Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2764

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов (ст. 40);

порядок разработки, согласования и утверждения правил использования водохранилищ (ст. 45);

порядок использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (ст. 47);

правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (ст. 65);

методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (ст. 69).

Отдельные нормотворческие полномочия Правительства закреплены также в Федеральном законе "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ст. 6.1 и др.).

Реализуя перечисленные полномочия, Правительство РФ принимает постановления, в которых, как правило, указываются статьи Водного кодекса РФ, в соответствии и во исполнение которых принимаются данные подзаконные нормативные правовые акты. В качестве примеров приведем Постановления Правительства РФ: от 30 ноября 2006 года N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов" <35>, от 10 апреля 2007 года N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" <36>, от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" <37>, от 22 апреля 2009 года N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" <38>.

--------------------------------

<35> Собрание законодательства РФ. 2006. N 49 (ч. 2). Ст. 5225.

<36> Собрание законодательства РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.

<37> Собрание законодательства РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1033.

<38> Собрание законодательства РФ. 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2247.


Пятая часть комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты в случаях и пределах, предусмотренных как в самом Водном кодексе РФ и иных федеральных законах, так и в подзаконных источниках водного права - актах Президента РФ и Правительства РФ.

В Водном кодексе РФ содержатся нормы, наделяющие федеральные органы исполнительной власти правом принимать нормативные акты в области водных отношений (ст. ст. 6, 10 и др.).

Административная реформа в Российской Федерации внесла существенные коррективы в нормотворческую деятельность на подзаконном уровне. В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <39> осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности возложено на федеральные министерства (указами Президента РФ могут быть установлены случаи, когда иные федеральные органы исполнительной власти (например, службы) могут в порядке исключения принимать нормативные правовые акты). Таким образом, в системе федеральных органов исполнительной власти министерства наделяются полномочиями издавать на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.


--------------------------------

<39> Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.


В сфере водных отношений таким федеральным министерством является Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 404 <40>, установлено, что Минприроды России осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.

--------------------------------

<40> Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.


Полномочия Минприроды России по нормативно-правовому регулированию водных отношений определены в Постановлении Правительства РФ от 13 декабря 2006 года N 757 "О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" <41>. В соответствии с этим актом Минприроды России утверждает:

--------------------------------

<41> Собрание законодательства РФ. 2006. N 51. Ст. 5461.


типовые правила использования водохранилищ;

перечни объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

форму предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом;

содержание и формы предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений и целевые прогнозные показатели.

Кроме того, Минприроды России вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий.

Реализуя перечисленные полномочия, Минприроды России принимает соответствующие приказы (например, Приказ Минприроды России от 18 декабря 2006 года N 288 "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" <42>, Приказ Минприроды России от 7 марта 2007 года N 49 "Об утверждении формы предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом" <43>).

--------------------------------

<42> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 5.

<43> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 17.


Часть шестая комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам, регулирующим водные отношения, которые издают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации.


В отдельных случаях Водный кодекс РФ непосредственно предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять акты, регулирующие водные отношения. В других случаях это делается опосредствованно - через определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений (ст. 25) и случаев передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 26).

Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений затронут также в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <44> (подп. 59 п. 2 ст. 26.3).

--------------------------------

<44> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.


На уровне субъекта Российской Федерации нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие водные отношения, могут приниматься:

высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): Указ губернатора Ивановской области от 19 апреля 2007 года N 57-УГ "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области, осуществляющем отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений" <45>, Указ губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2008 года N 42-ук "Об осуществлении регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" <46>;

--------------------------------

<45> Собрание законодательства Ивановской области. 27.04.2007. N 16 (336).

<46> Оренбуржье. 17.04.2008. N 59.


правительством субъекта Российской Федерации: Постановление правительства Московской области от 17 мая 2007 года N 370/17 "О плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности Московской области" <47>, Постановление администрации Архангельской области от 27 апреля 2007 года N 88-па "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Архангельской области" <48>, Постановление правительства Республики Башкортостан от 16 января 2009 г. N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан" <49>; Постановление правительства Республики Бурятия от 15 января 2009 года N 4 "О Республиканской целевой программе "Чистая вода Республики Бурятия на 2009 - 2017 годы" <50>;

--------------------------------

<47> Ежедневные новости. Подмосковье. 26.05.2007. N 92.

<48> Волна. 11.05.2007. N 35.

<49> Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и правительства Республики Башкортостан. 06.04.2009. N 7 (301).

<50> Бурятия. 17.01.2009. N 6; Официальный вестник. N 5.



органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в области использования и охраны водных объектов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации: Приказ Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 сентября 2007 года N 983 "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Татарстан" <51>, Приказ Министерства природных ресурсов Калужской области от 15 декабря 2008 г. N 374-08/01 "Об утверждении Административного регламента по осуществлению Министерством природных ресурсов Калужской области государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования" <52>, Приказ Комприроды Нижегородской области от 20 ноября 2007 года N 251 "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Нижегородской области" <53>, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 19 мая 2009 года N 7-Н/П "Об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Забайкальского края" <54>, Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 16 декабря 2008 года N 404 "Об обеспечении полномочий по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" <55> и др.

--------------------------------

<51> Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2007. N 40. Ст. 1594.

<52> Весть. 13.02.2009. N 52.

<53> Нижегородская правда. 11.12.2007. N 146 (24877).

<54> Азия-Экспресс. 28.05.2009. N 22.

<55> СП - нормативные документы. 30.01.2009. N 3.


Часть седьмая комментируемой статьи посвящена муниципальным нормативным правовым актам, регулирующим водные отношения. Такие акты принимаются органами местного самоуправления на основании и во исполнение Водного кодекса РФ и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, регулирующие водные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. Муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.


Вопросы местного значения, относящиеся к предмету водного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" <56> (пункт 31 ч. 1 ст. 14, пункт 28 ч. 1 ст. 15, п. 36 ч. 1 ст. 16 и др.). Кроме того, в самом Водном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений (ст. 27).

--------------------------------

<56> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.


Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками водного права (например, решение Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 23 апреля 2008 года N 44/3 "Об утверждении Положения о порядке регулирования водных отношений на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области" <57>, решение Омского городского Совета от 24 октября 2007 года N 61 "О правилах использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, для личных и бытовых нужд" <58>, Постановление главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 4 мая 2008 года N 1085 "О Правилах охраны жизни людей на водных объектах Солнечногорского муниципального района" <59>). В тексте муниципальных правовых актов, регулирующих водные отношения, как правило, содержится указание на законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми были приняты муниципальные источники водного права.

--------------------------------

<57> Информационный вестник Орехово-Зуевского района. 30.04.2008. N 17.

<58> Третья столица. 06.11.2007. N 74.

<59> Сенеж. 16.05.2008. N 23.


Статья 3. Основные принципы водного законодательства


Комментарий к статье 3


Согласно ВК РФ, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на строго определенных в названном акте принципах. Особенность закрепленных в комментируемом Кодексе принципов проявляется в том, что они не только сформулированы, но и раскрывается их суть. Строгое следование этим принципам при реализации нормотворческих прав позволит обеспечить рациональное использование и охрану водных объектов. Закрепленные в ВК РФ принципы соответствуют конституционным нормам-принципам и нормам международного права. Многие из этих принципов реализованы в комментируемом Кодексе.

1. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.