ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4693
Скачиваний: 2
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье формулируются основные начала (принципы) гражданского законодательства, закрепляется принцип свободы в приобретении и осуществлении субъективных гражданских прав гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, воспроизводятся конституционные гарантии единства экономического пространства в Российской Федерации.
Излагаемые в статье основные начала (принципы) и гарантии придают гражданскому законодательству новые качественные характеристики, позволяющие считать ГК кодексом российского общества эпохи перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
2. В п. 1 комментируемой статьи приводится перечень основных начал (принципов) гражданского законодательства.
2.1. Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении.
2.2. Неприкосновенность собственности означает обеспечение возможности собственнику спокойно осуществлять все имеющиеся у него правомочия в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным устранением всех других лиц от неправомерного доступа к имуществу и какого-либо вмешательства в его деятельность как собственника.
2.3. Понятие свободы договора раскрывается в п. 2 комментируемой статьи как право граждан и юридических лиц свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Дополнительная характеристика свободы договора дается в ст. 421 ГК. С понятием свободы договора связано и понятие диспозитивных норм, широко применяемых в гражданском законодательстве (п. 4 ст. 421). Понятие свободы договора, содержащееся в указанных статьях, распространяется лишь на стадию заключения договоров. Применительно к отдельным видам договоров (поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом) оно может также действовать и при прекращении договоров.
2.4. В содержании принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела ключевым является понятие частного дела как деятельности гражданина или юридического лица (как частного лица), основанной на частном интересе в сфере применения частного, а не публичного права. Это может быть и частнопредпринимательская деятельность, и частная жизнь гражданина, и вообще все то, что находится за пределами государственной, политической и иной публичной деятельности, преследующей общественные интересы. Частное дело гражданина или юридического лица должно быть защищено законом от произвольного вмешательства в него со стороны любого лица и государства. Разумеется, степень закрытости предполагается различной в зависимости от характера частного дела. Одна степень защиты будет, например, применяться при сохранении неприкосновенности частной жизни гражданина, другая - при занятии, например, розничной торговлей на улице города.
2.5. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав является краеугольным камнем и условием функционирования гражданского законодательства. В конечном счете это вопрос о существовании в стране общего режима законности и правового государства.
2.6. Прямым продолжением принципа, изложенного выше в п. 2.5, служит принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.
Ни одно из вышеперечисленных начал (принципов) гражданского законодательства не имеет абсолютного характера. Все они подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще всего фактического порядка. Главная ценность данных начал (принципов) состоит в том, что в своей совокупности они формируют гражданское законодательство как целостное системное образование демократического типа, способное наиболее эффективным образом регулировать имущественные и неимущественные отношения во вновь создаваемом в России обществе. Впрочем, в ряде случаев основные начала гражданского законодательства могут служить и непосредственным источником при определении прав и обязанностей сторон в конкретных правоотношениях, например при использовании аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).
3. В п. 2 комментируемой статьи закрепляется принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении гражданских прав, предусмотренных законодательством. При этом понятия "своей воли", "автономии воли" и "в своем интересе" определяют общее направление в действии данного принципа на стадии применения гражданского законодательства. Разумеется, их нельзя толковать буквально, поскольку возможны случаи, когда гражданские права приобретаются и осуществляются "не своей волей" (например, действиями опекунов в отношении несовершеннолетних) и "не в своем интересе", а в интересах других лиц, общества и государства.
В абз. 2 п. 2 говорится о возможности ограничения гражданских прав на основании федерального закона в указанных в нем случаях. При этом дословно воспроизводится содержание п. 3 ст. 55 Конституции.
4. В п. 3 комментируемой статьи воспроизводится положение ст. 8 Конституции о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ как необходимом атрибуте единства экономического пространства страны.
Содержащееся в абз. 2 п. 3 дополнение о возможности введения ограничений на перемещение товаров и услуг может быть реализовано лишь в порядке осуществления государством властных полномочий путем принятия федерального закона, имеющего своей целью обеспечение безопасности общества и государства, защиту жизни и здоровья людей, охрану природы и культурных ценностей.
Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Комментарий к статье 2
1. В комментируемой статье определяются виды общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. С учетом особенностей объектов данных отношений и правового положения участников гражданского оборота дается правовая характеристика отдельных видов отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства.
2. Различаются три вида отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные отношения, связанные с ними личные неимущественные отношения и отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права и свободы человека, а также другие нематериальные блага.
Среди указанных отношений доминирующее положение занимают имущественные отношения, функционирующие в сфере экономики (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи). Их основным объектом является имущество, выступающее или могущее выступать в качестве товара в товарно-денежном обороте. В связи с переходом к рыночной экономике происходит постоянное распространение имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, на новые категории имуществ. В их число уже сегодня входят, в частности, земля, другие природные ресурсы, многоэтажные жилые дома, иные жилые помещения, ставшие товаром.
К имущественным отношениям могут примыкать организационные отношения, входящие в предмет гражданского права. Наибольшее распространение они получили в сфере перевозки грузов (ст. 789 ГК).
Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи), чаще всего возникают по поводу права авторства, права на имя и других личных неимущественных прав на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, личных неимущественных прав исполнителей произведений литературы и искусства. Объектами данных отношений служат права, не имеющие экономического содержания и не поддающиеся прямой денежной оценке. Но обладатели этих прав в то же самое время имеют имущественные права, прежде всего право на исключительное использование результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим они могут извлекать материальные выгоды и получать доходы на основе параллельно создаваемых имущественных отношений.
Отдельную разновидность составляют отношения по защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (п. 2). Данные отношения непосредственно не связаны с имущественными отношениями, хотя при нарушении соответствующих прав, свобод и благ наряду с другими мерами может применяться денежная компенсация причиненного их обладателям морального вреда. ГК стоит на позициях открытого перечня прав, свобод и других нематериальных благ, защищаемых гражданским законодательством, что значительно расширяет сферу его применения.
3. В структуре отношений, регулируемых гражданским законодательством, особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, когда один из участников отношений является предпринимателем (абз. 3 п. 1). При определении предпринимательской деятельности законодатель пользуется двумя критериями, имеющими конститутивное значение. Во-первых, такая деятельность должна осуществляться на риск предпринимателя и иметь своей целью систематическое получение прибыли. Во-вторых, она должна проводиться только физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, наряду с общими нормами регулируются специальными правовыми нормами, содержащимися в ГК (ст. ст. 5, 23, 25, 401 и др.) и изданных в развитие ГК законах.
4. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи содержатся признаки имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Данные признаки позволяют индивидуализировать и соответственно отграничить указанные отношения от имущественных и неимущественных отношений, подпадающих под действие законодательства других отраслей права: трудового, семейного, административного, земельного, природоресурсного и т.п. К таким признакам относятся равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (о "равенстве" и "автономии воли" ("своей волей") см. коммент. к ст. 1). Под "имущественной самостоятельностью участников" необходимо понимать определенную степень обособленности имеющегося у них имущества, позволяющую в допустимых законом пределах распоряжаться им и нести самостоятельную имущественную ответственность. Чаще всего имущественная обособленность выражается в наличии у участников отношений права собственности или иного вещного права на имущество (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения). Гражданское законодательство регулирует так называемые внешние отношения между участниками (субъектами) гражданского права. Имущественные и иные отношения, возникающие между членами организаций внутри юридических лиц, основанные на применении наемного труда, как правило, регулируются традиционно нормами трудового права, при условии, что в законе или учредительном договоре не содержится прямой отсылки к гражданскому законодательству. Так, отношения между работодателями и работниками по использованию наемного труда в организациях регулируются нормами трудового, а не гражданского законодательства, внутренние отношения, связанные с участием акционеров, партнеров, членов в деятельности коммерческих и отдельных видов некоммерческих организаций, подпадают в соответствии с нормами ГК под действие гражданского законодательства. Распространение действия гражданского законодательства на внутренние отношения, складывающиеся внутри указанных организаций, придает гражданскому праву Российской Федерации новые черты.
5. Помимо определения видов отношений, регулируемых гражданским законодательством, в тексте статьи содержатся положения, относящиеся к правовому статусу участников гражданского оборота и общей характеристике основных категорий гражданских правоотношений.
Понятие гражданского оборота, употребляемое в п. 1 комментируемой статьи, включает в себя сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках возникающих между их участниками гражданских правоотношений. За пределами гражданского оборота находятся отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права, свободы и другие нематериальные блага. Что касается участников (субъектов) гражданских правоотношений, то ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи). Допускается также участие в гражданских правоотношениях на началах предоставления национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 комментируемой статьи).
В п. 1 комментируемой статьи достаточно четко просматриваются три категории гражданских правоотношений, выделяемых законодателем: правоотношения, касающиеся права собственности и других вещных прав; правоотношения, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (сюда же следует отнести правоотношения о неотчуждаемых правах, свободах и других нематериальных благах); обязательственные правоотношения. К ним следует добавить и четвертую категорию гражданских правоотношений, приобретающую в настоящее время важное значение, - это информационные правоотношения.
6. Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой стороне, т.е. к отношениям, в которых начала юридического равенства между сторонами отсутствуют. Это сфера административного и иных публичных отраслей права.
Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права
Комментарий к статье 3
1. В системе источников гражданского права положения комментируемой статьи имеют ключевое значение. Они определяют юридическую природу и иерархию нормативных актов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК.
2. В п. 1 комментируемой статьи воспроизводится норма п. "о" ст. 71 Конституции, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К таковым относятся: 1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в" ст. 72); 2) жилищное законодательство (п. "к" ст. 72). Так, в п. 1 ст. 4 Закона о недрах компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях включает принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах.
Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Важно, чтобы законы и иные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 76 Конституции). В случае их противоречия федеральным законам будет действовать федеральный закон.
Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ. Так, вряд ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся специфических местных услуг или товаров национального характера, оказываемых или производимых на территории отдельного национального округа.