Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1485

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". М.: Частное право, 2006.


Следует отметить, что в первоначальной редакции проекта ВК, внесенного в Государственную Думу, после статьи 8 следовала статья, устанавливавшая, что "совершение сделок с обособленными водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений или на расстоянии до одного километра от черты городских и сельских поселений, либо с естественными обособленными водными объектами, имеющими площадь акватории более трех тысяч квадратных метров и находящимися в государственной (федеральной, субъектов Российской Федерации) или муниципальной собственности, которые влекут или могут повлечь их отчуждение, не допускается". В окончательной редакции комментируемого ВК такие положения не сохранились. Их сохранение не позволило бы отчуждать земельные участки с прудами и обводненными карьерами не только в черте поселений (городских и сельских), но и в километре от нее, независимо от нахождения (отнесения) земельного участка с прудом или обводненным карьером на (к) той или иной категории земель.

8. Естественное изменение русла реки не влечет прекращение права федеральной собственности на реку (часть 5 статьи 8 ВК). Искусственное же изменение русла реки без разрешения соответствующих федеральных ОГВ не допускается (незаконно).

В отношении естественного изменения местоположения других водных объектов сохранение его за прежними собственниками не установлено. Другими словами, допускается, что малейшее естественное изменение местоположения водного объекта (кроме находящейся в федеральной собственности реки) может быть основанием прекращения права собственности, в том числе федеральной. Ранее статья 34 ВК-95 сохраняла за прежним собственником любой естественно переместившийся водный объект.

9. Часть 6 статьи 8 ВК указывает на то, что ее положения распространяются только на поверхностные водные объекты. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Закон РФ "О недрах", регулирующий в том числе использование подземных вод, устанавливает "государственную" собственность на недра, совместное ведение РФ и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения недрами и запрещает отчуждение участков недр в частную собственность. Следовательно, в настоящее время передача подземных водных объектов в частную или муниципальную собственность не допускается.

Проект нового ФЗ "О недрах", внесенный Правительством в Государственную Думу 17 июня 2005 года (проект N 187513-4), все недра и содержащиеся в них ресурсы относит исключительно к федеральной собственности.


Статья 9. Право пользования водными объектами



Комментарий к статье 9


Статья 9 ВК имеет в основном отсылочный характер: часть 1 - к главе 3 (см. комментарий к статьям 11 - 23 ВК); часть 2 - к другим положениям ВК и "существу правоотношений", часть 3 - к законодательству о недрах.

Естественное изменение русла реки может повлечь изменение или прекращение права пользования ею (в зависимости от того, какая река, участок реки, где она протекает, кто и как пользуется рекой и т.п.). Однако собственник реки - Российская Федерация - остается при этом прежний (часть 5 статьи 8 ВК).

В соответствии со статьей 10.1 Закона РФ "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. Порядок приобретения права пользования подземными водными объектами определяется другими положениями Закона РФ "О недрах", который намечен Государственной Думой к принятию в новой редакции в ближайшее время.


Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами


Комментарий к статье 10


1. Часть 1 статьи 10 ВК устанавливает, что право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям, установленным ВК и гражданским законодательством. В ВК эти основания установлены только комментируемой статьей: по решению суда (часть 3), ОГВ или ОМС (часть 4). В последнем случае водопользование может быть прекращено только в случае необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд (часть 4 статьи 10 ВК).

Водный объект передается в пользование на основании договора водопользования или решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование (глава 3 ВК). Решением суда может быть прекращено действие как договора, так и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

При прекращении водопользования по любому основанию водопользователь обязан совершить действия, предусмотренные частью 6 комментируемой статьи.

2. На положения статьи 10 ВК оказали влияние положения ЗК о прекращении права пользования земельными участками (в том числе с водными объектами), прежде всего статья 54 ЗК, в которой принудительное прекращение права пользования земельным участком связывается с предварительным наложением административного штрафа. Указанные в части 3 статьи 10 ВК основания прекращения права пользования водным объектом подпадают под такое административное правонарушение, как "водопользование с нарушением его условий", предусмотренное статьей 7.6 КоАП, изложенной в новой редакции статьей 16 Вводного закона (см. комментарий к ней). Однако в части 5 статьи 10 ВК говорится не о предварительном наложении штрафа, а о вынесении предупреждения уполномоченным ОГВ или ОМС. Форма предупреждения должна быть установлена Росприроднадзором, уполномоченным Правительством "применять меры предупредительного характера с целью пресечения фактов нарушения законодательства" (пункт 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства от 30 июля 2004 года N 400). Вместе с тем прекращение водопользования без предварительного наложения штрафа фактически отменило бы действие соответствующих положений КоАП, что недопустимо.


Таким образом, за нарушение условий водопользования, указанных в части 3 статьи 10 ВК, решением органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, может быть наложен штраф, а затем после вынесения предупреждения водопользование прекращено по решению суда (обычно по заявлению того же органа). За совершение некоторых других правил водопользования предусмотрено только наложение штрафа, но не прекращение водопользования.

По сути, в статье 10 ВК содержатся положения об административной ответственности за нарушение правил водопользования. Подробнее об этом см. комментарий к статье 68 ВК.

