Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2767

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При возникновении чрезвычайных ситуаций Федеральный закон N 68-ФЗ предписывает проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, причем при недостаточности данных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Часть 2 комментируемой статьи ВК РФ устанавливает обязанность осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Субъектом данной обязанности являются собственники водного объекта и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Последние осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 комментируемого Кодекса.

Под негативным воздействием вод ВК РФ понимает затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Следует отметить неконкретность мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, так, законодателем не установлены определенные действия, которые должны осуществлять водопользователи в вышеуказанных целях. Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления также можно назвать неконкретными. Так, органы государственной власти РФ разрабатывают, утверждают и реализуют схемы комплексного использования и охраны водных объектов, осуществляют федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, организуют и осуществляют государственный мониторинг водных объектов, территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов, установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ, меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ. В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают, утверждают и реализуют программы субъектов РФ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов РФ, осуществляют региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, осуществляют меры по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, а также меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ. Органы местного самоуправления осуществляют меры по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, и меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.


В соответствии с частью 3 статьи 67 ВК РФ границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, правовое регулирование границ указанных территорий, а также режим осуществления хозяйственной деятельности на этих территориях отнесены к сфере действия Градостроительного кодекса от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ установление границ территорий, подверженных затоплению и подтоплению, происходит при территориальном планировании, которое направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Границы территорий определенного вида и режим осуществления деятельности на них определяется в документах территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования РФ, документы территориального планирования субъектов РФ и документы территориального планирования муниципальных образований. В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 190-ФЗ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования РФ и на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ. Так, в соответствии со статьями 10, 14 Федерального закона N 190-ФЗ на указанных картах определяются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий. Следует отметить, что в документах территориального планирования РФ и документах территориального планирования субъектов РФ указывается перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относится риск затопления и подтопления территорий, а также негативного воздействия вод. При планировке территорий, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 190-ФЗ, в пояснительную записку проекта планировки территории включается описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.


Часть 4 комментируемой статьи ВК РФ содержит запрет на размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений на территориях, подверженных затоплению, без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Данное положение направлено на защиту окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций и разрушения экосистем, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие человека. Следует отметить, что в старой редакции данной части статьи 67 ВК РФ вместо "размещения новых населенных пунктов" упоминалось "размещение новых поселений", таким образом новая редакция данной части комментируемой статьи расширила количество объектов, попадающих под сферу правового регулирования данного положения. Ввиду того что затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие вод на определенные территории и объекты может привести к серьезным негативным последствиям, данный запрет представляется нам весьма целесообразным. Статья 39 ВК РФ установила обязанность собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, к числу таких мероприятий, безусловно, относятся специальные защитные мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, которые, таким образом, должны осуществляться своевременно.


Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Комментарий к главе 7


Комментируемая глава 7 посвящена правовому закреплению института ответственности за нарушение водного законодательства. Важно отметить, что глава 7 "Ответственность за нарушение водного законодательства" является логическим продолжением статьи 36 ВК РФ "Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов", так как ответственность чаще всего является следствием выявленных в результате контроля и надзора нарушений водного законодательства.


Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства


Комментарий к статье 68


В статье 68 устанавливаются две разновидности ответственности: карательная (часть 1 статьи 68) - это привлечение к административной и уголовной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП) и Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ) за преступления и правонарушения в сфере водных отношений и правовосстановительная (часть 2 статьи 68) - это устранение допущенных нарушений и возмещение причиненного вреда.

В части 1 комментируемой статьи содержатся отсылочные нормы на КоАП и на УК РФ.

В КоАП ответственность за нарушение водного законодательства наступает с 16 лет и предусматривается следующими статьями:


Статья 7.2. "Уничтожение или повреждение специальных знаков".

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 7.6. "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий".

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 7.7. "Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения".

Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


Статья 7.10. "Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом".

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 7.11. "Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения".

Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 8.5. "Сокрытие или искажение экологической информации".

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 8.13. "Нарушение правил охраны водных объектов".

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.