ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4780
Скачиваний: 2
Указанные вещные права на чужое имущество имеют одну примечательную особенность. Будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Свидетельством тому служат положения, предусмотренные п. п. 3 и 4 комментируемой статьи.
Безусловным основанием прекращения всех вещных прав служит гибель имущества, являющегося объектом права собственности и соответствующего вещного права, предусмотренного в комментируемой статье. Все другие основания прекращения вещных прав на имущество строго индивидуализированы с учетом особенностей каждого вещного права, существующего параллельно с правом собственности.
3. В комментируемой статье не дается исчерпывающий перечень вещных прав. Среди названных в ней вещных прав отсутствуют так называемые придаточные вещные права, служащие обеспечением к правам кредитора в обязательственном правоотношении. Речь прежде всего идет об ипотеке.
Согласно нормотворческой практике, принятой в зарубежных странах, гражданское право которых основано на традициях римского права, вещные права должны предусматриваться законом. К сожалению, в ГК решение этого вопроса осталось открытым. Представляется целесообразным и в российском гражданском праве, по аналогии с тем, что действующие вещные права предусмотрены ГК, а не иным нормативным правовым актом, новые вещные права, если такая потребность возникнет, вводить только законом. При этом не требуется внесение изменений и дополнений в ГК. Оговорка, содержащаяся в п. 1 комментируемой статьи, - "в частности", дает право Федеральному Собранию РФ предусматривать новые вещные права отдельным законом. Подзаконными нормативными актами, равным образом, как и доктриной, такие права вводиться не могут.
Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества
Комментарий к статье 217
1. Под приватизацией в данном случае понимается переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Точнее было бы говорить о переходе государственного и муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц. В Законе о приватизации специально оговорено, что в качестве покупателей приватизируемого имущества не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных органов превышает 25%.
Приватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом понятие порядка приватизации имущества трактуется достаточно широко. Оно включает в себя также право Российской Федерации на определение органов государственной власти (в том числе и в субъектах РФ) и местного самоуправления, правомочных принимать решения о приватизации государственного и муниципального имущества, а также видов имущества, подлежащего приватизации.
Общего закона о приватизации государственного и муниципального имущества не существует. Приватизация проводится по следующим основным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий, приватизация земельных участков, приватизация жилья и иных объектов социального, научного и культурного назначения. По ряду из указанных направлений были приняты законы, например Закон о приватизации жилищного фонда. Но в большинстве процесс приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время впредь до принятия соответствующих законов регулируется указами Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 "Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (в ред. от 25.11.2003) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; N 28. Ст. 3418; 1998. N 16. Ст. 1832; 1999. N 5. Ст. 651; 2003. N 13. Ст. 1229; N 48. Ст. 4659.
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма отсылочного характера, согласно которой при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и лишь при отсутствии таковых нормы ГК.
Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Статья 218. Основания приобретения права собственности
Комментарий к статье 218
1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи посвящен, если можно так выразиться, классическому случаю создания новой вещи. Новая вещь создается обычно из материала, который принадлежит создающему, и путем использования иного имущества, также принадлежащего создающему. Правда, текст закона не упоминает ни о материале, ни об имуществе. Однако сопоставление этого правила с нормой, содержащейся в абз. 2 того же пункта, а также с правилом п. 1 ст. 220 ГК показывает, что в данном случае и материал, из которого создается новая вещь, и имущество, используемое для ее создания, принадлежат самому создающему новую вещь. ГК при этом имеет в виду объект права, который называется новой вещью. Тем самым ГК противопоставляет его другому объекту права - отходам, которые возникают при изготовлении этой вещи. На них абз. 1 п. 1 комментируемой статьи не распространяется. Когда в такие отходы превращается часть вещи, принадлежащей на праве собственности лицу, которое изготовляет или создает новую вещь, его право собственности остается незатронутым. Напомним, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону" (п. 2 ст. 209 ГК). Действия, приводящие к возникновению отходов (так же, впрочем, как и действия по созданию новой вещи), охватываются этим положением ГК. В письме Президента РФ от 05.10.1997, отклонившего один из принятых Государственной Думой законов, было сказано, что "получение (производство) отходов не является... результатом той деятельности, которая служит основанием приобретения лицом в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности на новую вещь" (об отходах этого рода см. п. 3 коммент. к ст. 226).
