Файл: ГК_1_комм_Абова_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4760

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По смыслу комментируемой статьи деятельность фермерского хозяйства в случае создания на его базе товарищества или кооператива прекращается, а имущество, принадлежащее членам хозяйства, передается юридическому лицу. При этом глава хозяйства перестает быть предпринимателем, поскольку он признавался предпринимателем именно как глава фермерского хозяйства после регистрации последнего (п. 2 ст. 23 ГК) и никакой иной самостоятельной предпринимательской деятельности, отличной от деятельности фермерского хозяйства, не осуществлял. Члены же фермерского хозяйства предпринимателями и не признавались. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 66 ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Но вряд ли все бывшие члены фермерского хозяйства будут регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей с тем, чтобы создать полное товарищество. Более реальна ситуация создания товарищества на вере, когда индивидуальным предпринимателем становится по крайней мере один из бывших членов хозяйства, а остальные будут участвовать в деятельности такого товарищества в качестве вкладчиков (коммандитистов).

Более целесообразным представляется создание на базе имущества фермерских хозяйств производственных кооперативов, так как при этом гражданам не нужно становиться индивидуальными предпринимателями, да и сама эта организационно-правовая форма является для них привычной. Однако здесь есть другое препятствие: согласно Федеральному закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 11.06.2003) <1> в производственном кооперативе должно быть не менее 5 членов - физических лиц. Следовательно, и эта форма подходит не для всех семейных фермерских хозяйств.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 103; 2003. N 2. Ст. 160, ст. 167; N 24. Ст. 2248.


Комментируемая статья не употребляет термин "реорганизация", а имеет в виду создание хозяйственных товариществ и производственных кооперативов на базе имущества фермерского хозяйства, хотя на самом деле речь идет именно о реорганизации в форме преобразования одной организационно-правовой формы в другую, при которой вновь образованная коммерческая организация становится правопреемником фермерского хозяйства. И это в равной степени относится как к фермерским хозяйствам с правами юридического лица, созданным до введения в действие ГК, так и к хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. На первые распространяются положения ст. ст. 57 - 60 ГК о реорганизации юридических лиц. Что касается вторых, то они также должны руководствоваться названными статьями, так как согласно п. 3 ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица могут применяться нормы ГК, касающиеся юридических лиц.


Особое значение нормы комментируемой статьи имеют для так называемых групповых или партнерских фермерских хозяйств, которые были организованы по Закону РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" лицами, не состоящими в родственных отношениях. Для них создание на базе имущества фермерского хозяйства коммерческой организации будет являться способом приведения статуса фермерского хозяйства в соответствие с ГК.

В заключение отметим, что согласно Закону о фермерском хозяйстве фермерские хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с ранее действовавшим Законом, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.


Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ

ПРАВА НА ЗЕМЛЮ


Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю


Комментарий к статье 260


1. Пункт 1 комментируемой статьи раскрывает содержание права распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, путем указания видов сделок, которые собственники вправе совершать со своими земельными участками при условии, если соответствующие земельные участки не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии со ст. 129 ГК (см. коммент. к этой статье) объекты, изъятые из оборота, в том числе земельные участки, должны быть прямо указаны в законе.

Пункт 2 ст. 27 ЗК предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. ЗК содержит исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами. К таким объектам, в частности, относятся: государственные природные заповедники и национальные парки; здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; объекты организаций федеральной службы безопасности и т.д.

В соответствии со ст. 129 ГК (см. коммент. к этой статье) к объектам, ограниченным в обороте, относятся такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды указанных объектов определяются в порядке, установленном законом. ЗК несколько по-иному определяет ограниченно оборотоспособные земельные участки, предусматривая, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК и федеральными законами. К земельным участкам, ограниченным в обороте, ЗК (ч. 2 п. 2 ст. 27) относит такие земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


ЗК содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников; объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т.д.

ЗК не указывает виды земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а также виды земельных участков, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Вместе с тем следует отметить, что действующее законодательство определяет круг субъектов, которым не могут принадлежать земельные участки определенного целевого назначения на праве собственности. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона об обороте земель иностранные граждане, иностранные юридические лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В земельном законодательстве содержится ряд правил, в соответствии с которыми может совершаться оборот земельных участков. Такие правила, на наш взгляд, также можно рассматривать как ограничение их оборотоспособности.

