ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4695
Скачиваний: 2
4. Пункт 3 комментируемой статьи указывает, что нормы, устанавливающие сроки для осуществления процедуры по заключению договора в обязательном порядке, носят диспозитивный характер. Правила о сроках, предусмотренные п. п. 1, 2 комментируемой статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
5. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность заинтересованной стороны добиться принудительного заключения договора, если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения. В этом случае другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Правила возмещения убытков предусмотрены ст. 15 ГК. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 393 ГК при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в день добровольного удовлетворения должником требований кредитора либо в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
Статья 446. Преддоговорные споры
Комментарий к статье 446
При недостижении сторонами соглашения по существенным условиям договора и после того, как принятые сторонами меры по разрешению возникших разногласий оказались безуспешными, разногласия, возникающие между сторонами при его заключении, возможно передать на рассмотрение суда, арбитражного суда, третейского суда. Понятие "разногласия" может означать либо несовпадение предложенных контрагентами содержания или формулировок условий договора, либо уклонение одним из них от его заключения.
В этой связи заслуживает внимания доктринальное толкование комментируемого положения, в соответствии с которым преддоговорный спор, связанный с уклонением от заключения договора, может возбудить любая сторона, а с его содержанием - только та, которая выступила с предложением заключить договор и не согласилась с позицией контрагента в составленном им протоколе разногласий.
Споры по заявлениям о понуждении заключить договор и о разногласиях по условиям договора подлежат судебному рассмотрению: если заключение договора носит односторонне обязательный характер (см. ст. 445 ГК) в соответствии с законом или иным правовым актом или в силу положения предварительного договора; когда у одной из сторон в силу закона или иного правового акта есть право требовать заключения договора; когда между сторонами достигнуто соглашение о передаче спора на рассмотрение суда (арбитражная оговорка).
В данном случае представляет интерес позиция доктрины по преддоговорным спорам. В соответствии с ней юридические и физические лица, возбуждающие спор, не состоят в договорных обязательствах, так как договор еще не заключен. Но неправильно думать, что их вообще не связывают какие-либо гражданские правоотношения, ибо при отсутствии последних не мог бы быть возбужден и гражданский спор. В действительности гражданские правоотношения между сторонами существуют. Они порождаются либо прямыми указаниями закона, обязывающими заключить договор, либо теми предусмотренными законом юридическими фактами, которые управомочивают одну из сторон требовать заключения договора от другой стороны, либо заключенным самими сторонами соглашением вступить в договорные отношения на определенных судом условиях. Выполнение этих обязанностей, а также осуществление соответствующих им правомочий обеспечиваются передачей дела на разрешение суда. При этом разрешается спор, возникший не из заключенного договора, а в процессе его заключения.
Статья 447. Заключение договора на торгах
Комментарий к статье 447
1. Правила ГК о заключении договора в результате торгов и порядке организации и проведения последних являются новеллами.
Правовые нормы о торгах широко представлены в специальном, в том числе приватизационном, законодательстве.
К нему относятся: Закон о приватизации; Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО на специализированном аукционе и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 (в ред. от 04.10.2005) <1> и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3229; N 46. Ст. 4589; 2005. N 41. Ст. 4145.
Отношения, регулируемые комментируемыми нормами, не ограничиваются сферой приватизации.
Большое значение имеют также нормы ЛК, Законов о разделе продукции, конкурсах, о поставках, о банкротстве, о недрах; Приказа Рослесхоза от 14.04.2005 N 97 "Об утверждении Порядка проведения лесных аукционов" <1> и др.
--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 24.
2. В п. 1 комментируемой статьи указывается, что гражданско-правовой договор может быть заключен в результате проведения торгов. На них могут быть выставлены такие виды объектов гражданских прав, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права.
В комментируемой статье делается оговорка, что выбор для заключения договора такого способа, как торги, ограничен содержательным условием: если он не вступает в противоречие с существом договорного обязательства. Однако ГК не раскрывает данной позиции, оставляя возможность для ее произвольного толкования.