3. Согласно части 2 статьи 10 ВК право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с Законом РФ "О недрах" право пользования недрами прекращается:

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае нарушения условий переоформления лицензии.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7) по инициативе владельца лицензии;

8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством о недрах;

9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

Отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится за счет недропользователя, кроме случаев возникновения угрозы здоровью людей (при отсутствии вины недропользователя) и чрезвычайных ситуаций. При возникновении угрозы здоровью людей или чрезвычайной ситуации пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр. В иных случаях решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.



Глава 3. ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ


Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование


Комментарий к статье 11


1. Из наименования главы 3 ВК можно сделать вывод, что она допускает водопользование только по предварительно заключенному письменному договору и одностороннему решению уполномоченного органа. Между тем статья 11 ВК, имеющая в главе 3 ВК характер своеобразной "общей части", предусматривает широкий перечень целей водопользования, не требующих предварительного заключения договоров или принятия решений.

Положения ВК о водопользовании существенно отличаются от ВК-95. В частности, комментируемый ВК, в отличие от ВК-95, не предусматривает лицензирование водопользования (оно сохранено для использования подземных водных объектов, пользования водными объектами в связи с охотой и водными объектами, содержащими природные лечебные ресурсы) и непосредственно устанавливает случаи предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решений соответствующих ОГВ или ОМС (а не договоров). Ничего не говорится в ВК о договоре безвозмездного пользования водными объектами и о водных сервитутах. Другими словами, основания пользования водными объектами в соответствии с новым ВК существенно изменились.

2. Исходя из положений комментируемой статьи, водный объект может предоставляться в пользование:

- на основании договора водопользования (часть 1);

- на основании решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование (часть 2);

- без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование (часть 3).

Перечни целей водопользования в частях 1 - 3 статьи 11 ВК исчерпывающие и изложены "по количественному возрастанию".

Сначала в части 1 названо всего три цели договорного водопользования. Причем и из них допускаются исключения "в пользу" водопользования по решению ОГВ или ОМС либо без такого решения.

Затем, в части 2 - одиннадцать целей водопользования по решениям ОГВ или ОМС, которые могут не понадобиться, если водопользование соответствует одной из целей, указанных в части 3 статьи 11 ВК. Абзац первый части 2 статьи 11 ВК не допускает "замену" решения о предоставлении водного объекта в пользование договором водопользования.

И наконец, в части 3 - семнадцать целей водопользования, не требующих ни письменных договоров, ни решений уполномоченных органов, некоторые из которых содержат несколько "подцелей" водопользования (например, "рыболовство, рыбоводство, охота" - пункт 10 статьи 11 ВК), в числе которых не только бытовое водопользование, но и судоходство и водопользование для научных целей. Причем если водопользование "по договору" и "по решению" допускается только на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то водопользование "без договора или решения" - на водных объектах любой формы собственности.


Все это позволяет прийти к выводу, что статья 11 ВК отдает приоритет общедоступному бесплатному водопользованию: для любительского рыболовства, купания, полива садовых участков и др. Это значит, что такое водопользование может начаться по односторонней инициативе самого водопользователя, без (до) чьих-либо разрешений, согласований и указаний. Поскольку для указанных в части 3 статьи 11 ВК целей водопользования не требуется заключения договоров и принятия властных решений, глава 3 ВК в дальнейшем о них не упоминает, предусматривая положения только о таких договорах и решениях.

Договорам водопользования посвящены статьи 12 - 20 ВК. Решениям уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование посвящено меньше статей - статьи 21 - 23 ВК. Как видно, ВК содержит более подробные положения о договоре водопользования.

Подробнее о водопользовании для различных целей см. комментарий к главе 5 (статьи 37 - 54 ВК).


Статья 12. Договор водопользования


Комментарий к статье 12


1. Договор водопользования может быть заключен только для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов и использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов, для производства электроэнергии. Не запрещено заключение договора водопользования с одним лицом для осуществления различных названных водопользований. Для всех остальных видов водопользования требуется либо решение уполномоченного ОГВ или ОМС, либо не требуется ни решения, ни договора (см. комментарий к статье 11 ВК).

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи одной из сторон договора водопользования (своеобразным арендодателем) является исполнительный ОГВ РФ, субъекта РФ или ОМС - в зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится водный объект. Другая сторона договора водопользования (водопользователь, своеобразный арендатор) - юридическое или физическое лицо.

Вместе с тем ВК допускает нахождение прудов и обводненных карьеров в частной собственности, и такие водные объекты тоже могут сдаваться в аренду. В таких случаях орган публичной власти не является стороной договора. Поэтому к таким договорам не применяются положения ВК об участии в договорах водопользования органов публичной власти. Причем среди положений о договоре водопользования таких большинство: статьи 11 (часть 1), 12 (часть 1), 15 (второе предложение части 1 и часть 3), 16 (части 2, 3 и 4), 19 (части 1, 2 и 3), 20 (часть 3). Остальные положения ВК о договоре водопользования применимы и к договорам аренды, заключенным в отношении водных объектов, находящихся в частной собственности.

Часть 1 статьи 12 ВК допускает договор водопользования не только в отношении целого, но и части водного объекта. Это согласуется с принципом водного законодательства, в соответствии с которым использование водных объектов может осуществляться несколькими водопользователями (пункт 13 статьи 3 ВК).