Файл: Технологии электронного взаимодействия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Каждая из компаний по-своему и в своих интересах использует новые возможности, предоставленные электронным бизнесом.

Из материалов новостных лент становится немного ясно, что именно электронный бизнес и его всевозможные проявления набирают популярность, как во всем мире, так и в России.

Однако электронный бизнес набирает популярность в основном в крупных городах России, так как уровень информатизации и компьютеризации в нашей стране еще достаточно низок.

С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем. Более того, в известной мере развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности.

Цель: рассмотреть технологии электронного взаимодействия.

Задачи:

– дать понятие электронного взаимодействия и его технологий;

– описать технологии электронного взаимодействия;

1. Формирование современного электронного взаимодействия

Последние десятилетия сформировали выраженные тенденции в преобладании коммуникативных механизмов и информационных технологий. При этом, в рамках развития информационных технологий взаимодействия можно выделить два основных направления:

1)Взаимодействие власти и общества; механизмы взаимодействия органов муниципального управления и местного населения;

2)Межведомственное взаимодействие.

Реализация принципов взаимодействия между властью и обществом и между ведомствами, с одной стороны, обеспечивает более эффективную реализацию базовых принципов демократии, а с другой формирует более эффективный механизм государственного управления через создание единого информационного пространства.


Важную роль в создании механизмов взаимодействия в муниципальном управлении играют информационные технологии. Базовая концепция развития информационных технологий и общей информационной политики в государственном управлении реализована в Российской Федерации через создание обширной системы принципов и механизмов электронного правительства.

Электронное правительство представляет собой гармоничную и сбалансированную систему электронных технологий взаимодействия власти и общества в рамках развития партисипативной демократии.

Регламентация взаимодействия в рамках муниципального управления утверждена в частности в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[1], в соответствии с которым, основными принципами осуществления муниципальных услуг являются открытость деятельности органов муниципальной власти, доступность обращения за предоставлением муниципальных услуг и возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом. Развитие электронного правительства и технологий взаимодействия в муниципальном управлении осуществляется в Российской Федерации в рамках программы «Информационное общество» [2]. В рамках данной программы в 2015-2017 годах в муниципальном управлении была сформирована и реализована единая концепция коммуникативной политики в сфере обеспечения предоставления муниципальных услуг в электронном виде. На современном этапе доступ различных категорий граждан к информации о деятельности муниципальных органов власти осуществляется через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). На начало 2018 года в ЕСИА зарегистрировано более 40 млн. граждан. Функционирует Единый портал государственных и муниципальных услуг, через который осуществляется эффективное взаимодействие граждан и органов муниципальной власти.

Безусловно, важнейшим элементом информационных технологий взаимодействия в муниципальном управлении являются интернет-технологии. Для обеспечения эффективного внедрения интернет-технологий в управленческую практику органов муниципальной власти создала Правительственная комиссия по внедрению интернет-технологий в деятельность органов государственных и муниципального управления. Данный орган осуществляет координирующую деятельность и ориентируется на реализацию единой информационно-коммуникационной политики в области муниципального управления при использовании современных информационных технологий взаимодействия. Ключевыми аспектами деятельности являются вопросы формирования в стране электронного правительства и информационного общества.


Применение актуальных интернет-технологий позволяет формировать активную гражданскую позицию, обеспечивать функционирование быстрого и слаженного механизма обратной связи с населением, что особенно важно в отношении текущих проблем, находящихся в основе своей, в ведении органов муниципальной власти. Порталы государственных услуг, индивидуальные сайты органов муниципальной власти, а также отдельных муниципальных учреждений, быстрое реагирование и информирование граждан позволяют обеспечить формирование положительного имиджа органов муниципальной власти.

В свою очередь, межведомственное взаимодействие осуществляется в Российской Федерации через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в которую включены информационные системы и порталы федерального уровня, регионального и муниципального уровня. Формируется защищенная правительственная сеть с доступом к информации только уполномоченных органов, в рамках которой осуществляется предоставление сведений об используемых технических и программных средствах, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении муниципальных функций, а также технические и программные средства, которые обеспечивают взаимодействие информационных систем организаций и органов, которые используются при предоставлении муниципальных услуг [3].

