. Так, законные представители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества малолетнего, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих малолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества малолетнего. Помимо этого, законные представители, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с малолетними, за исключением передачи имущества малолетнему в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять малолетнего при заключении сделок и ведении судебных дел между малолетним и супругом законного представителя и их близкими родственниками (см. п. п. 2, 3 ст. 37 и коммент. к ним).
3. Прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, не допускается (п. 8 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения).
4. Некоторые специально оговоренные законом сделки, перечень которых дан в п. 2 комментируемой статьи, могут самостоятельно совершать не все малолетние, а лишь в возрасте от 6 до 14 лет (далее см. п. 2 коммент. к ст. 26).
5. В отличие от сделок несовершеннолетних от 14 до 18 лет, которые при несоблюдении установленного законом порядка являются оспоримыми, сделки малолетних по общему правилу являются ничтожными (п. 1 ст. 172 ГК). К таким сделкам применяются правила, предусмотренные абз. 2, 3 п. 1 ст. 171 ГК. Исключением является сделка, хотя и не соответствующая закону, но совершенная к выгоде малолетнего. Такая сделка может быть признана судом действительной по требованию законных представителей малолетнего.
Правила ст. 172 ГК не распространяются на мелкие бытовые сделки и другие сделки малолетних, которые они вправе совершать самостоятельно в соответствии со ст. 28 ГК.
6. Статьей 2 Закона о приватизации жилищного фонда определено, что жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей) опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.
При этом в случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение администрация указанного учреждения, родители (усыновители) либо опекун над его имуществом, если таковой назначен, обязаны в течение 6 месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего.
Оформление договоров передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, производится за счет средств местных бюджетов (ч. 4 ст. 2 указанного Закона).
7. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по тем, которые он имеет право совершать самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Порядок наступления такой ответственности определен в гл. 25 ГК.
8. Малолетние полностью неделиктоспособны. За причиненный ими вред отвечают их законные представители, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1 ст. 1073 ГК).
Если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора (п. 3 ст. 1073 ГК).
9. Суд может наложить ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, на лишенного родительских прав родителя этого несовершеннолетнего, если вред был причинен в течение 3 лет после лишения родителя родительских прав и если поведение несовершеннолетнего, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК).
Статья 29. Признание гражданина недееспособным
Комментарий к статье 29
1. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что психическое расстройство является основанием для признания гражданина недееспособным и в том случае, когда он хотя и понимает значение своих действий, но не может руководить ими.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 22.08.2004) <1> ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<1> Ведомости. 1992. N 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для предоставления ему льгот, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами (ч. 3 ст. 20 указанного Закона).
3. Признание гражданина недееспособным осуществляется только в судебном порядке, что является гарантией охраны его прав. Дело о признании недееспособным рассматривается судом с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. В случае необходимости и возможности присутствовать по состоянию здоровья в судебное заседание вызывается и этот гражданин (Постановление Президиума Московского городского суда от 22.04.1979 <1>).
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1979. N 6.
Суд выносит решение о признании гражданина недееспособным на основании судебно-психиатрической экспертизы. В свою очередь, решение суда о признании недееспособным является основанием для назначения над этим гражданином опеки (см. ст. 32 ГК и коммент. к ней, ст. 286 ГПК). Опекун действует от имени признанного недееспособным гражданина и является его законным представителем.
4. В случае, когда гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, но не признанным в установленном законом порядке недееспособным, совершена сделка, в отношении этой сделки действуют правила, предусмотренные ст. 177 ГК. Такая сделка может быть признана недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Если же впоследствии этот гражданин будет признан недееспособным, то сделка, совершенная им ранее, может быть признана недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. И в том и в другом случае по отношению к таким сделкам применяются правила, предусмотренные абз. 2, 3 п. 1 ст. 171 ГК.
5. Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным, является ничтожной и влечет за собой последствия, предусмотренные абз. 2, 3 п. 1 ст. 171 ГК.
Лишь в интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть признана судом действительной по требованию его опекуна и при условии, что она совершена к выгоде этого гражданина (п. 2 ст. 171 ГК).
6. Признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства является основанием для беспрепятственного расторжения брака с ним через органы загса вторым супругом в одностороннем порядке (см. ст. 19 СК; ст. 31 Закона об актах гражданского состояния).
7. Восстановление дееспособности и отмена опеки над гражданином, излечившимся от психического расстройства или значительно улучшившим состояние здоровья, производятся в судебном порядке.
Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина
Комментарий к статье 30
1. Злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, являющееся основанием для ограничения дееспособности гражданина, представляет собой такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично. При этом необходимо учитывать, что закон не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 04.05.1990 N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами" (в ред. от 25.10.1996) <1>).
--------------------------------
<1> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961 - 1993. М.: Юридическая литература, 1994; БВС РФ. 1997. N 1.
2. Основанием ограничения дееспособности гражданина в комментируемой статье является наличие сложного юридического состава: злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами и тяжелое в связи с этим материальное положение семьи. Для ограничения дееспособности необходимы оба перечисленных условия, а также наличие между ними причинной связи. Тяжелое материальное положение, в котором оказалась семья гражданина, вызванное иной причиной, не является основанием для ограничения его дееспособности в порядке, предусмотренном ст. 30 ГК. С другой стороны, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности наличие заработка и иных доходов у других членов семьи, поскольку, ограничивая дееспособность гражданина, закон защищает не только интересы семьи, но и имущественные интересы и здоровье самого гражданина.