Контрагентом названного договора становится лицо, выигравшее торги. Так, право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Именно с ним заключается договор купли-продажи государственного или муниципального имущества.
В то же время существует ряд исключений из этого правила. При проведении конкурса при равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
В качестве вещи может выступать любой движимый или недвижимый материальный объект, если иное не оговорено в законе. Так, например, по Закону о разделе продукции - это минеральное сырье, поиск, разведка и добыча которого может осуществляться на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ. Закон о приватизации предусматривает продажу на аукционе имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий (ст. 13).
Исключения из названного правила должны быть оговорены в законе. Например, из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (ст. 131). Имущественное право может быть предметом торгов. В соответствии со ст. 43 ЛК участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до 1 года по результатам лесного аукциона. Посредством аукционов реализуются на внутреннем рынке из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ необработанные природные алмазы специальных размеров массой 10,8 карата и более в соответствии с Приказом Минфина России от 05.06.2001 N 42н <1>. Предметом такого аукциона является право на заключение договора купли-продажи алмазов специальных размеров.
--------------------------------
<1> БНА. 2001. N 30.
3. Комментируемая статья называет две основные формы, в которых осуществляются торги, - это аукцион или конкурс. При аукционной форме торгов имущество или право на имущество передается физическому или юридическому лицу, предложившему наивысшую цену. Это лицо признается выигравшим торги на аукционе.
По смыслу Закона о конкурсах, конкурс - это способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта.
В Законе о приватизации (ст. 13) в числе способов приватизации названы: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций ОАО на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество (ст. 18).
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию (ст. 19).
На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия (ст. 20).
4. Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация, например государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса (см. Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").
В соответствии с Положением о порядке проведения лесных аукционов, организатором лесного аукциона на уровне субъекта РФ является орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ, а на уровне района - лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. Организатор лесного аукциона осуществляет всю организационную и техническую работу по проведению лесных аукционов.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.03.2001 N 233 "Об утверждении Правил реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более" (в ред. от 08.05.2002) <1> организатором аукциона является Минфин России, который по согласованию с МАП России определяет порядок его проведения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1365; 2002. N 20. Ст. 1859.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает норму, действие которой распространяется на случаи, когда заключение договоров о продаже вещи или имущественного права осуществляется только путем проведения торгов: такие случаи должны быть прямо названы в ГК или ином законе.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001) <1> перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
В ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что продажа предприятия-должника осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено этим Законом.
5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Это соответствует положению ст. 18 Закона о приватизации, устанавливающей, что аукцион по продаже государственного или муниципального имущества, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
В соответствии с Законом о разделе продукции, если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора, соглашение может быть заключено с данным инвестором, принявшим участие в этом конкурсе или в аукционе, на условиях конкурса или аукциона.
Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что правила организации торгов и порядок их проведения, предусмотренные ГК (ст. ст. 448 и 449), применяются и к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, например если речь идет о процедуре ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемой по решению арбитражного суда, а также во всех иных случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. Названные положения ГК корреспондируют со ст. ст. 54 и 63 Закона об исполнительном производстве, которые устанавливают, что продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Порядок проведения торгов определяется ГК.
Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
Комментарий к статье 448
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что порядок проведения торгов может быть двояким: могут проводиться как открытые, так и закрытые аукционы и конкурсы. Они различаются по кругу лиц, которые могут принять участие в торгах: это могут быть любые лица или специально приглашенные на торги.
Закон о конкурсах называет виды конкурсов, посредством которых организатор конкурса осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Они включают: открытые и закрытые конкурсы (в том числе двухэтапные). Наиболее предпочтительным, по смыслу данного закона, является открытый конкурс.
Организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в случаях, если:
- предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;
- технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).
Закон о банкротстве предусматривает, что продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Однако в случае, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (ст. 110).