2. ГК устанавливает, что субъектом права собственности является лицо. Содержание этого понятия раскрывается подразд. 2 разд. 1 ГК, который называется "Лица". Он содержит прежде всего правила о юридических лицах, к которым относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, некоммерческие организации, а также физические лица (граждане). Все эти субъекты обладают общим признаком: в содержание их гражданской правоспособности входит способность иметь право собственности. Поэтому они обладают также способностью иметь право собственности и на новые вещи.
Однако некоторые организации, являющиеся лицами с точки зрения подразд. 2 разд. 1 ГК, приобретают не право собственности, а другие права, а именно право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Лицами признаются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Однако они не наделены способностью иметь право собственности на закрепленное за ними имущество (ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Они способны иметь либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. ГК рассматривает два названных права как своего рода суррогат права собственности (по крайней мере, в определенных пределах). Из п. 2 ст. 299 ГК вытекает, что правило, содержащееся в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, применимо и к таким лицам. Но у них возникает не право собственности, а либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. Право же собственности на новую вещь в таких случаях возникает у собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении либо в оперативном управлении. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским правом, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Однако в данном случае ГК отступает от принципа применения "равных начал". Это предусмотрено п. 2 ст. 124 ГК, устанавливающим, что к Российской Федерации, ее субъектам и к муниципальным образованиям применяются правила о юридических лицах, "если иное не вытекает из закона".
3. ГК говорит о лице не только как о субъекте, у которого возникает право собственности, но и как о создателе новой вещи: вещь должна быть изготовлена (или создана) лицом. В свете изложенного в п. 3 комментируемой статьи вещь создается лицом прежде всего в тех случаях, когда в процессе ее изготовления участвуют рабочие и служащие, действующие на основе трудового договора (включая срочный трудовой договор). Такое положение существует во всех случаях, когда новая вещь создается юридическим лицом. Однако оно возможно и в тех случаях, когда рассматриваемое правило распространяется и на те случаи, когда новая вещь создается личным трудом отдельного гражданина.
4. Юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей (п. 2 ст. 1 ГК). Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК). Поэтому они свободны при изготовлении и создании новых вещей. Они вправе изготовлять те новые вещи, которые они считают необходимыми, и делать это тем способом, который они считают подходящим.
Однако эта свобода не является беспредельной. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи требует, чтобы при изготовлении вещи был соблюден закон и иные правовые акты. Существует обширный круг правовых норм, которые оказывают влияние на процесс создания новых вещей. Они настолько многочисленны, что невозможно привести даже примерный перечень. Можно лишь дать самое общее представление о том, в каком направлении идут эти ограничения.
Прежде всего, существуют прямые запреты заниматься некоторыми видами деятельности, в ходе которой создаются новые вещи. Например, уголовный закон запрещает изготовление поддельных денежных знаков. Кроме того, существуют многочисленные правила, устанавливающие, что некоторые виды деятельности могут осуществляться исключительно в разрешительном порядке. Новая вещь, изготовленная при отсутствии соответствующего разрешения на деятельность, создается без соблюдения закона. В настоящий момент правила о лицензировании содержатся в Законе о лицензировании.
Помимо этого, существует законодательство, требующее разрешения не на право занятия определенным видом деятельности, а на создание конкретной новой вещи. Наконец, существуют правила, предписывающие определенный порядок деятельности, который должен соблюдаться при создании новых вещей данного рода или данной конкретной новой вещи.
5. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи не устанавливает момента, в который возникает право собственности на новую вещь (исключение из этого составляет вновь создаваемое недвижимое имущество. Подробнее см. коммент. к ст. 219). Следует думать, что право собственности возникает в тот же самый момент, когда вещь становится отдельным предметом материального мира. Именно тогда она должна быть признана новым объектом права, т.е. вещью, которая не существовала ранее. Разумеется, далеко не всегда можно точно установить момент, когда это происходит. В большинстве случаев новая вещь создается в ходе процесса, занимающего более или менее длительный промежуток времени. Это, однако, лишь осложняет, но не препятствует применению рассматриваемого правила.
6. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи регулирует случай, когда создание новой вещи происходит в результате использования имущества, которое не принадлежит создающему на праве собственности. Отличие между абз. 1 и 2 п. 1 состоит в том, что в первом случае лицо использует собственное имущество, а во втором - чужое. Правда, в тексте ГК это обстоятельство не получило отражения. В абз. 1 вообще не упоминается об использовании какого-либо имущества при изготовлении новой вещи. Однако очевидно, что вещь не может быть создана из ничего. В абз. 2 этой статьи не упоминается, что имеет место использование имущества, которое не находится в собственности лица. Если бы речь шла о создании продукции (т.е. новой вещи) путем использования лицом имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, то необходимость в существовании особого правила, установленного в абз. 2, вообще отпала бы.
Правило абз. 2 п. 1 комментируемой статьи представляет собой внутреннюю отсылку. В итоге отношения, возникающие в случае создания новой вещи в результате использования лицом имущества, которое не принадлежит ему на праве собственности, регулируются следующим правилом: "Поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества" (ст. 136 ГК).
7. Частный, но экономически важный случай представляет собой использование недр в целях добычи полезных ископаемых. Согласно Закону о недрах недра и содержащиеся в недрах полезные ископаемые являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые могут находиться, однако, не только в государственной, но и в частной собственности, а также в муниципальной собственности (ч. ч. 1 и 3 ст. 1.2 указанного Закона). Это положение опирается как на абз. 1, так и на абз. 2 п. 1 комментируемой статьи. Однако в отличие от ГК Закон о недрах говорит не о праве собственности на добытое минеральное сырье, а лишь о "праве использовать" его (подп. 1 п. 1 ст. 22).
Еще больше особенностей существует, когда использование недр осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 29.12.2004) <1>. Этот Закон устанавливает, что гражданское законодательство применяется лишь субсидиарно (ч. 2 п. 3 ст. 1). Он содержит правила, согласно которым произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором (ст. ст. 8, 9).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; 1999. N 2. Ст. 246; 2001. N 26. Ст. 2579; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25.
Закон о драгоценных металлах устанавливает, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 4 ст. 2). Названные субъекты определены в ст. 4 Закона. Закон предусматривает, что Российская Федерация является собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 2).
Согласно Закону об атомной энергии в федеральной собственности находятся все ядерные материалы (ст. 5). Этот Закон регулирует добычу полезных ископаемых, содержащих эти материалы (ст. 4).
8. Текст, содержащийся в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, не является нормой права, т.е. правилом поведения, рассчитанным на применение к неопределенному кругу повторяющихся отношений. То, что здесь отмечено, является правильным. Действительно, право собственности на имущество, являющееся объектом чьей-либо собственности, может быть приобретено на основании сделки об отчуждении этого имущества. Но это - констатация факта, а не правило поведения. Из этого текста отнюдь не следует, что имущество, состоящее в чьей-либо собственности, может быть приобретено другим лицом исключительно на основании названной сделки. В частности, в ту же гл. 14 включено правило о приобретательной давности (ст. 234 ГК), устанавливающее, что имущество, находящееся в собственности, при определенных условиях может быть приобретено другим лицом и без сделки об отчуждении этого имущества. Правила аналогичного характера содержатся и в других главах ГК. Например, при обращении взыскания на имущество по обязательствам собственника право собственности прекращается не в силу сделки, а на основании решения суда. ГК устанавливает, что право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности у лица, к которому переходит это имущество (п. 2 ст. 237 ГК).