К таким правилам в первую очередь относится недопущение изменения целевого назначения продаваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения. Об этом, в частности, говорится в ст. 1 Закона об обороте земель.

Применительно к землям несельскохозяйственного назначения (поселений, промышленности и др.) действующее законодательство прямо не содержит особых правил совершения сделок с указанными участками. Однако из толкования ряда норм земельного законодательства можно сделать вывод, что такие правила существуют. В частности, поскольку земли городов и иных поселений могут использоваться только в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки, постольку и оборот этих земель также должен производиться в соответствии с указанными документами. Применительно к обороту земель городов и иных поселений это означает, что земли, отнесенные соответствующими планировочными документами к землям жилой застройки, не могут быть проданы для промышленного строительства.

2. Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемые по их целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.


Категория земель указывается в государственном земельном кадастре, в регистрационной (поземельной) книге, в постановлениях о предоставлении земли, в договорах, оформляющих сделки с земельными участками, в документах, подтверждающих права на землю.

Закон возлагает обязанность на всех субъектов права частной собственности - граждан и юридических лиц - использовать земельные участки строго по целевому назначению. За нарушение данной обязанности виновные лица могут быть подвергнуты штрафу, налагаемому в административном порядке (ст. 8.8 КоАП), а также лишены прав на земельный участок (см. коммент. к ст. ст. 285 - 287).


Статья 261. Земельный участок как объект права собственности


Комментарий к статье 261


1. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован. Он имеет границы, площадь и местоположение. Эти сведения содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на земельный участок.

Территориальные границы земельного участка могут изменяться в результате сделок с землей, например при продаже части земельного участка либо его дарении. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.

2. Конституция (ст. 9) допускает право частной собственности не только на землю, но и на иные природные объекты. Однако действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. Так, в соответствии со ст. 19 ЛК лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

В частной собственности может находиться только не входящая в лесной фонд древесно-кустарниковая растительность (защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, деревья и группы деревьев на приусадебных и дачных участках), которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (ст. 20 ЛК).

В соответствии со ст. 40 Водного кодекса в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра являются государственной собственностью.

3. Законодательство о недрах весьма ограничивает собственника земельного участка в использовании полезных ископаемых. В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ только добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном законодательными актами субъектов РФ. В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования.


Что касается использования воздушного пространства, то законодательство в основном регулирует выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые допускаются лишь на основании специального разрешения.


Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок


Комментарий к статье 262


1. Земли общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются частью земель городов и иных поселений. Они состоят из земель, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, бульварами, пляжами и т.д.

Такие же земельные участки находятся и в составе земель лесного фонда. Статья 86 ЛК разрешает гражданам пребывать в лесах (а следовательно, и на землях лесного фонда) для сбора для собственных нужд дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений.

Земельные участки общего пользования могут также находиться и в составе земель рекреационного назначения. В первую очередь это земли за пределами городской черты, занятые лесопарками и другими зелеными насаждениями, являющиеся местом отдыха населения.

На землях особо охраняемых территорий также могут находиться земельные участки общего пользования, занятые дорогами, проездами, автомобильными стоянками и т.д.

На земельных участках общего пользования могут находиться водные объекты общего пользования для купания, катания на лодках, водопоя скота и т.д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования могут быть запрещены.

2. Если в п. 1 комментируемой статьи речь шла в основном о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, то в п. 2 речь идет о земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.

Лица, проходящие через земельный участок собственника, не должны причинять последнему ущерб и беспокойство. Если понятие "ущерб" выражается в четких юридических категориях - ущерб может быть возмещен собственнику в порядке, установленном законом, то "беспокойство" - более размытое понятие. Возможно, что беспокойство может быть связано с шумом, проходом одновременно больших групп людей и т.д. Таким образом, собственник сам определяет, какие факторы причиняют ему беспокойство при проходе через его участок, и вправе действовать в соответствии со ст. 304 ГК (см. коммент. к этой статье).


Статья 263. Застройка земельного участка