Таким образом, современные информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении ориентированы на повышение качества муниципальных услуг, рост доступности муниципальных услуг, снижение бюджетных расходов на реализацию непосредственных функций органов муниципальной власти, повышение информационной открытости органов муниципальной власти и участия граждан и бизнеса в муниципальном управлении, принятии управленческих решений. В целом, стремительное развитие информационных технологий обеспечило рост качества муниципального управления, изменив в некотором роде сам механизм взаимодействия муниципальной власти и общества в сторону большей открытости и эффективности.

2. Принципы взаимодействия органов власти в системе электронного взаимодействия


В век высоких технологий, когда ценность времени выходит на первый план, принцип «живой очереди» теряет свою актуальность, на смену ей приходит электронная очередь. На федеральном уровне была создана целевая программа «Электронная Россия». В рамках данной программы в октябре 2011 года, был запущен проект «Электронное Правительство», призванный изменить взаимоотношения между обществом и государством, тем самым обеспечив эффективную работу администрации. Благодаря Электронному Правительству государственные организации любого уровня могут сотрудничать между собой, без необходимости создания собственных социальных сетей и порталов. Одним из таких способов связи является Портал Государственных Услуг, где можно получить информацию о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления.

Понять как взаимодействуют органы государственной власти в Электронном Правительстве нам помог наш коллега, выступив в роли эксперта по данной теме. Также он рассказал об изменениях единой Системы Межведомственного Электронного Взаимодействия за последние два года.

Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) – это система правил, позволяющая ведомствам обмениваться информацией. В правилах прописаны форматы данных, порядок обмена ими и прочее. Технически, внутри каждого ведомства создаётся интерактивная среда, которая начинает работать во взаимодействии с подобными средами в других ведомствах. Система была создана в рамках Федеральной целевой программы для решения проблемы разрозненности межведомственных информационных систем (электронных сервисов), а также с целью обеспечения их взаимодействия.

Рассмотрим пример взаимодействия двух органов государственной власти. Гражданин обращается в орган местного самоуправления для подачи заявления на предоставление услуги – замены паспорта гражданина Российской Федерации в случае достижения возраста 20 или 45 лет. Для того чтобы получить информацию о данной услуге, органу государственной власти необходимо сделать запрос на получение данных из другого ведомства. Для осуществления данной операции, с точки зрения внутреннего механизма, специально и была разработана система межведомственного электронного взаимодействия.

Задачами СМЭВ в инфраструктуре Электронного Правительства являются:

1. Государственные функции в электронном виде. Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.


2. Государственные услуги в электронном виде. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Системная магистраль информационного взаимодействия. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании государственных услуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, специалисты которых добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ. Функциональная схема оказания государственных (муниципальных) услуг через СМЭВ изображена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема оказания услуг

Участниками СМЭВ выступают поставщики и потребители сведений:

  • каждый поставщик сведений регистрирует в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений;
  • каждый потребитель сведений регистрирует в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

Оператором СМЭВ выступает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Совсем недавно органы государственной власти и местного самоуправления перешли на СМЭВ 3 – новую версию Системы Межведомственного Взаимодействия. В СМЭВ 3 ведется реестр видов сведений (далее - реестр сведений), необходимых для предоставления государственных/муниципальных услуг, и выполнения государственных/муниципальных функций, и их форматов.

В рамках информационного взаимодействия Информационной Системы (далее - ИС) поставщик и потребитель обмениваются сообщениями. ИС, отправляющая сообщение через СМЭВ 3, является отправителем сообщения, а ИС, получающая сообщение из СМЭВ 3, – получателем. Схематично, процесс обмена сообщениями между ИС потребителя и ИС поставщика через СМЭВ 3 включает последовательность шагов, предствленных на рисунке 2:

  • передача запроса от ИС потребителя в СМЭВ;
  • размещение запроса в СМЭВ в очереди запросов поставщика;
  • получение запроса ИС поставщика из СМЭВ;
  • подготовка поставщиком ответа на запрос;
  • передача подготовленного ответа из ИС поставщика в СМЭВ;
  • размещение ответа в СМЭВ в очереди ответов потребителя;
  • получение ответа ИС потребителя из СМЭВ.