Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По сути, ВК-95 "примирялся" с передачей водного объекта из государственной собственности в частную, но всячески ее ограничивал, вплоть до исключения из правомочий собственника распоряжения "своим" водным объектом. В комментируемом ВК этот явный перекос не воспроизведен.

3. Как определить возможность нахождения водного объекта на праве собственности того или иного лица, если происхождение водного объекта - естественное или искусственное - не известно; либо нет ясности, является ли искусственный водный объект прудом или обводненным карьером, которые могут быть в частной, муниципальной собственности или собственности субъекта РФ; либо водохранилищем или озером, которые могут быть только в федеральной собственности? ВК не дает ответ на этот вопрос. Поэтому потребуется либо дополнение его соответствующими положениями исходя из определения каждого водного объекта (см. комментарий к статье 5 ВК); либо - до внесения указанных дополнений - признание водного объекта прудом или обводненным карьером решением уполномоченного органа субъекта РФ. Статья 25 ВК, устанавливающая полномочия ОГВ субъектов РФ, такое полномочие им не предоставляет. Но в данном случае принятие названных решений будет основано непосредственно на Конституции (пункте "к" части 1 статьи 72), относящей водное и земельное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, а также на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 февраля 1996 года N 3-П и подтвержденной в Постановлении от 9 июля 2002 года N 12-П, имеющей прямое действие и общеобязательный характер, согласно которой "отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, который после принятия федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним". Но субъект РФ не вправе объявить земельные участки с водными объектами на своей территории своей собственностью (как это неоднократно делалось до 2000-х годов), поскольку это противоречит правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П.

Отнесению водных объектов к прудам и обводненным карьерам решениями уполномоченных ОГВ субъектов РФ не препятствует и ФЗ от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов". Он относит к географическим объектам реки, озера, ледники и иные природные объекты. Между тем пруды и обводненные карьеры - не природные (естественные), а искусственные водные объекты. Поэтому на их наименования и переименования ФЗ "О наименованиях географических объектов" не распространяется. Он препятствует ОГВ субъектов РФ переименовывать лишь естественные природные водные объекты: моря, реки, озера, ручьи, ледники, снежники, болота, подземные водные объекты.


Поскольку наименования географических объектов находятся в ведении РФ (пункт "р" статьи 71 Конституции), ФЗ "О наименованиях географических объектов" не включает в законодательство о наименованиях географических объектов нормативные акты субъектов РФ. Они могут лишь предлагать их переименовать при соблюдении следующих условий:

- существующие наименования географических объектов должны выявляться в соответствии с данными официальных картографических и справочных изданий и иных источников, посредством опроса населения соответствующих территорий, а также опроса краеведов и других специалистов;

- наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов;

- переименование географических объектов производится для возвращения им наименований, широко известных в прошлом и настоящем.

Окончательное решение о переименовании природного водного объекта уполномочены принимать ФОИВ. В настоящее время рассмотрение предложений о переименовании географических объектов отнесено к полномочиям Федеральной службы геодезии и картографии (Постановление Правительства от 20 мая 1999 года N 554). Произвольная замена одних наименований географических объектов другими не допускается (статья 11 ФЗ "О наименованиях географических объектов").

Ранее статья 40 ВК-95 устанавливала, что предельные размеры обособленных водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, должны устанавливаться земельным законодательством РФ. Очевидно, в ВК-95 имелся в виду новый Земельный кодекс РФ. Но за 10 лет действия ВК-95 с таким установлением федеральное земельное законодательство, в том числе принятый в 2001 году ЗК, таких размеров не установило. Возможно, потому, что такое положение должно содержаться в акте не земельного, а водного законодательства. Государственная Дума может принять ФЗ, устанавливающий максимальные размеры прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в частной, муниципальной собственности или собственности субъекта РФ.

4. В соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2006 года, изданные Правительством до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки (для субъектов РФ и муниципальных образований - если на земельном участке имеется пруд или обводненный карьер). Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение такими земельными участками осуществляется ОМС муниципальных районов, городских округов. В Москве, Санкт-Петербурге и столицах субъектов РФ такое право предоставлено органам исполнительной власти субъектов РФ.


Государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного ОГВ или ОМС либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (с водным объектом). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства от 30 июня 2006 года N 404.

При определении среди публичных образований - РФ, субъекта РФ, муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения - собственника пруда или обводненного карьера необходимо также руководствоваться статьей 7 Вводного закона (см. комментарий к ней).

5. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются, как правило, общедоступными. Однако пруд или обводненный карьер специально принятыми решениями может быть изъят из общедоступных и "отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством" (часть 4 статьи 8 ВК), то есть приватизироваться вместе с земельным участком, на котором он расположен. Особенности такого отчуждения самим ВК не установлены.

ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" как основной акт гражданского законодательства, регулирующий приватизацию, устанавливает, что его действие не распространяется на приватизацию земли и природных ресурсов, на земельные участки в составе ЗВФ (пункт 2 статьи 3, пункт 8 статьи 28). Поэтому приватизация (отчуждение из государственной или муниципальной собственности) земельных участков с прудами и обводненными карьерами должна производиться в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с ЗК предоставление земельных участков (с прудами и обводненными карьерами), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц (в том числе иностранных) осуществляется за плату; бесплатно - только в случаях, прямо предусмотренных ФЗ и законами субъектов РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений на таких участках (с прудами или обводненными карьерами), то есть зарегистрировавшие свое право собственности в соответствии с ФЗ о регистрации. Для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением и приложением его кадастровой карты (плана); при отсутствии кадастровой карты (плана) она изготавливается за счет заинтересованного лица. После этого уполномоченный орган определяет цену земельного участка (с прудом или обводненным карьером) и направляет заявителю проект договора его купли-продажи. Уполномоченный орган может принять решение о продаже участка (с прудом или обводненным карьером) на торгах (статьи 28, 34, 36 и 38 ЗК).


В соответствии со статьей 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли для ее приватизации устанавливается законом субъекта РФ в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). Данное правило действует в отношении всех земельных участков за пределами черты поселений, в том числе с прудами и обводненными карьерами. Если такой закон субъекта РФ не принят или принят, но не введен в действие, то применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога, устанавливаемая ОМС исходя из кадастровой стоимости земли, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Земельные участки с водными объектами в черте поселений приватизации не подлежат (пункт 12 статьи 85 ЗК).

6. Пруд или обводненный карьер могут быть построены заново и поступить в частную собственность в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Например, пруд может находиться в частной долевой собственности бывших колхозников. При этом пруд или обводненный карьер понимаются исключительно как "вода плюс земля".

Часть 4 статьи 8 ВК не допускает не только отчуждение (продажу и др.), но и раздел земельного участка (например, между наследниками), в границах которого находится пруд или обводненный карьер, если раздел земельного участка требует раздела пруда (обводненного карьера). Объектом права собственности, в том числе множества лиц, может быть только весь водный объект. Часть водного объекта может быть лишь объектом права пользования (водопользования). Обусловлено это тем, что все природные ресурсы (земля, вода и др.) находятся в тесной взаимосвязи, влияют друг на друга и "вырвать" какой-либо из них из природной среды невозможно.

Однако не запрещен раздел на два или более земельных участка с прудом или обводненным карьером, если это не приводит к разделу пруда (обводненного карьера). Раздел может происходить до (по) береговой линии пруда или обводненного карьера, то есть "по нормальному подпорному уровню воды" (см. комментарий к части 4 статьи 5 ВК), а не по его двадцатиметровой границе береговой полосы.

Находящиеся в частной собственности пруды и обводненные карьеры не относятся, как правило, к водным объектам общего пользования (см. комментарий к статье 6 ВК). Поэтому на них не распространяются ограничения по использованию не только их береговых полос, но и водоохранных зон (см. комментарий к статье 65 ВК). Их собственники могут запретить другим лицам пользование такими водными объектами и береговыми полосами, в том числе выставлением ограждения вокруг пруда (обводненного карьера). Чтобы этого не допустить, передача пруда или обводненного карьера в частную собственность может быть обусловлена некоторыми условиями: не ограждать его, не засыпать и т.п.


Вместе с тем передачу в частную собственность земельных участков с прудами или обводненными карьерами не следует в каждом случае рассматривать как "шаг назад" в использовании и охране водных объектов, как умаление конституционных прав граждан. Конечно, бывают случаи, когда единственный на всю округу, жизненно важный и бывший много лет общедоступным для местного населения пруд переходит в частную собственность и становится недоступным. Подобные случаи необходимо пресекать. Но известны и другие случаи, когда неухоженный пруд с берегами, засоренный сверх всякой меры тем же населением, перейдя в частную собственность, приводился в порядок, облагораживался на деньги частного лица и вновь отдавался в общее пользование. В таких случаях использование и охрана водных объектов в полной мере соответствуют положениям Конституции и ВК.

Что касается надлежащего использования прудов и обводненных карьеров, находящихся в частной собственности, то оно определяется и ограничивается их сущностными характеристиками: небольшой глубиной и акваторией и др. (см. комментарий к статье 5 ВК). Некоторые цели водопользования на обводненных карьерах, тем более на прудах объективно неосуществимы либо крайне затруднительны (производство электроэнергии, сплав древесины, плавание крупногабаритных судов).

7. С прудом или обводненным карьером, на который зарегистрировано право частной собственности в установленном порядке, возможны различные сделки. Поскольку водные объекты, в том числе пруды и обводненные карьеры, понимаются исключительно как неразрывное целое с землей, с ними могут совершаться те же сделки, что и с земельными участками, но в зависимости от того, на земле какой категории находится водный объект.

Для земельных участков различных категорий земель допускается аренда. ВК допускает передачу земельных участков с любыми водными объектами (их частями) в аренду-водопользование, а земельного участка с прудом или обводненным карьером вне поселения - в частную собственность и совершение в дальнейшем любых сделок, в результате которых имущество меняет собственника: купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование, залог в соответствии с ГК. Но совершение сделок может ограничиваться другими законами в зависимости от отнесения земельного участка с водным объектом к той или иной категории земель. Например, если пруд находится на землях лесного фонда, то приватизация и купля-продажа земельного участка лесного фонда действующим ЛК не допускаются. Если пруд находится на земельном участке сельскохозяйственного назначения, то необходимо руководствоваться ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", допускающим приватизацию и куплю-продажу земельных участков с прудами при соблюдении множества установленных им условий <1>.